В.Путин: У Вас сейчас реализуется много интересных проектов и в стране, и за рубежом. Причем в странах СНГ и подальше. Как ситуация развивается?
О.Дерипаска: В Таджикистане подписан Меморандум о строительстве Рогунской ГЭС и расширении Таджикского алюминиевого завода, а также строительстве нового завода. Мы очень далеко продвинулись. Закончили технические согласования по проекту. Проект выполняли немецкие специалисты. После подведения итогов государственной технической экспертизы правительством Республики Таджикистан уже в ноябре этого года мы начнем строительство.
По алюминиевому заводу. Восстановлены объемы производства, заканчивается подготовка проекта по модернизации и строительству дополнительных очередей. Хочу сказать, что подписание соглашений – не только наших, но и РАО «ЕЭС» – подтолкнуло правительство республики к более активным действиям. Сейчас даже они нас торопят по каким‑то аспектам. Все вопросы по согласованиям решаются без сучка без задоринки. Кроме нас там присутствуют представители среднего бизнеса: строительные компании, производители удобрений, даже производители сельскохозяйственной продукции. И к ним такой же подход – никакой дискриминации, наоборот.
В.Путин: Как с конкурентами из других стран?
О.Дерипаска: Мы предложили лучшие условия, и, я так понимаю, на сегодняшний день правительство определилось – идет с нами.
В.Путин: Вы уже подсчитали, сколько примерно будет инвестиций по отдельным объектам и в энергетику?
О.Дерипаска: Станция – это порядка 1 миллиарда 200 миллионов, и порядка 600 миллионов долларов – это две очереди завода: модернизация сегодняшнего Таджикского алюминиевого завода и строительство нового.
В.Путин: Примерно 1 миллиард 800 миллионов. Средства аккумулируются?
О.Дерипаска: У нас решены собственные вопросы финансирования, привлечения банков. Мы сейчас готовим банковские ТЭО, и я не думаю, что там будут какие‑то проблемы.
В.Путин: В Черногории у Вас что‑то получилось?
О.Дерипаска: Да. Одна из компаний, которая представляла интересы «Русского алюминия», выиграла тендер. Сейчас мы заканчиваем согласование условий, и, я думаю, до конца года правительство передаст нам в управление пакет акций.
В.Путин: Здесь, в [Краснодарском] крае, у Вас тоже есть проекты.
О.Дерипаска: Это немножко не связано с основным бизнесом. Я здесь вырос. Так получилось, что мы провели такой интересный эксперимент: объединили несколько коллективных хозяйств, то есть бывших колхозов. И добились результатов за два года. Я даже такого не ожидал. Урожайность повысилась почти на пятьдесят процентов. Большие инвестиции – почти семьдесят миллионов долларов. Полностью изменили подход к обработке почвы, повысили зарплату. Мы смогли принципиально изменить все процедуры, которые существовали в коллективном хозяйстве, заинтересовали руководителей. В этом году объединение вышло на одно из первых мест в крае. Урожайность – я так понимаю, губернатор уже докладывал – почти семьдесят два центнера с гектара.
В.Путин: Основной‑то бизнес все‑таки как? Алюминиевый в Сибири?
О.Дерипаска: Согласовали с РАО ЕЭС. У нас был сложный процесс согласования с участием Министерства экономики, Министерства промышленности. Мы согласовали с РАО ЕЭС наше участие в строительстве Богучанской ГЭС. И, я так понимаю, что Министерство экономики и администрация края уже принципиально согласовали программу развития этого региона.
Вопрос там очень сложный. Он заключается не просто в строительстве станции и линий, которые свяжут ее с единой энергосистемой, но и в развитии инфраструктуры региона. Это значит и железные дороги, и освоение лесных запасов, месторождений. Насколько я знаю, МПС и «Российские железные дороги» решают проблему выхода на левую сторону Ангары. То есть за нами примерно 30 процентов этого проекта. Хотя начиналось все с нашей дискуссии с РАО ЕЭС, каким образом экономически более целесообразно закончить строительство Богучанской ГЭС. Если наш проект по строительству станции и алюминиевого завода – это примерно 1 миллиард 800 миллионов, то суммарный объем инвестиций там будет порядка четырех с половиной со всеми другими объектами. Рассматривается строительство целлюлозно-бумажного комбината и освоение ряда месторождений в Приангарье.
В.Путин: Смотрится весьма солидно.
О.Дерипаска: Самое главное, что без особых проблем мы сможем привлечь туда людей, восстановить настроение на площадке. Это, конечно, большая заслуга и РАО ЕЭС.
В.Путин: Как у Вас с Правительством? Как отношения с региональными властями по этой проблеме?
О.Дерипаска: Никаких проблем.
В.Путин: Все нормально?
О.Дерипаска: Губернаторы помогают. Важный вопрос заключается в прохождении экспертизы, потому что мы меняем ТЭО проекта, хотим ее поднять, сделать повыше, так как она и планировалась не до отметки 185, а 208 метров. Нужно будет согласовать. Возникает вопрос с зоной затопления, лесоуборкой в этой зоне, а также переселением некоторых деревень. Прорабатываем с администрацией края, как это наиболее экономично и быстро решить. Думаю, что если мы уложимся в сроки, которые нам определило Министерство экономики – это ноябрь, – то 1 ноября подготовим весь комплект документов по началу строительства для рассмотрения в Правительстве.