Г.Верхофстадт: Господин Президент, господа, мы рады видеть вас на этой пресс-конференции. Президент Путин посещает Бельгию не впервые. Могу сказать, что наши встречи проходят практически ежегодно: мы вели переговоры в 2001, 2002, 2003 году. Я горд, что сегодня Президент России будет участвовать в открытии выставки «Европалия–Россия 2005».
В том, что касается вопросов, обсуждавшихся сегодня, то прежде всего мы подняли двусторонние вопросы и отношения между Россией и Бельгией, затем – взаимодействие в международных организациях и, прежде всего, в связи с Европейским Союзом. Нас ждет интересный год. В 2006 году Россия будет председательствовать в «большой восьмерке» и Совете Европы, а Бельгия станет председателем ОБСЕ.
Что касается конкретных результатов нашей работы сегодня, то, как вы видели, подписана Совместная программа действий между Россией и Бельгией на три ближайших года. Это уже четвертая программа, но впервые она подписывается на три года. В этой Программе мы обязались развивать политический диалог, взаимодействие в областях науки, экономики и культуры. Первое заседание совместного комитета по реализации нынешней Программы состоится уже 20 декабря этого года.
Также мы обсудили ряд конкретных проектов, прежде всего углубление взаимодействия между Антверпеном и Россией в области обработки алмазов. Следующий проект – взаимодействие в сфере энергии и газа и возможность более тесного сотрудничества между российскими компаниями, активными в этой сфере на бельгийском рынке, и Бельгией, а также возможность превращения Бельгии в центр западноевропейских газораспределительных сетей.
Могу также заявить вам, что в 2006 году Бельгия направит миссию своих деловых представителей в Россию под председательством наследного принца.
И, наконец, мы обсудили вопросы председательства Бельгии в ОБСЕ в 2006 году. Хочу сразу подчеркнуть, что Бельгия собирается играть роль «честного брокера» в разрешении конфликтных ситуаций на пространстве бывшего СССР. Могу сразу заявить, что мы будем всеми возможными способами помогать сторонам найти взаимоприемлемые решения.
В.Путин: Уважаемые дамы и господа, прежде всего хочу поблагодарить Его Величество Короля Альберта II за приглашение. Та атмосфера визита, которая была создана нашими бельгийскими коллегами, – атмосфера теплая, откровенная, способствующая развитию дружественных отношений, – говорит о хорошем темпе, который набран в развитии двусторонних связей между Россией и Бельгией. И я, и мои коллеги обратили внимание не просто на осведомленность Его Величества в развитии двусторонних связей, а на явную заинтересованность в том, чтобы, основываясь на богатых традициях сотрудничества и взаимопонимания, развивать наши отношения в гуманитарной сфере, в сфере человеческих связей, общения между людьми, создавать хорошие предпосылки, базу для развития экономических связей.
И, конечно, мы все сделаем для того, чтобы визит представительной бельгийской деловой делегации в следующем году прошел на самом высоком уровне и увенчался успехом.
Очень обстоятельный разговор у нас состоялся и с господином Премьер-министром и его коллегами. Я полностью согласен с оценкой совместного документа, с Совместной программой действий на три года. За прошлый год взаимный товарооборот у нас составил три миллиарда, а за первые полгода текущего года – уже два миллиарда долларов США. Только в прошлом году прирост составил 34 процента. Мы говорили сегодня о совершенно конкретных вещах и начали, естественно, с энергетического взаимодействия. Около трети всех импортируемых в Бельгию нефтепродуктов имеют российское происхождение: это либо прямые поставки, либо через посредников. Мы отмечаем и приветствуем заинтересованность наших бельгийских коллег в расширении сотрудничества в газовой сфере. «Газпром» договаривается со своими партнерами в Бельгии о строительстве крупного газового хранилища. И, если этот проект будет реализован, он, безусловно, станет одним из серьезных элементов большого проекта Северо-Европейского газопровода. Потому что газ в хранилище будет поступать именно по этой трубопроводной системе – и из него может быть использован как для потребителей в самой Бельгии, так и для последующих поставок в другие страны Европы, в том числе через строительство дополнительных газопроводных сетей.
Бельгийская ювелирная промышленность – один из крупнейших потребителей российских алмазов. Мы сегодня обсуждали и эту проблему. Мы знаем заинтересованность наших партнеров и намерены расширять взаимодействие в этой сфере, а также в наукоемких отраслях, в металлургии, химии, производстве оборудования для пищевой промышленности.
Нам удалось затронуть вопросы международной политики, в том числе взаимодействие в международных организациях, в частности в ОБСЕ и, разумеется, с Евросоюзом.
Важнейшим событием в культурной жизни наших стран и Европы в целом можно по праву назвать фестиваль «Европалия–Россия 2005». В рамках этого события пройдут гастроли ведущих российских балетных и музыкальных коллективов, будет развернуто порядка десятка крупных выставок. Я убежден, что фестиваль позволит сделать шаг не только к сближению наших народов, но и в формировании общего европейского гуманитарного пространства.
Вопрос: Я поняла, что значительная часть ваших переговоров была сосредоточена на обсуждении энергетических вопросов, в частности Северо-Европейского газопровода. Скажите, готова ли Бельгия участвовать в финансировании этого проекта и на каких условиях?
И еще. Господин Путин сказал, что сегодня Россия на треть покрывает рынок нефтепродуктов в Бельгии. Планируется ли расширение экспортного присутствия России на бельгийском рынке и за счет каких компаний?
Г.Верхофстадт: Мы будем обсуждать этот вопрос. И, конечно, будем заниматься развитием терминала Зеебрюгге.
В.Путин: Первое, что хочу сказать, – участники процесса не нуждаются в дополнительном привлечении финансовых ресурсов для реализации проекта Северо-Европейского газопровода. Необходимые ресурсы у них есть. Но мы заинтересованы тем не менее в расширении количества участников, потому что это делает проект более сбалансированным, более надежным и более стабильным. Он совершенно очевидно повышает энергетическую безопасность Европы, поскольку диверсифицирует транспортные возможности и снижает цену конечного продукта. Сегодня не только Германия, но и многие другие страны Европы проявляют прямой интерес к участию в этом проекте. Это французские, голландские, британские фирмы. Как я уже сказал, «Газпром» договорился с бельгийскими партнерами о строительстве хранилища газа. А в это хранилище, повторяю, газ должен прийти по Северо-Европейскому трубопроводу. Еще раз хочу подчеркнуть – мы не намерены что‑либо делать во вред кому бы то ни было. Мы просто исходим из крайней необходимости для Европы создать для себя благоприятные условия экономического развития.
Что касается присутствия на бельгийском рынке российских компаний. Вы спросили, что будет делать Россия в этом направлении. Ничего не будет делать. У нас практически все нефтяные компании приватизированы. Свою задачу мы видим в том, чтобы создавать условия для развития энергетической отрасли в самой России, а обеспечивая необходимое количество нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, создавать условия, чтобы компании имели возможность увеличивать добычу и свои поставки за границу. Что до того, кто будет добывать и в каком объеме, то это прежде всего касается участников экономической деятельности. В последние годы мы наращиваем и добычу, и объемы продаж. И дальше будем стремиться к этому.
Вопрос: Западная Европа все больше становится зависимой от поставок российских нефти и газа. Могли бы Вы гарантировать, что Россия никогда не будет использовать эту зависимость для осуществления давления на страны Западной Европы?
В.Путин: Я могу сказать, что сегодня на бельгийском рынке нашего газа почти нет. Есть небольшие поставки, но они, как правило, незаметны, так как идут через посредников. Элементарные знания в этой области показывают, что чем больше продукта, тем он дешевле или, во всяком случае, стабильнее цены. Такая страна Евросоюза, как Финляндия около 90 процентов своих потребностей в натуральном газе покрывает за счет поставок из России. И все довольны.
Хочу вам сказать еще об одном очень важном элементе нашего сотрудничества со странами Евросоюза в этой сфере. Впервые мы приняли стратегическое для нас решение. Мы намерены увеличить свои поставки газа в Европу на 60 миллиардов кубометров в ближайшие годы. Контракты уже подписаны. Но самое главное в том, что мы согласились с тем, что некоторые западноевропейские фирмы станут участниками компаний, которые будут принимать участие в добыче газа на территории Российской Федерации. Мы вместе с ними будем строить трубу по дну Балтийского моря. Они, в свою очередь, пустили нас в компании, которые занимаются распределением газа и электричества на территории своих стран. Таким образом, создаются условия для того, чтобы европейские партнеры видели, как у нас происходит добыча, участвовали в ней напрямую, а наши компании участвовали напрямую в распределении. Создается устойчивая, сбалансированная система интересов на длительное время вперед. Кроме того, мы знаем о перспективах газодобычи в традиционных газовых странах Европы – в Великобритании и Норвегии. Добыча там падает. Мы хотим вести себя с нашими партнерами очень кооперативно. Со многими фирмами – британскими, голландскими – сейчас ведутся переговоры о совместной деятельности, что ведет в конечном счете к повышению энергетической безопасности Европы, с тем чтобы таких вопросов больше не возникало.
Г.Верхофстадт: Могу добавить к тому, что было сказано, что нашей целью является обеспечение дополнительных поставок газа, в том числе российского, на бельгийский рынок. Конечная цель – увеличить конкуренцию и таким образом снизить цену. В наших планах также создание газового хранилища в Бельгии в Зеебрюгге.