В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я сегодня попросил вас собраться в несколько расширенном составе, потому что Государственная Дума у нас уже ушла на каникулы, много наших коллег из Правительства в ближайшее время тоже берут отпуска, и в Администрации будет происходить то же самое. Поэтому я бы хотел, чтобы мы, кроме текущих вопросов нашей деятельности – а на них мы тоже остановимся, – очень коротко подвели итоги того, что сделано Правительством и Государственной Думой в ходе совместной работы за предыдущие полгода, и также в общих чертах поговорили о перспективах нашей совместной деятельности на вторую половину года.
(Обращаясь к М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, есть что сказать?
М.Фрадков: Я хотел бы отметить, что мы с депутатами Государственной Думы достаточно активно взаимодействовали в период весенней сессии. Принят ряд важных законов, рассмотрены отдельные законопроекты, которые будут предметно обсуждаться в осеннюю сессию. Я хотел воспользоваться этой возможностью поблагодарить руководителя Государственной Думы Бориса Вячеславовича [Грызлова] и депутатов за конструктивный подход к рассмотрению предложений Правительства, за критику, которая звучала в наш адрес. Мы исходим из того, что это помощь, и главное в этой работе – выстроить деловые отношения, чтобы они были деловыми и результативными.
С таким настроем мы в Правительстве на днях подводили итоги работы с руководителями фракций и с руководством Государственной Думы и наметили план совместных действий.
Впереди серьезные законопроекты, нулевое чтение по которым сейчас уже практически началось. В этом смысле мы каникулы, которые предоставлены депутатам и отдельным министрам, будем использовать для того, чтобы оставаться в этом поле и готовить необходимые документы.
Главный документ – проект бюджета на 2006 год, и мы на это обратили внимание. Вот этим будем заниматься в ближайшее время.
В.Путин (обращаясь к Б.Грызлову): Борис Вячеславович, пожалуйста.
Б.Грызлов: Владимир Владимирович, сессия у нас была очень напряженная. Если брать итоги за все предыдущие сессии, то количество законов, которые были приняты, наибольшее. Важно то, что много законов было внесено Правительством, и процент этих законов также максимальный по сравнению с предыдущими годами. Всего принято 130 законов только за весеннюю сессию.
Важно также то, что удалось принять те законы, которые годами лежали в Государственной Думе. Есть «рекордный» закон – о концессионных соглашениях, который был рассмотрен в первом чтении более десяти лет назад, и мы его наконец довели до принятия. Также это касается закона о госрегулировании оборота спирта и алкогольной продукции и госрегулирования оборота лома цветных и черных металлов. Это важные законы, которые удалось принять. Думаю, что важными являются законы о свободной экономической зоне, законы, которые регламентируют процедуру выборов в нашей стране.
Что касается задач, мы действительно их обсуждали. Наверное, важнейшая задача – это бюджет 2006 года, мы считаем, что это должен быть бюджет развития, а не бюджет стабилизации. Это как раз предмет нашего детального обсуждения с Правительством.
Осенью предстоит три крупных резонансных закона: закон о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс – их необходимо очень подробно рассматривать. Два из этих законов приняты в первом чтении, но поправок будет очень много – я думаю, до тысячи поправок. Так что у нас взаимодействие тесное, и я сегодня передаю Михаилу Ефимовичу [Фрадкову] письмо по поводу состава нашей рабочей группы, которая вместе с Правительством будет обсуждать бюджет 2006 года перед его внесением в Государственную Думу.
М.Фрадков: Мы договорились, Владимир Владимирович, впервые в этом году, учитывая важность подготовки бюджета на 2006 год и фактически проектировок финансового плана до 2008 года, создать рабочую группу в широком составе с представителями всех фракций Государственной Думы. До сентября, до первого чтения мы планируем провести детальный анализ проекта бюджета на 2006 год вместе с депутатами.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, как Вы оцениваете пакет законов, который был принят в последнее время?
Г.Греф: С точки зрения результативности весенняя сессия действительно имела принципиально важное значение для развития экономики. Борис Вячеславович [Грызлов] сказал в отношении бюджета, что весенняя сессия носила инвестиционно направленный характер для придания соответствующей экономической динамики развитию промышленности в стране. Борис Вячеславович [Грызлов] не сказал о законе о государственных закупках, который принципиально иначе структурирует и прозрачность самого процесса государственных закупок, и возможность экономии бюджетных средств.
Этот пакет законов имеет важнейшее значение для развития экономики. Мы благодарны депутатам за то, что целый ряд из этих законопроектов они приняли в очень быстром темпе, последнюю неделю работая фактически без выходных. Такие законопроекты, как закон об особых экономических зонах, – мы просто на ходу разрабатываем механизмы, подзаконные акты, с тем чтобы уже до конца текущего года обеспечить запуск всех механизмов, которые предоставляют в качестве таких возможностей повышение темпов роста экономики.
Поэтому, как нам кажется, тот пакет законов, который сейчас принят и будет принят до конца текущего года, создает достаточно важные привлекательные условия для инвестирования российской экономики. Это касается лесного сектора, если говорить о Лесном кодексе, и закона о недрах. В принципе очень серьезно обновляется вся законодательная платформа прямых инвестиций в Россию.
В.Путин: Безусловным является то, что важнейший участок работы и для Правительства, и для Государственной Думы – это подготовка и принятие основного финансового документа страны на 2006 год – бюджета Российской Федерации.
Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, как складывалась наша работа в целом в экономике и по бюджетному процессу за последние годы. Не берусь на память назвать точные цифры, но, по‑моему, в 1998 году у нас инфляция зашкаливала за 80 процентов. Где‑то 70–80 процентов. В 1998-м она была 36 с лишним, после чего мы начали ее последовательно – не такими темпами, как мы с вами планировали, но все‑таки последовательно – снижать. Обращаю ваше внимание, что в некоторых странах, которые считают себя странами с развивающейся экономикой, давно достигнуты гораздо более низкие параметры по инфляции – как, например, в Китайской Народной Республике – и удерживаются на этом низком пределе. Если мы с вами позволим себе раскачать ту линию экономического развития, которая была выбрана нами пять лет назад и последовательно внедрялась в жизнь, ущерб может быть очень большим. Давайте вспомним только всплески тарифов на жилищно-коммунальное хозяйство и по другим жизненно важным для подавляющего большинства наших граждан позициям, рост цен.
Поэтому я очень вас прошу – и Правительство, и Государственную Думу – подходить взвешенно и не прибегать к таким лозунгам и к таким формам своей деятельности, которые внешне носили бы привлекательный характер для рядового гражданина, а на практике могли бы привести к тяжелым последствиям для всей страны и для того самого избирателя, ради которого работает Государственная Дума, и тех рядовых граждан страны, ради которых трудится Правительство Российской Федерации.
Поэтому я, конечно, поддерживаю тезис о том, что этот будущий финансовый документ, бюджет страны, должен быть бюджетом развития – но он не должен быть бюджетом разбазаривания. Различные планы по государственным закупкам, по строительству, которого в прошлом десятилетии мы развели такое огромное количество, а потом не знали, что делать с этим недостроем, – такого хозяйствования мы больше себе позволить не можем. Прошу подойти к этому чрезвычайно аккуратно. Трезво оценивать возможности страны и правильно выбирать приоритеты.
Теперь давайте по нескольким текущим вопросам.
Вы были в Красноярске?
Г.Греф: Мы выезжали большой группой членов Правительства для рассмотрения ситуации в Красноярском крае, в частности, это одно из Ваших поручений, которое прозвучало в Послании по развитию Восточной Сибири.
Мы рассмотрели ряд очень важных для развития страны проектов: начиная от развития фактически еще не ведущейся сегодня добычи нефти (это два крупных месторождения, совокупные инвестиции в которые должны составить до 2010 года порядка семи миллиардов долларов), развития инфраструктуры, связанного с развитием этих новых месторождений: Ванкурской группы и Юрубчено-Тохомской зоны. Там потребуется целый ряд комплексных решений. В том числе участие со стороны Российской Федерации – строительство новых ледоколов для того, чтобы обеспечить проводку судов с добываемой нефтью. Вообще планируется до 2012 года начать освоение новых месторождений и добычи нефти в размере до 30 миллионов тонн. Это как раз та нефть, которая во многом пойдет в новую трубу Тайшет–Находка. Это первая часть восточного проекта по развитию нефти.
Второй очень важный проект, который мы рассматривали, – это развитие так называемого Нижнего Приангарья – это правый берег Ангары, где предполагается завершение строительства Богучанской ГЭС, которая стоит уже около 20 лет в начальной стадии строительства, и строительство крупного алюминиевого завода рядом с Богучанской ГЭС. Объем инвестиций в два проекта оценивается порядка 2,5–3 миллиардов долларов. В том числе есть необходимость строительства железной дороги и дорог, которые дадут жизнь развитию нового района по правому берегу Ангары. И там же мы проговаривали возможность – и будем работать с инвесторами – после окончания строительства дорог и железной дороги строительства крупного целлюлозно-бумажного комбината, который также потребует инвестиций порядка 1 миллиарда долларов.
Все эти проекты мы проработали в деталях в комплексном проекте по развитию территории. Фактически это первый комплексный проект в новый период времени, который мы можем позволить себе, в том числе и проинвестировав государственную инфраструктуру за счет средств инвестиционного фонда, который в будущем году будет запланирован в бюджете. Осенью мы хотим этот комплексный проект представить на рассмотрение Правительства и на утверждение Вам, Владимир Владимирович. Если это одобрение произойдет, то со следующего года начнет закладываться фактически еще одна промышленность Красноярского края. Если все эти проекты будут реализованы, то масштаб их таков, что будет создан фактически еще один промышленный потенциал Красноярского края в течение ближайших восьми лет.
Все подробности я доложу Михаилу Ефимовичу [Фрадкову]. Думаю, что у нас стоит задача до ноября полностью подготовленные проекты внести на одобрение Правительства.
В.Путин: Хорошо, ладно.
(Обращаясь к А.Гордееву) Алексей Васильевич, как идет уборка урожая?
А.Гордеев: Три недели ведутся уборочные работы озимого сева. В основном работы ведутся на Кубани, в Ставропольском крае и в Ростовской области. На сегодня обмолотили 1 миллион 600 тысяч гектаров, намолотили шесть миллионов тонн зерна. Это даже чуть выше, чем в прошлом году. Урожайность довольно неплохая. Постепенно уборка переходит в северные регионы. В частности, через неделю ожидаем уже уборку урожая в регионах Центрального Черноземья.
Надо сказать, неплохого качества зерно: примерно 75 процентов из убранной пшеницы – это именно продовольственное зерно, что, естественно, позволяет надеяться на сбалансированное производство и потребление как внутри страны, прежде всего хлебобулочных изделий, так на сохранение экспортного потенциала. В этом году за счет урожая прошлого года экспортировали порядка восьми миллионов тонн урожая.
Если можно, немного сжатой информации в отношении работы рыбохозяйственного комплекса. Вчера был профессиональный праздник, отрасль отметила День рыбака. Я выезжал в Мурманск, провели итоговое совещание. Могу доложить, что за первое полугодие вылов рыбы составил на 12,5 процента больше, чем в прошлом году, за счет того, что разрешительные документы были выданы раньше, все в пределах общедопустимых уловов. И сейчас рыбаки на Дальнем Востоке уже приступили к путине лососевых пород. Все происходит впервые за пять лет без срывов. Планируется выловить 260 тысяч тонн этой ценной рыбы. Надеемся, что все эти два месяца мы обеспечим там слаженную работу без привычных жалоб в адрес Правительства.
В.Путин: С браконьерством как борьба организована?
А.Гордеев: Надо сказать, что здесь, конечно, есть большие резервы, прежде всего по координации. У нас многие министерства и ведомства занимаются этими вопросами. И мы договорились с руководителем ФСБ, с Министром внутренних дел, проведем под эгидой правительственной комиссии в августе специальное расширенное совещание с приглашением прибрежных регионов, где будем решать вопросы борьбы с браконьерством, и речь прежде всего идет о том, как нам скоординировать все усилия, сделать так, чтобы были совместные группы по борьбе с этими негативными явлениями.
В.Путин: Я посмотрю на местах сам. Давно уже пора скоординировать.
Вы на Правительстве приняли программу по транспорту?
И.Левитин: Да, была принята программа, уважаемый Владимир Владимирович, экспортно-транспортных услуг. Предполагаем, что должен быть новый подход к созданию современной инфраструктуры. Это должен быть подход, где будут участвовать не только средства федерального бюджета, но и частных инвесторов. Предполагается создание предприятий, где управлять проектами будут частные инвесторы. Далее по концессионным соглашениям инфраструктура будет передаваться в управление и через определенный срок возвращаться опять государству. Это стало возможным благодаря тому, что Государственной Думой был принят закон о концессионных соглашениях, который открывает новые возможности для России.
Во втором полугодии по нашему министерству есть три очень важных закона: о создании российского международного реестра судов (это когда российский флаг будет на российском судне, когда экипажи судов попадают под юрисдикцию России), следующий закон – о платных дорогах и, конечно, важный закон, который принят на Правительстве, – закон о транспортной безопасности. Последние события в Лондоне показали, что общественный транспорт, к сожалению, остается уязвимым, и здесь нужна и внутренняя координация, и международная координация по защите общественного транспорта.
В.Путин (обращаясь к Г.Грефу): Герман Оскарович, давайте вернемся к тому, с чего начали. Что для себя Правительство определяет в качестве приоритетов на второе полугодие? Как вы собираетесь выстраивать работу с депутатами Государственной Думы, что будете отстаивать в первую очередь?
Г.Греф: Владимир Владимирович, для нас самым приоритетным является пакет из трех законов – это Лесной кодекс, закон о недрах и Водный кодекс. Мы договорились с депутатами о том, что постараемся летний период использовать для того, чтобы учесть все поправки и провести обсуждение в регионах. В частности, когда я был в Красноярске, мы провели обсуждение Лесного кодекса и проговорили вопросы Водного кодекса. Была встреча с предпринимателями, с местными депутатами, с законодательным собранием. Является очевидной необходимость детализации целого ряда положений этих документов, с тем чтобы они до конца понимались субъектами Федерации. Действительно, лесной комплекс в целом ряде субъектов Федерации может служить в качестве такого мотора экономического роста. И без абсолютно понятных, прозрачных и долгосрочных прав на лесные угодья нам этот сектор не поднять. Поэтому мы договорились о том, что мы будем стараться действовать поэтапно: в первую очередь запустить Лесной кодекс, затем мерами таможенной и тарифной политики попытаться так же, как мы это делаем по автомобильной промышленности, помочь приходу крупных инвесторов в этот комплекс.
То же самое касается закона о недрах. Сейчас мы обсуждаем несколько принципиально важных статей. За летний период мы хотим этот пакет законов довести до приемлемого состояния и принять уже во втором чтении в конце сентября.
В.Путин: Я надеюсь, что будет налажен очень активный диалог с общественностью, конструктивный и основательный, и все соображения и опасения представителей общественности, наших экологических организаций будут учтены в этих документах. Вы их знаете.
Г.Греф: Обязательно.
В.Путин (обращаясь к А Жукову): Пожалуйста.
А.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович! Я хотел бы дополнить первоочередную повестку еще двумя законопроектами.
Первый – это законопроект о конкуренции. Он сейчас принят в первом чтении. На наш взгляд, это важнейший экономический закон, который, во‑первых, дает возможность реально на практике бороться с монополистами и не допускать необоснованного повышения цен. Законопроект очень непростой, по нему много дебатов, но мы очень надеемся, что он будет принят в осеннюю сессию.
И второй вопрос – это совершенствование налогового администрирования. Законопроект также находится в Государственной Думе. Сейчас, в конце сессии, депутаты попросили нас перенести на осень его рассмотрение в связи с тем, что хотят провести еще дополнительное обсуждение с предпринимателями, хотя мы готовили этот закон активно, его обсуждали. Этот законопроект делает работу налоговых органов существенно более прозрачной, упорядочивает проверки налогоплательщиков и является тоже, на наш взгляд, одним из ключевых законов на осеннюю сессию.
В.Путин: Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы у государственных органов, в том числе налоговых, оставалось достаточно инструментов для решения тех проблем, которые перед ними стоят.
(Обращаясь к Б.Грызлову.) Борис Вячеславович, по Вашему мнению, что является ключевым из того, что предложено Правительством, и как, Вы считаете, построена работа? Я коллег из Государственной Думы тоже попросил бы потом высказаться, и Вячеслава Викторовича [Володина], и Владимира Алексеевича [Пехтина].
Б.Грызлов: Перечисленные пять законов действительно являются важными, с ними уже идет работа на протяжении нескольких месяцев. Как я говорил, Лесной и Водный кодексы приняты уже в первом чтении. Сейчас идет процесс внесения поправок, их уже очень много. Здесь взаимодействие с Правительством, с профильными министрами, у нас очень тесное. Думаю, что мы действительно сможем выйти на второе чтение по этим двум законам в конце сентября, может быть, в начале октября.
То, что касается закона о конкуренции, мы его приняли в первом чтении в предпоследний день сессии. Закон обсуждался очень подробно. Я считаю, что он действительно может поставить преграду, скажем так, сговору монополистов, в частности, сговору на рынке производства и реализации энергоносителей. Мы примем его, безусловно, в кратчайшие сроки.
Что касается закона о госрегулировании, об обороте спирта и алкогольной продукции, мы его приняли, но при обсуждении этого закона посчитали необходимым работать над ним дальше. Эта позиция согласована с Правительством. Мы планируем уже в сентябре внести поправки в принятый закон в случае его подписания. Думаю, что к концу года мы сможем действительно реально выйти на ситуацию, когда на этом рынке будет полная прозрачность и усиление госрегулирования.
В.Путин: Пожалуйста.
В.Володин: Владимир Владимирович, что касается тех законов, которые приняты, у нас в общем‑то достаточно успешно прошли переговоры с Правительством, потому что многие законы дорабатывались в ходе их рассмотрения. Особенно это можно отнести к закону о государственном контроле за оборотом лома цветных и черных металлов. Этот закон принят. То же самое при принятии такого закона о гарантиях детям военнослужащих, погибших при исполнении долга. Диалог, который мы вели с Правительством, позволил нам выйти на принятие законов.
Но сейчас нас очень волнует вопрос принятия бюджета, потому что бюджет будет Правительством готовиться летом, а учитывая, что многие депутаты разъехались в отпуска, мы сегодня говорим о создании рабочих комиссий, с тем чтобы можно было бы в так называемом нулевом чтении обсудить многие проблемы, которые нас беспокоят. Мы полностью с Вами согласны, что бюджет должен быть развития, а не разбазаривания. Причем есть единодушие у депутатского корпуса, что необходимо снижать инфляцию, и именно из этого исходить при рассмотрении многих ключевых вопросов. Мы с Правительством уже сегодня ведем диалог по некоторым позициям, где считаем, что можно было бы найти более эффективные способы, в том числе по расходной части принятия решений по дополнительным доходам, которые сегодня у нас скорее всего появятся. Здесь после первых консультаций, если можно, мы хотели бы доложить об их промежуточных итогах, потому что для нас очень важно, чтобы действительно следующий год был таким годом, который бы использовал сложившуюся конъюнктуру цен на рынке и позволил бы нам действительно достичь той задачи, которую Вы ставите, – удвоения внутреннего валового продукта.
Мы исходим из этого, все популистские вещи мы отметаем, более того, на сегодняшний день при переговорах с Правительством ни одной темы, которая бы увеличила инфляцию, фракция «Единая Россия» не ставит. То есть это вопросы развития инфраструктуры, модернизации образования, оснащения медицинских центров новым оборудованием, и одна из главных задач, которую, мы считаем, нужно решить, которая исходит из Послания, Президента, – запустить программу ипотеки.
Вот по этим ключевым направлениям мы ведем диалог с Правительством. Не всегда, может быть, это Правительству нравится, потому что здесь у нас зачастую точки зрения расходятся.
В.Путин (обращаясь к В.Пехтину): Пожалуйста, Владимир Алексеевич.
В.Пехтин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Мои коллеги в основном уже все рассказали. Я бы хотел добавить следующее. Притом что мы всегда, на протяжении уже, наверное, шести лет ведем с Правительством диалог по формированию и законов, и бюджета, при формировании данного бюджета ситуация несколько меняется, у нас появляются сверхдоходы, появляется профицит, который нужно правильно расходовать. Подход депутатов именно такой – ни в коем случае нельзя потратить средства на «проедание», а их нужно потратить на действенную, эффективную экономику. Может быть, критика, которая возникает в адрес Правительства со стороны депутатов, именно и основана на том, что диалог с общественностью в вопросе того, как мы должны правильно расходовать средства, не налажен.
На протяжении последних двух недель мы постоянно встречаемся с представителями Министерства финансов и Министерства экономического развития, и я думаю, что общие позиции уже практически вырабатываются, и мы можем приступить к нулевому чтению, которое, Вы знаете, мы на протяжении последних лет сами организовали и считаем его очень действенной формой.
То, что касается приоритетных законопроектов, то, конечно, это прежде всего законы, внесенные Президентом и Правительством. Многое в принятии Лесного кодекса, Водного кодекса, закона о недрах зависит, конечно, от работы с субъектами Российской Федерации. Они прежде всего заинтересованы в этих законах, в урегулировании отношений в лесной отрасли, в сфере водных ресурсов и, конечно, недр. Это основное, что сегодня у нас есть, на что регионы зачастую делают ставку и формируют свою бюджетную базу. Поэтому мы большое внимание уделяем этому вопросу.
К сожалению, так совпало, что закон о недрах появился буквально в летний период. Если бы он появился пораньше, наверное, мы бы могли уже иметь более сложившееся мнение и уже могли вести диалог с регионами. Поэтому затянувшаяся процедура его внесения несколько отодвинула сроки рассмотрения. Поэтому мы об этом сегодня и говорим.
И, конечно, закон о конкуренции, закон об администрировании. Это законы очень важные, они у нас в приоритете.
Но, подчеркиваю, основной закон, конечно, – это бюджет 2006 года, это закон, по которому мы будем жить весь следующий год. Мы создали рабочую группу, причем мы этот закон вынесли на обсуждение на партийную площадку «Единой России», как, кстати говоря, и закон о недрах, и Лесной кодекс, создали партийную комиссию по рассмотрению работы с регионами. Я думаю, что это должно способствовать принятию правильных решений на законодательном уровне по этим вопросам.
В.Путин: В заключение вот что хотел бы сказать. Думаю, что и Правительство – прежде всего, конечно, Правительство, – и Борис Вячеславович, и коллеги из Госдумы со мной согласятся: не всегда мы с вами все до конца прорабатывали, и нам приходилось уже в ходе исполнения тех или иных решений корректировать решения, которые мы принимали ранее.
Во‑первых, хочу сказать, что прежние ошибки вы не исправите новыми ошибками, а только усугубите. Поэтому при проработке серьезных вопросов, таких, как бюджет, нужно исходить из интересов дела, нужно подходить профессионально, если хотите, экспертно. Потому что назначенные здесь члены Правительства, с одной стороны, и избранные народом депутаты Государственной Думы, с другой, все призваны на свои места для того, чтобы служить нашим гражданам, а не для того, чтобы на экранах телевизоров как можно дольше и как можно красивее присутствовать и изображать там всякие номера.
Вы знаете, я никогда не вмешивался в ход подготовки, и даже на последней стадии никогда не вмешивался в бюджетный процесс. Это дело Правительства и Государственной Думы. Мне ничего не нужно докладывать. Но я хочу вам сказать, я надеюсь, что это будет качественный интеллектуальный и правовой продукт. Если это будет просто красивая упаковка и вредное содержание – это абсолютно для нас с вами неприемлемо и для меня как для главы государства тоже. Надеюсь, что такого не произойдет.