В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Мы хотели бы коротко проинформировать вас о той работе, которую мы проделали в ходе сегодняшней встречи, – работе по созданию Единого экономического пространства. Мы завершили определенный этап работы, подписали соответствующее заявление. И хотим отметить, что, во всяком случае, российская делегация удовлетворена результатами сегодняшней работы.
Во‑первых, она проходила в очень откровенной атмосфере, была в высшей степени продуктивной и обстоятельной. Мы договорились о том, что в ближайшее время, а именно до 1 декабря текущего года выйдем на подписание 29 документов в формате Россия–Казахстан–Белоруссия. И к 1 марта следующего года в этом же формате выйдем на подписание еще 15 документов. В целом это позволит нам создать условия для выравнивания и улучшения отношений в сфере экономического взаимодействия, создания единых конкурентных условий и единых таможенных правил. Мне приятно отметить, что к заявлению присоединилась и Украина, которая выразила готовность продолжить работу в формате «четверки», и будет присоединяться к тем или иным документам по мере готовности и проработки тех или иных документов.
Если вас интересуют какие‑то более предметные вещи, мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.
А сейчас я бы попросил моих коллег тоже сделать короткие заявления.
В.Ющенко: Я тоже хотел отметить, что мы выносим высокую оценку духу взаимопонимания, конструктивности по вопросам, которые выносились сегодня на повестку дня. Мне кажется, сегодня мы получили больше знаний, больше понимания о том процессе интеграции, о котором уже давно говорится.
Итогом нашего сегодняшнего заседания стало подписание четырьмя сторонами соответствующего заявления. Пакет из 29 соглашений касается формирования зоны свободной торговли. Сегодня Украина прошла дистанцию по 15 из этих документов, которые она готова подписать. Второй блок из 15 документов относится к блоку формирования таможенных и тарифных регуляций. Сегодня мы приняли решение, что по этому блоку вопросов Украина проведет изучение и рассмотрит их на предмет адаптации. Мы исходим из того, что сегодняшние договоренности позволяют каждой стране – участнику Единого экономического пространства иметь разноскоростную динамику адаптации соответствующих решений. Думаю, самое главное – это то, чтобы всем этим движениям был дан и общественный, и политический акцент в той или иной стране. Поэтому я сегодня глубоко удовлетворен результатом наших переговоров. И поэтому моя подпись стоит на этом документе. И я хотел бы поблагодарить всех моих коллег за продуктивное проведение этих переговоров.
Н.Назарбаев: Единому экономическому пространству всего два года четыре месяца. За это время Группа высокого уровня, как мы называем наших министров, проделала громадную работу. В сентябре прошлого года в Астане им было поручено подготовить пакет общих документов для создания полностью Единого экономического пространства – 93 документа. Из них выделили первоочередные – 29 в середине этого года, они с этой задачей справились и к сегодняшнему дню их подготовили. Как Владимир Владимирович сказал, подписание этих 29 документов запланировано на 1 декабря. Плюс 15 соглашений будут подписаны 1 марта [2006 года]. Это позволит нам согласовать все тарифы, и все наши таможенные пошлины будут одинаковыми.
Свободное движение товаров по‑настоящему возымеет свое действие. Оставшиеся документы – первые 29 надо ратифицировать, конечно, в наших парламентах – мы поручили подготавливать дальше. Что касается позиции Казахстана, мы готовы к подписанию всех 93 документов, чтобы выйти на полное создание Единого экономического пространства.
А.Лукашенко: Уважаемые товарищи!
Вы помните заявление белорусской стороны, когда мы начинали этот процесс, о том, что уже два года тому назад мы могли бы подписать все соглашения о формировании Единого экономического пространства практически не глядя, потому что нам вряд ли что это дает. Ведь мы с Российской Федерацией, нашим основным торговым партнером, продвинулись очень далеко.
К чему я это говорю. Поскольку тогда для нас это было не столь важно, мы даже не могли предполагать, что буквально спустя два года идея Единого экономического пространства окажется столь востребована. Почему? Потому что гигантское развитие экономик государств постсоветского пространства, не просто большой, а гигантский рост товарооборотов между нашими государствами сегодня востребовал и эту идею Единого экономического пространства. То есть те направления, те соглашения, документы, которые тогда мы начали прорабатывать, сегодня как никогда нужны, потому что без них мы не сможем такими темпами развивать наши экономики и удовлетворить рост товарооборота.
Особенность сегодняшней встречи, с моей точки зрения, состоит в том, что мы конкретно договорились, когда и сколько соглашений в ближайшее время мы подпишем: к концу нынешнего года 29, а в начале или в первой половине будущего года мы будем готовы подписать 15 соглашений. Если мы их подпишем, то эти соглашения фактически сформируют единое таможенное пространство «четырех», где будет полная свобода для продвижения капиталов, людей, товаров и так далее. То есть сегодня эта идея оказалась востребованной. И мы сделали значительный шаг здесь, на этой древней, седой земле для того, чтобы ускорить рост нашей экономики и товарооборота между нашими государствами.
В.Ющенко: Нет, наша позиция была, мне кажется, очень определенной. Если мы говорим о первом пакете, пакете формирования зоны свободной торговли, а если вы помните, в концепции это базовый, фундаментальный шаг к интеграции четырех стран. То есть, если мы говорим об этом пункте из 29 соглашений, мы говорим, что находим взаимопонимание по 15 пунктам, 14 плюс один, остальные позиции будут находиться в разработке. Почему? Потому что там затрагиваются две позиции, которые для нас воспринимаются сегодня конституционно очень сложно. Это речь идет о создании надгосударственного органа и передачи части суверенитета этому органу. Политически я исхожу из того, что получить санкцию на такой шаг сегодня в украинском парламенте невозможно. И с этим надо считаться.
И вторая позиция – это регулирование отношений с третьими странами, где, на наш взгляд, должен быть иного типа документ, который регулирует эти отношения, не минимизируя соответствующие двусторонние инициативы. Поэтому мы говорим, что мы идем в рамках того базового принципа интеграции, который заключен в концепции. Мы считаем, что каждая из сторон должна самостоятельно принимать решения о поддержании той или иной позиции пакета – или зоны свободной торговли, или таможенных отношений, как это записано в соглашении и концепции по созданию Единого экономического пространства. Мы должны понимать, что не исключено, что каждая из сторон будет иметь разную скорость интеграции в рамках этого проекта. Но это не мешает в обеспечении его реализации.
В.Путин: Россия провела переговоры практически со всеми странами СНГ по зоне свободной торговли. Практически со всеми странами мы договорились по этим изъятиям. Мы от них уходим.
Мы сделали очень серьезный шаг навстречу Украине совсем недавно, когда перешли на уплату косвенных налогов по стране назначения. По нашим оценкам, российский бюджет недополучил около 800 миллионов долларов. Соответственно, эти средства пришли в бюджет наших соседей-партнеров, в Украину. Мы сознательно пошли на этот шаг по нескольким обстоятельствам. Наполняемость российского бюджета сегодня находится на очень хорошем уровне. Фактически мы не страдаем от этой потери, но мы создаем более благоприятные либеральные условия для развития экономики и развития экономических связей между Россией и Украиной. Мы и дальше готовы идти по этому пути. Но мы полагаем, что все наши шаги навстречу нашим партнерам должны быть сбалансированными и должны сопровождаться встречным движением в нашу сторону. Вот в этом направлении и работают наши эксперты.
Что касается Единого экономического пространства, еще раз хочу сказать: единственной целью нашей работы здесь является создание единого тарифа, прежде всего таможенного, а потом и тарифов общих на транспорт, на энергетику. И создание одинаковых конкурентных условий функционирования участников в экономике наших стран. Мы исходим из того, что те документы, которые мы подготовили, могут вступать в силу пакетом. Двадцать девять и сорок четыре.
Любой из партнеров должен определить для себя: выгодно ему это с точки зрения экономики или нет. Поэтому я полностью согласен с Виктором Андреевичем [Ющенко]. Если в обществе, в парламенте в любой из наших стран есть какие‑то сомнения, то лучше не спешить. Лучше внимательно посмотреть, все взвесить за и против и только после этого принимать решения. Потому что в противном случае это будет смотреться, как нечто навязанное со стороны, что всегда контрпродуктивно. И наоборот, если мы будем работать, если мы подпишем 44 соглашения в марте следующего года, все это заработает реально, участники рынка и население наших стран увидят, что это дает плюс, тогда это другая ситуация. Мы будем стремиться именно к тому, чтобы наше сотрудничество приносило реальную пользу экономикам наших стран и нашему населению.