В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Искренне рад новой встрече с большим другом России Председателем Совета министров Италии Сильвио Берлускони. Состоявшиеся здесь, в Сочи, встречи и беседы считаю исключительно полезными: у нас была возможность в неформальной обстановке доверительно обсудить широкий круг двусторонних вопросов, актуальные региональные и международные проблемы.
Прежде всего были детально проанализированы перспективы российско-итальянского политического диалога, торгово-экономического и межрегионального сотрудничества, а также взаимодействия в гуманитарной сфере. Мы с удовлетворением отметили, что товарооборот между нашими странами последовательно растет. По итогам первых шести месяцев этого года он увеличился на 55 процентов и составил 10,6 миллиарда долларов США.
Сегодня на повестке дня – совершенствование структуры российского экспорта в Италию, расширение притока итальянских инвестиций в экономику России, содействие российским инвестициям в Италию. И здесь большое значение имеют инициативы, направленные на развитие прямых контактов деловых сообществ двух стран.
В связи с этим приветствуем решение итальянского правительства о проведении в 2005–2006 годах Года Италии в России. Добавлю, что в июне сего года, впервые за последние 30 лет, в Риме проведена национальная выставка российских производителей «Торгово-экономическое сотрудничество России и Италии: реалии и перспективы». Мы подчеркнули важность реализации программы создания в России промышленных округов с использованием итальянского опыта. Позволю себе напомнить, что эта инициатива была выдвинута господином Берлускони здесь же, в Сочи, в 2002 году.
Мы намерены развивать сотрудничество в области высоких технологий – сегодня много говорили об этом, – прежде всего в таких сферах, как аэрокосмическая, связь, телекоммуникации. Здесь есть не только хороший совместный наработанный опыт, но и серьезные совместные проекты.
О весомых возможностях нашего партнерства на этом направлении свидетельствуют, в частности, итоги Международного авиакосмического салона «МАКС-2005». В ходе его работы филигранное мастерство продемонстрировали летчики итальянской «Фрэчче Триколори». Должен вам сказать – российские коллеги знают, – я встречался недавно с российскими специалистами, с российскими летчиками, и они в самых восторженных выражениях отзывались о профессиональном мастерстве их итальянских коллег. Но важно и другое, важно то, что в ходе этой выставки достигнуты серьезные договоренности между российскими и итальянскими компаниями об активизации взаимодействия в области авиастроения.
Приоритетной отраслью остается для нас и топливно-энергетический комплекс. Речь идет о продвижении совместных проектов как в двустороннем плане, так и в рамках конкретных программ на общеевропейском уровне. Отрадно, что активно развиваются гуманитарные связи. Начал свою работу российско-итальянский Форум диалога гражданских обществ. Мы с господином Берлускони считаем, что эта площадка имеет большой потенциал для налаживания прямых контактов и реализации совместных инициатив представителей общественных организаций, деятелей науки, культуры, образования двух стран.
Отмечу большой успех выставки «Россия–Италия: сквозь века». Она поочередно проводилась в 2004–2005 годах в Риме и Москве и собрала в общей сложности более полумиллиона посетителей. Убежден, для наших стран, обладающих богатым культурным, научным, образовательным потенциалом, гуманитарное сотрудничество особенно значимо и востребовано. И мы с моим коллегой намерены и впредь оказывать масштабным культурным акциям и мероприятиям необходимое содействие и поддержку.
Большое внимание на переговорах было уделено внешнеполитическому взаимодействию Италии и Российской Федерации. Одной из центральных тем стала активная борьба с международным терроризмом. И в канун годовщины трагедии в Беслане хочу еще раз выразить нашу особую признательность народу и руководству Итальянской Республики за моральную поддержку и конкретную помощь в преодолении последствий этого поистине чудовищного преступления.
Мы с господином Берлускони едины в том, что позиция мирового сообщества в отношении террористов должна быть солидарной, жесткой, не допускающей двойных стандартов и никакой двойной трактовки. Наши страны твердо выступают за укрепление антитеррористической деятельности ООН, в частности в рамках Контртеррористического комитета Совета Безопасности.
Мы обсудили пути развития стратегического сотрудничества России с ЕС и НАТО. Рассчитываем, что и впредь Италия будет оказывать содержательную поддержку России в развитии наших партнерских отношений с этими структурами. Состоялся плодотворный обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной жизни. Среди них – ситуация в Ираке, положение на Ближнем Востоке, другие вопросы. Кроме того, мы рассмотрели ряд других региональных вопросов, в том числе в контексте подготовки к Саммиту-2005 в Нью-Йорке. И я еще намерен чуть позднее в ходе нашего общения в течение этого дня и завтра утром поговорить и посоветоваться с Председателем Правительства Италии по поводу нашего председательствования в «восьмерке» в 2006 году.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что в России придают большое значение добрым партнерским отношениям с Италией. И мы высоко ценим конструктивный настрой Председателя Правительства Италии господина Берлускони на их динамичное поступательное развитие.
Благодарю вас за внимание.
С.Берлускони: Спасибо, господин Президент. На самом деле для меня большая радость и честь быть Вашим гостем в Сочи и иметь возможность обменяться с Вами мнениями по проблемам и темам, которые касаются международной политики и отношений двух наших стран. Наши беседы на протяжении многих часов действительно позволят обсудить все международные темы, понять, какую позицию занимают наши правительства. На самом деле эти позиции основываются на одних и тех же взглядах, надеждах и опасениях.
Что касается сотрудничества между нашими странами, то оно развивается по направлению безусловной дружбы, взаимоуважения, следуя традиции, которая сложилась в веках между нашими странами. Это сотрудничество развивается в самых различных областях: политической, культурной, а также торгово-экономической. Президент России Владимир Путин перечислил буквально по пунктам все инициативы, которые уже реализуются, и те, которые мы хотим провести в будущем, укрепляя наши отношения. Хочу подчеркнуть, что мы на самом деле придаем огромное значение сотрудничеству в областях передовых технологий между нашими странами в таких отраслях, как аэрокосмическая, связь, телекоммуникации. И считаю важным сказать о том, что мы подписали важнейшие соглашения. Сейчас нужно придать особый ритм реализации этих проектов, поддержку со стороны двух стран для того, чтобы мы могли не только вместе производить важнейшие высокотехнологические продукты, но и совместно решать вопрос их продажи на мировом рынке.
Естественно, мы намерены развивать наши отношения в области энергетики. В ближайшее время будут задействованы важнейшие контакты между нашими головными концернами и компаниями, работающими в этой области, с «Газпромом» и другими компаниями, чтобы развивать практическое взаимодействие в сфере энергетики.
Что касается гуманитарных и культурных инициатив между двумя странами, то могу сказать, что у нас на самом деле сложились постоянно действующие контакты, которые получат развитие и в дальнейшем.
В вопросах международной политики, что касается будущей встречи в Нью-Йорке, мы практически сопоставили наши взгляды. Думаю, что Президент России согласится со мной в этом: здесь не нужно ускорять проведение реформы ООН, а нужно добиться того, чтобы этот возможный проект реформы нашел бы наибольший консенсус во всем мире.
Этим хочу завершить свое выступление.
Мы прекрасно проводим время, мы продуктивно занимаемся обсуждением вопросов политического характера.
Спасибо.
Вопрос: У вас в Сочи предстоит длительное общение – почти три дня. В связи с этим вопрос: насколько личные контакты лидеров помогают преодолевать проблемы и стереотипы, которые, несомненно, существуют между НАТО, Россией и ЕС?
И второй вопрос. Вы уже сказали о сотрудничестве в области энергетики. Нельзя ли поподробнее остановиться на энергетическом российско-итальянском сотрудничестве?
В.Путин: Уровень наших отношений сегодня таков, в том числе и личных, что межгосударственных проблем просто нет.
Что касается взаимоотношений России с международными организациями, в которых голос и роль Италии заметны, то я уже сказал – и это касается и Евросоюза, и НАТО: мы стремимся к развитию отношений с этими организациями. В целом удовлетворены ходом нашего диалога и с Евросоюзом, и с Североатлантическим альянсом. Мы видим, что Италия искренне, как действительно наш друг старается и нам помочь – с одной стороны, понять нашу позицию и позицию их партнеров по этим организациям, а с другой – демонстрирует совершенно объективный подход при решении тех или иных проблем в поиске компромиссных решений. И это очень существенный фактор развития ситуации и в Европе, и в мире. Мы придаем этому очень большое значение.
Поэтому мы сегодня столько внимания уделили с господином Берлускони вопросам взаимоотношений России и Евросоюза, России и НАТО, обсуждению других проблем внеблокового характера, но тоже весьма чувствительных. Мы уже говорили: это и Ирак, и Ближний Восток, и многое другое.
Что касается энергетики, то Италия, безусловно, один из наших самых приоритетных партнеров в этой сфере. Как вы знаете, именно с итальянскими партнерами мы построили проект «Голубой поток», который идет по дну Черного моря в Турцию. В июле здесь у меня, в Сочи, в гостях был Премьер-министр Турции Эрдоган. У нас очень серьезные планы по развитию отношений в этой сфере, в том числе возможно продолжение сотрудничества и в трехстороннем формате. Италия – один из крупнейших потребителей российских энергоресурсов, и мы заинтересованы в том, чтобы нашим компаниям, прежде всего компании «Газпром», была предоставлена возможность дополнительных инвестиций в итальянский энергетический сектор, в том числе и в газораспределительные сети. Со своей стороны готовы рассмотреть возможность итальянских инвестиций в российскую энергетику так, как это мы, например, делаем с немецкими партнерами.
Мне приятно отметить, что у нас развиваются отношения не только с ЭНИ, – это наш традиционный, устойчивый, стабильный партнер, – но и с другими итальянскими компаниями, в том числе и с новыми партнерами, – всё на очень солидном, стабильном уровне и с хорошими перспективами.
Хотел бы отметить, что энергетика вызывает к жизни необходимость сотрудничества и в других областях. Например, в сфере электроэнергетики наша ведущая компания РАО ЕЭС намерена привлечь одну из крупнейших итальянских фирм для реализации своих проектов в Нижнем Новгороде. Как раз в сфере коммуникаций. В общем, энергетический сектор в известной степени является локомотивом движения вперед по пути наращивания и диверсификации наших отношений с Италией в сфере экономики.
С.Берлускони: Если мне позволит Президент России, то я хотел также добавить, что сотрудничество, которое сложилось между двумя странами, привело к тому, что уже сейчас в Италию идут российские инвестиции. Например, компания «Северсталь» приобрела за 500 миллионов евро 62 процента акций сталелитейной компании Lucchini, работающей в городе Брешиа. Это является для нас серьезным знаком, поскольку мы считаем, что инвестиции могут свободно направляться в одном и другом направлении, и знаком к этому является поддержка со стороны наших правительств.
Вопрос: Добрый день, господин Президент и премьер-министр. Хочу напомнить о словах господина Берлускони, который сказал, что и у России и Италии имеются как озабоченности, так и надежды относительно различных международных тем, и общие взгляды на их решение. Как вы видите перспективу возможной стабилизации в Ираке в виду того, что сунниты отказались от конституции Ирака? И еще насчет международных проблем: премьер-министр Берлускони говорит, что нужен большой, широкий консенсус по вопросу реформирования ООН. Так вот этот консенсус можно построить при вариантах нового постоянного Совета Безопасности ООН или при ротации мест среди различных стран? Как вы думаете, в чем будет достигнут консенсус?
В.Путин: Прежде всего по Ираку. Любое движение вперед в деле урегулирования ситуации в Ираке мы считаем в высшей степени позитивным. И если в ходе работы над конституцией удалось достичь ситуации, при которой часть из договаривающихся сторон смогла согласовать этот текст, это уже позитивно, и мы приветствуем это. Это уже хорошо.
Естественно, озабоченность вызывает то, что не все участники процесса, не все религиозные группы одинаково относятся к предложенному варианту. И я абсолютно убежден в том, что мы должны создать условия, при которых все этнические и религиозные группы Ирака придут к консенсусному решению этого сложнейшего вопроса. Более того, до тех пор, пока мы не сможем сформулировать такой ситуации, существует опасность вооруженного сопротивления. Нужно просто смотреть на это открытыми глазами. Это первое.
Второе. Что касается реформы ООН. Мы уже неоднократно заявляли свою позицию. У нас нет никаких проблем с приемом в постоянные члены таких стран, как Япония, Германия, Индия или Бразилия. Мы считаем, что в этой череде Германия, безусловно, имеет право претендовать на это место, и мы будем поддерживать кандидатуру Германии. Но только в том случае, если будет предложен такой вариант реформирования, при котором подавляющее большинство членов Организации Объединенных Наций будет его поддерживать. Мы очень бережно относимся к этому универсальному международному инструменту, замены которому в ближайшее время мы не видим. И опасаемся, что непроработанные решения могут привести к расколу организации. Поэтому еще раз повторю: Россия будет поддерживать такие предложения, которые очевидно будут встречать самую широкую поддержку среди членов Организации Объединенных Наций.
С.Берлускони: Что касается меня, то я должен отметить следующее: мы с большим воодушевлением приняли тему конституции Ирака. Ожидаем, что и отдельные провинции примут эту конституцию. Мы знаем о том, что есть трудности в тех провинциях, где большинство составляют сунниты. Но мы надеемся, что эти трудности удастся преодолеть, и конституция, основной, фундаментальный закон любой страны, который превращает обычное общество в государство, будет принят большинством населения Ирака. Мы надеемся, что это произойдет. Что касается текста конституции, то мне кажется, что он включает все основные принципы, характерные для настоящей демократии. Тот, кто ознакомится с проектом этой конституции, сможет убедиться, что он написан хорошо и в будущем сможет гарантировать демократию и свободу иракскому народу.
Что касается темы реформы Совета Безопасности ООН, то я знаю позицию Президента Путина – она была подтверждена и при нашей личной беседе, – что с учетом особых торгово-экономических связей, которые сложились в течение долгих лет, Россия поддержит кандидатуру Германии, если будут поддержаны все элементы реформы в самом широком смысле.
Мы считаем, что широкого консенсуса не будет. Сейчас нельзя говорить о реформе с основными мировыми лидерами, так как многие страны могут оказаться недовольными – страны, которые представляют отдельные континенты. Вхождение определенных стран этих континентов в Совет Безопасности ООН, безусловно, поставит в неудобное положение другие три или четыре страны этих континентов, поэтому нужно найти такой вариант реформы, который мог бы стать трамплином для преодоления недовольства, для того чтобы найти позитивный путь, ведущий к тому, чтобы привести этот институт к состоянию большей силы и авторитета в разрешении международных проблем. И этого можно добиться, если будет широчайшая поддержка и консенсус.
Мы являемся шестой страной по объему вложений в бюджет ООН, а сорок тысяч итальянских военнослужащих служат под эгидой ООН и участвуют в разных миротворческих операциях. Поэтому с нашей стороны совершенно легитимно ожидать, что Италия могла бы быть либо в ротационном порядке членом Совбеза ООН, либо в ходе реформы она не должна быть исключена из такого важного организма. Мы четко будем отстаивать свою позицию.
(Далее общение В.Путина и С.Берлускони с журналистами продолжилось в неформальном режиме.)