В.Путин: Добрый день!
Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу), итоги за июль у Вас уже есть, последний вариант?
Г.Греф: Владимир Владимирович, у нас подведены пока первые предварительные итоги по промышленности за июль текущего года. Со снятием календарного и сезонного фактора рост промышленного производства в июле составил 0,8 процентного пункта, по отношению к июлю прошлого года – 4,9 процента. Итого за 7 месяцев у нас накопленным итогом рост промышленного производства составляет 4,1 процентного пункта.
По валовому внутреннему продукту, я думаю, мы до четверга подведем итоги тоже. Сегодня утром пока первые цифры получили по промышленности. Важным является то, что после интенсивного роста в июне–июле темпы роста несколько ниже, но они продолжаются, и это очень важно.
По всем основным секторам обрабатывающей промышленности рост несколько выше, чем в сырьевых отраслях, что также является положительным сигналом.
В.Путин: И прогнозный показатель давайте за текущий год и на следующий.
Г.Греф: Мы как раз рассматриваем, на этой неделе у нас начинается бюджетный процесс в Правительстве перед внесением бюджета в Думу, и мы первым вопросом на заседании Правительства рассматриваем прогнозные показатели на текущий год и на последующие три года.
Мы несколько исправили те прогнозные показатели, которые мы ожидали в текущем году. Прогноз на текущий год у нас был 5,6 процента, сейчас мы исправили в большую сторону – 5,9 процента по росту ВВП и на следующий год – 5,8 процента.
Мы учли в прогнозе все те меры, которые планирует Правительство по оживлению ситуации в перерабатывающих секторах, институциональные реформы, те добавки, которые были спроектированы в бюджете будущего года по финансированию федеральных целевых программ, социальных программ, повышению заработной платы. И в принципе те показатели, которые мы сегодня спланировали, базируются на весьма реальной цене на нефть. Мы в этом году взяли цену на нефть 48 долларов за баррель – при планируемой изначально в 40. И на следующий год прогноз заложен, показатель цены на нефть марки Urals – 40 долларов за баррель.
В принципе если все эти показатели, которые были заложены, будут исполнены, то рост в этом году, как мы ожидаем, будет 5,9–6 процентов, в следующем году – на уровне 5,8, может быть, в зависимости от того, насколько будет благоприятная конъюнктура, даже немножко повыше.
В.Путин: Разрыв по цене между Urals и Brent, кстати, не очень справедливый.
Г.Греф: Да, разрыв, особенно в последнее время – на высокой цене. Конечно, это становится очень чувствительным для экономики России. Разница в 5–6 долларов, конечно, она очень существенная. Но в принципе думаю, что можно будет осенью посмотреть этот вопрос, когда будем рассматривать дифференцированную систему налога на добычу полезных ископаемых. Можно посмотреть этот вопрос, есть предложения определенные.
В.Путин: Но там возможно несколько подходов, надо более комплексно посмотреть.
Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Жукову), что‑нибудь по бюджетному процессу можете еще добавить?
А.Жуков: Да, Владимир Владимирович. Министерство финансов внесло в Правительство проект бюджета на следующий год, который мы будем также рассматривать на заседании Правительства в четверг. Доходы бюджета 2006 года прогнозируются на уровне 5 триллионов 46 миллиардов рублей – по сравнению с утвержденным бюджетом этого, 2005-го, года в 3триллиона 326 миллиардов. Расходы бюджета – 4 триллиона 270 миллиардов рублей на следующий год, также на триллион 200 миллиардов с лишним больше, чем в этом году. При этом превышение доходов над расходами составит 776 миллиардов рублей. Предполагается, что курс рубля по отношению к доллару будет достаточно стабильным, в среднем в следующем году он составит 28,6 рубля за доллар. И с учетом этого курса интересно сравнить бюджет 2006 года с бюджетом 2005 года в долларовом выражении. В 2005 году утвержденный бюджет в долларовом выражении – 110,9 миллиарда долларов, а в 2006-м – 176,4; по доходам это 159 процентов, то есть почти на 60 процентов больше. Ну и по расходам то же самое: если в 2005 году в долларовом выражении это 93,4 миллиарда долларов, то в следующем году – 142, 2 миллиарда долларов. И, несмотря на то, что планируется такое существенное увеличение расходов бюджета, конечно, здесь в первую очередь имеются в виду социальные программы и инвестиционные программы, что в общем‑то дает нам возможность назвать бюджет следующего года бюджетом развития. Мы прогнозируем, что инфляция будет снижаться и будет где‑то в пределах от 7 до 8,5 процентов в следующем году. То есть та, я бы сказал, финансовая и денежно-кредитная политика, которую мы проводили в прошлые годы и на протяжении всех последних пяти лет, будет сохраняться, то есть превышение доходов над расходами и снижение инфляции.
В.Путин: Хорошо.
Как у нас последние события в Чеченской Республике? Что там делается сейчас?
Р.Нургалиев: Владимир Владимирович, обстановка в Чеченской Республике довольно‑таки сложная. Последнее, что было, – в Рошни-Чу Урус-Мартановского района было очень серьезное боестолкновение, в результате которого и со стороны федеральных сил есть погибшие. Банда до 50 человек вошла в Рошни-Чу для того, чтобы предъявить ультиматум главе администрации, который в принципе пророссийски настроенный человек, человек, который пользуется авторитетом, практически в последнее время отстаивал позицию и был настроен против бандитов именно в этом районе. В результате мероприятий, которые были проведены бандитами, он от своих позиций не отказался, вступил в бой, уничтожил одного из боевиков, двоих ранил. И в результате принятых мер население Урус-Мартановского района его поддержало в этом направлении. Сейчас идут мероприятия по преследованию бандитов. Это – не будем говорить: банда – остатки банды одного из главных бандитов, который непосредственно действует в равнинной части. Цель его была дестабилизировать ситуацию в равнинной части Чеченской Республики.
За последнее время только в Веденском и Урус-Мартановском районах были проведены комплексные операции, которые позволили дезорганизовать банду и провести комплексные мероприятия по ее разобщению. Отдельные элементы этой банды проявили себя именно в этом населенном пункте.
В.Путин: Нужно оказать помощь всем пострадавшим и семьям погибших наших сотрудников, в том числе и по восстановлению домов.
Р.Нургалиев: Есть.
В.Путин: Если нужна помощь Правительства, подготовьте соответствующее обращение на имя Председателя Правительства. Сделаем. Так же, как и нужно продолжать решение вопросов социально-экономического характера. У нас есть план соответствующий. Пожалуйста, прошу не ослаблять к этому внимание.
Как идет работа по размещению горных бригад?
С.Иванов: Там все идет по плану. После Вашего посещения мы сейчас вместе с Германом Оскаровичем [Грефом] договорились о проведении единых конкурсов на закупку обмундирования, причем не только для вот этих двух горных бригад…
В.Путин: Но не такое, которое Вы мне показывали.
С.Иванов: …Да, другое совершенно, новое обмундирование. Оно будет не только для военнослужащих этих двух горных бригад, но также для спецназа ГРУ, действующего в горных условиях, и для одного батальона Воздушно-десантных войск из состава Новороссийской дивизии ВДВ, поскольку один батальон тоже будет готовиться по программе горной подготовки.
И второй конкурс мы будем проводить на оснащение вооружением, средствами связи вот этих же подразделений. Когда мы будем готовы, мы доложим.
В.Путин: Дивизия внутренних войск у нас будет тоже размещаться в горной части. И я думаю, что будет правильно, если это будет по единой программе сделано.
С.Иванов: С одними средствами связи.
В.Путин: Две бригады Министерства обороны и дивизия внутренних войск. Это как войсковое прикрытие государственной границы.
Что по учениям, Сергей Борисович?
С.Иванов: У нас сейчас начинается активная фаза военных учений. Буквально завтра дальняя авиация ВВС России начинает учения с практическими пусками крылатых ракет. В среду, послезавтра, начинаются крупные учения Северного флота, в том числе с боевыми пусками межконтинентальных баллистических ракет и окончательной подготовкой нашего авианосца «Адмирал Кузнецов» к походу в Атлантику, который займет несколько месяцев (имею в виду поход, а не подготовку).
На этой неделе, 18 числа, мы начинаем практическую подготовку к российско-китайским военным учениям. Эти учения будут состоять из трех этапов. 18–19 августа во Владивостоке начальники двух генеральных штабов встретятся и обсудят военно-политическую ситуацию в регионе в плане региональной безопасности, а 20–22 августа уже на территории Китая, на Шаньдунском полуострове, военные руководители окончательно утвердят план практических учений (взаимодействие, связь и всё, связанное с безопасностью), а с 23 августа по 25 августа будет проходить активная фаза учений в прибрежной зоне Желтого моря. От российских Вооруженных Сил в учениях примут участие 1800 военнослужащих, с китайской стороны – 8 тысяч военнослужащих Народной освободительной армии Китая. С нашей стороны мы задействуем 11 самолетов, это истребители Су-24, Су-27, транспортные самолеты Ил-76 и танкеры Ил-78, самолеты дальней авиации Ту-95 и Ту-22 (это морские дальние самолеты), а также 5 кораблей. Кроме этого, в учениях с нашей стороны примут участие рота морской пехоты, которая будет непосредственно десантироваться на побережье, и рота Воздушно-десантных войск из Псковской контрактной дивизии.
Кроме этого, еще до конца августа мы проведем учения в Астраханской области на полигоне Ашулук, учения в рамках СНГ по боевым стрельбам ПВО. У нас традиционные учения, так что в течение августа достаточно жаркая пора для военных: будут проведены четыре достаточно крупных учения. А в сентябре мы уже начинаем готовиться к учениям с нашими узбекскими партнерами на территории Узбекистана, на горном полигоне, где с нашей стороны будут принимать участие отряды специального назначения и Воздушно-десантных войск.
В.Путин: Хорошо.