В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Позвольте мне проинформировать вас о тех темах и проблемах, которые мы сегодня обсуждали.
Прежде всего несколько слов о теме взаимоотношений России и Евросоюза. Хочу подчеркнуть, что московский саммит в мае этого года фактически завершил очень важный, по нашему мнению, этап – этап согласования «дорожных карт» по четырем общим пространствам Россия–ЕС. Теперь необходимо отладить механизмы реализации этих договоренностей. Сегодня я проинформировал моих коллег о том, как эта работа организована у нас в России. Здесь, на калининградской земле, мы обстоятельно обсудили перспективы развития этого региона в контексте прошедшего расширения ЕС.
За последние годы нам вместе удалось снять ряд острых проблем. Отношения России с Францией и Федеративной Республикой Германия тоже имеют шанс послужить примером успешного и конструктивного взаимодействия. В соответствии с двусторонними соглашениями мы с французскими и немецкими партнерами максимально облегчили транзит через территорию Российской Федерации военного имущества в расположение соответствующих баз в Афганистан.
На территории региона, Калининградской области, работает немало успешных совместных предприятий с европейским капиталом, активно расширяются контакты по линии малого и среднего бизнеса, создается удобная и все более совершенная пограничная структура. Очевидно, что хорошее экономическое развитие Калининградской области – в интересах всех наших европейских партнеров. И ее подключение к долгосрочным инвестиционным проектам в рамках ЕС принесет не только ощутимые финансовые дивиденды. Тесная и многосторонняя кооперация способна стать одним из ключевых факторов подъема восточных регионов Евросоюза. Конечно, мы рассчитываем, что это благотворно скажется и на развитии Калининградской области. И, конечно, нужно делать все возможное для расширения гуманитарного сотрудничества, для прямого общения граждан России и ЕС, общественных и деловых кругов. Уверен, что подобные контакты сблизят людей, помогут им стать настоящими друзьями. В конечном счете расширят социальную базу государственного партнерства.
И еще одна важная, без преувеличения, стратегическая тема нашей сегодняшней встречи – это ситуация вокруг реформирования ООН и ее Совета Безопасности. Отмечу, что принципиальные подходы наших стран к этой проблеме совпадают. Реформа должна в целом привести к повышению эффективности и авторитета этой универсальной организации, укрепить ее единство и, что не менее важно, повысить потенциал реагирования ООН на новые вызовы и угрозы.
Сейчас в Нью-Йорке предлагаются различные схемы преобразования Совета Безопасности, и Россия согласится с любым разумным вариантом, который получит поддержку максимально широкого круга государств. Главное для нас – чтобы дебаты по реформированию не привели к расколу организации, не спровоцировали конфликты и взаимное непонимание и не превратили СБ ООН только в дискуссионный клуб, в котором не могут быть решены никакие важные вопросы сегодняшнего дня.
Хочу также подтвердить – Россия будет и впредь оказывать поддержку Федеративной Республике Германия в качестве кандидата на место постоянного члена СБ ООН.
Был рассмотрен и ряд вопросов, связанных с предстоящей встречей лидеров «восьмерки» в Шотландии. Должен сказать, что мы удовлетворены взаимодействием России с французскими и германскими коллегами по группе. Мы рассчитываем, что еще более плодотворно наши делегации будут сотрудничать в следующем году, когда председательство в «восьмерке» перейдет к России.
В этот период одной из приоритетных тем «восьмерки» могла бы стать энергетическая безопасность. Я не сомневаюсь, что в подготовке мероприятий по этой тематике будет использован опыт, накопленный в рамках энергодиалога Россия–ЕС.
Мы говорили, конечно, о развитии двусторонних отношений. Еще во второй части встречи мы планируем поговорить по ряду международных проблем.
В заключение хочу поблагодарить моих коллег за заинтересованный подход ко всем обсуждавшимся темам. Убежден, что итоги сегодняшней встречи серьезно укрепят наши партнерские отношения. Партнерство, которое служит интересам наших стран, единству, безопасности и процветанию большой Европы.
Ж.Ширак: Дамы и господа!
Позвольте, во‑первых, поблагодарить Президента Путина за оказанный прием в такой приятной обстановке. И за исключительную возможность быть здесь в связи с 750-летием со дня основания прекрасного города Калининграда, а также в связи с присвоением имени И.Канта университету Калининграда.
Наши трехсторонние встречи являются регулярными и подчеркивают значение, которое мы придаем отношениям между Россией и Европейским союзом. Это позволяет решать и поднимать все проблемы и, в частности, выступать двигателем в достижении соглашений и договоренностей, состоявшихся несколько месяцев назад, – о четырех единых пространствах для ЕС и России.
Конечно, мы обсуждаем вопросы внутренней политики, внешней политики, культуры, образования. В наших общих интересах продолжать и наращивать наши совместные усилия в рамках солидарных отношений в экономике, политике, в культурной сфере между нашими сторонами. Среди приоритетов обсуждаются также вопросы облегчения визового режима и соглашение о реадмиссии. И мы добиваемся значительного прогресса в этой области.
Президент Путин уже говорил об этом. Я буду краток: мы обсуждали реформу ООН и подготовку встречи «большой восьмерки». Я хочу констатировать, что наши позиции во многом сходятся. Что касается реформы ООН, каждый понимает, что это крайне важная организация для будущего всего мира и для продолжения мирных дружественных международных отношений. Для этого ООН должна модернизироваться и адаптироваться к современным требованиям. Мы уверены в том, что Генеральный секретарь ООН сможет успешно провести эту реформу, в частности, реформу Совета Безопасности. По этой проблеме наши позиции очень просты и схожи. Основные страны, которые появились в современном мире и которые вносят большой вклад в деятельность ООН, должны получить место, достойное их ранга. Мы поддерживаем кандидатуру Германии.
Мы также с удовлетворением услышали недавнее заявление Президента США Джорджа Буша, который подтвердил поддержку США кандидатуры Германии на пост постоянного члена Совета Безопасности. И мы надеемся, что эта работа будет успешно проведена. Что касается саммита «восьмерки» через несколько дней – мы обсуждали две основные темы, связанные с ее работой.
Первая – вопросы развития, в частности, в Африке. В рамках программы «Тысячелетие ООН» мы рассчитываем, что будет достигнуто широкое согласие о помощи развитию. Идет ли речь о государственной и официальной помощи – например, в рамках нашего решения, ЕС, или решения о дополнении к этой помощи, чтобы сделать ее важным инструментом решения социально-экономических проблем Африки.
По второму вопросу – климата – наши переговоры были сложными. Кажется, что мы ориентируемся в сторону соглашения, и, как вы знаете, Франция должна была выдвинуть целый ряд условий, занять жесткую позицию в отношении возможных договоренностей и соглашений.
Вот проблемы, которые мы обсуждали. Продолжим наши обсуждения в ходе рабочего завтрака. В частности, в том, что касается международных отношений.
Г.Шрёдер: Большое спасибо, уважаемые дамы и господа.
Вы поймете, что предложение господина Путина в это время и по этому поводу меня особенно тронуло. Это касается того, что произойдет сегодня после обеда в старой почтенной «Альбертине» – университету Калининграда будет присвоено имя Иммануила Канта. И вы точно так же, как и я, знаете, что это был один из великих европейских гуманистов. Поэтому очень хорошо, что Президент Ширак присутствует сегодня здесь.
Я был очень рад. Это трогает и впечатляет не только меня, но и большое количество других людей в Германии, которые хранят добрые воспоминания. Но и, конечно, в большой степени очень страшные воспоминания, спровоцированные и инициированные тогдашней Германией – Второй мировой войны. В их сердце этот город, называющийся сегодня Калининградом, навсегда будет называться Кёнигсбергом. Я думаю, что это понятно, хотя это совершенно не касается территориальной целостности.
К тому, что президенты сказали по поводу саммита в Шотландии, я присоединяюсь. Мы хотим, чтобы это стало успехом. Это касается обеих тем, которые были представлены президентами: об африканской инициативе и о климате. Это будут две главные темы. Но для меня лично очень важно, чтобы мы на этом саммите вернулись к тому, что изначально было источником его создания, а именно к экономическим проблемам. Для меня лично речь идет о том, чтобы найти разумный баланс между большими донорами нефти и газа – Россия к ним относится – и странами, которые принимают эти ресурсы. Здесь необходим баланс. Речь идет не о том, чтобы говорить о странах, добывающих нефть и газ, а о ценах на эти ресурсы. Речь идет о необходимости большей прозрачности, большей транспарентности на этих рынках, которые захлестывают волны биржевых колебаний. Мы должны позаботиться об этом в ближайшее время. Поэтому я очень рад тому, что Президент Владимир Путин сказал, что саммит, который будет организовывать он, в первую очередь будет заниматься энергетическими вопросами. Это вопросы, которые являются решающими для глобальной экономики. Мы можем исходить помимо этого из того, что мы добьемся, даже если у нас немного времени на подготовку. Мы сможем позаботиться о том, чтобы определенные документы и соглашения были готовы и их можно было подписать в любом случае, даже несмотря на то, на каком языке они будут написаны – нам самим лично придется над ними поработать.
Вопрос: Вы не раз говорили, что спокойствие на границах России – это одна из Ваших главных целей. Почему же Россия буквально на днях денонсировала договор о госгранице с Эстонией, которая является и границей с Евросоюзом? Не будет ли это воспринято как проявление имперских амбиций России? И еще. Президенты Польши и прибалтийских государств обиделись, что их не позвали на празднование юбилея Калининграда.
В.Путин: Что касается договора о границе России и Эстонии, – его не денонсировали, потому что мы его и не ратифицировали. Мы отозвали свою подпись с этого договора и поступили, по‑моему, совершенно верно. Потому что, если абстрагироваться от политической оценки прошлого, с чем мы могли бы поспорить, даже если бы это осталось в ратификационных документах эстонской стороны, считаем абсолютно неприемлемым какое бы то ни было юридическое обоснование территориальных претензий одной страны к другой в рамках сегодняшней Европы. И дело не только в наших отношениях с Эстонией. Дело в том, что мы считаем это принципиальным вопросом – сохранение принципа обеспечения существующих европейских границ. Ссылка эстонского парламента на договор 1920 года создает базу для территориальных претензий к Российской Федерации, с чем мы никогда не согласимся. Но мы готовы продолжать работу с нашими эстонскими и латвийскими партнерами, добиваясь взаимоприемлемых решений. Это первое.
Второе. Что касается каких бы то ни было обид в связи с неприглашением на празднование 750-летия – думаю, что это журналистские выдумки, извините. Потому что это было бы какой‑то абсолютной новацией в дипломатических отношениях. Вообще, мы празднование 750-летия Калининграда-Кёнигсберга сделали исключительно внутриполитическим российским мероприятием. Конечно, сегодняшняя встреча как бы примыкает к этим событиям, но я считаю, что, когда собирается, скажем, тройка в рамках Веймарского треугольника, где наши уважаемые гости встречаются с президентом Польши, нам в голову не приходит обижаться. Или когда собирается Вышеградская четверка. Руководители государств решают свои двусторонние и многосторонние проблемы в таком формате, в котором они решили это сделать. Не вижу здесь ничего необычного с точки зрения практики международных отношений. Ну а на калининградском празднике по приглашению городских и областных властей присутствует в общей сложности более 100 наших друзей из Польши и Литвы – несколько делегаций. Мы приветствуем и рады тому, что наши друзья из Польши и Литвы разделяют эти праздничные дни вместе с нами.
Вопрос: «Восьмерка» будет рассматривать разные вопросы, в частности, помощь Африке. Как финансировать эту помощь? Считаете ли вы, что будут предприняты шаги по облегчению принятия финансовых мер? Мы пойдем по пути, предложенным Францией, или мы сможем пойти дальше? Что касается климата – США отказываются ратифицировать Киотский протокол. Так по какому пути можно пойти, когда речь идет о помощи Африки?
Ж.Ширак: Мы интенсивно готовили этот саммит. Сложные были переговоры. Теперь что касается Африки – я уже об этом говорил только что. Дело в том, что, несмотря на все усилия, которые прилагает ЕС, мы убеждены, что мы не сможем оказать помощь в предстоящие годы, и мы предложили дополнительное финансирование этой помощи. Это хотели бы назвать «обновляющим» финансированием, где будет момент инновации. Мы готовы поддержать предложения Великобритании. Но здесь предлагается разработать заем. Конечно, это возможно. Дело в том, что все эти деньги надо затем возвращать. Вот почему, если ты хочешь вернуть эти деньги – это значит, что ты откладываешь, переносишь это бремя на следующее поколение. А проблема должна быть решена сегодня. Так что мы еще должны подумать. Мы понимаем, что были высказаны оговорки в этом отношении. Мы предложили целый ряд таких инноваций, касающихся финансирования. Например, Франция предлагает наложить пошлину либо на керосин для авиаперевозок, либо на билеты. Вы знаете, что эти предложения будут рассмотрены. Посмотрим, какое решение будет принято в ходе следующей нашей встречи.
Теперь что касается климата – мы все больше и больше обеспокоены. Вот почему мы совершенно ясно сказали своим партнерам, что мы сможем принять резолюцию. Поскольку в этой резолюции будет содержаться целый ряд реальных предложений. Например, признание того, что эта проблема есть. Кроме того, проблема носит научный характер, мы понимаем, что академии наук стран «восьмерки» это признают. Кроме того, мы должны проявить волю – разработать решение, совершенно ясно сослаться на Киотский протокол, который был ратифицирован. Вы знаете, что семь из восьми участников ратифицировали этот протокол. Надо серьезно сократить, как это было неоднократно сказано, объем парниковых газов. Мы знаем, какую роль играют эти парниковые газы в загрязнении всего. Так что мы ждем решения США. Мы должны признать, что в самом начале позиция Америки была более, скажем, умеренная или менее требовательная. Мы ждем окончательную позицию США. Очень надеюсь, что мы в этой области сможем договориться, что этот договор будет достаточно ясный, твердый. А то вообще резолюции не будет. Я очень надеюсь, во всяком случае, я питаю надежду. У нас недавно были контакты по этому вопросу, и я очень надеюсь, что сможем добиться по нему согласия.
Г.Шрёдер: Хотелось бы еще кое‑что добавить. Не надо забывать, что министры финансов с нашей поддержкой договорились о продолжении инициативы, которую мы начали и решили осуществить по списанию долгов. Господин Президент Ширак сказал, что ЕС договорился о том, чтобы до 2020 года выделить 0,5 процента ВВП на помощь развивающимся странам, а до 2015 года – 0,7. Точно так же, как это было и на Кельнской инициативе по списанию долгов. Мы хотим через эту другую инициативу позаботиться о том, чтобы деньги тратились на лучшие шансы для образования, на больший доступ к чистой воде, которую миллионы людей в Африке на данный момент не имеют. Добавляя к тому, что сказал господин Президент Ширак о международном финансировании. Хотел бы сказать, что это хорошая тенденция. У меня есть предложение финансировать следующую инициативу через национальные бюджеты. Например, во избежание больших эпидемий в Африке. Мы хотим создать инициативу по прививкам. Мне кажется, что это то предложение, которое мы могли бы принять, если оно будет сделано.
В.Путин: Поскольку вопрос был ко всем участникам этой встречи, я хотел бы сказать, что мы неуклонно будем поддерживать инициативы, связанные с беднейшими странами, с африканскими странами. Сегодняшнее экономическое финансовое состояние России таково, что мы можем эффективно поддержать любой из этих проектов. Вместе с тем думаем, что эффективным способом решения проблемы беднейших стран мира является не столько вливание денег, сколько изменение международной экономической политики. Нужно сокращать дотации различным отраслям экономики развитых стран, открывать свои рынки, вводить другие, как сейчас модно говорить, институциональные изменения – вот это будет реальной помощью. Давать большую универсальность международным экономическим организациям.
Но мы поддержим те инициативы, которые были сделаны, и хочу, между прочим, заметить, что Россия по цифрам абсолютного списания долгов развивающимся странам, по абсолютному значению занимает третье место после Франции и Японии, а по отношению объема списания к своему ВВП выходит на уровень первого места в мире. Мы и дальше готовы оказывать содействие развивающимся странам.
Вы знаете, что мы присоединились и ратифицировали Киотский протокол. Нужно сказать, что это, безусловно, результат прежде всего нашей совместной работы в двустороннем формате. И мы, конечно, будем заинтересованы в вовлечении в этот процесс большего количества стран с мощными экономиками, будем стремиться к тому, чтобы следовать указаниям парламента Российской Федерации и думать над параметрами участия России в Киотском протоколе за рубежом 2012 года.
Вопрос: Хотелось бы вернуться к тому, что касается развития Калининграда. Господин Президент России, вы сказали, что позитивное экономическое развитие Калининградской области в интересах всех европейских государств. Мы уже говорили о том, что Вы самых близких соседей не пригласили. Вопрос к Вам: будет ли возможность протянуть руку прямым соседям Калининградской области? И вопрос к Федеральному канцлеру и Президенту Франции. С польской стороны были проблемы. Существует ли инициатива по отношению к тому, чтобы в Европе, в которой уже и так идет большой кризис, примирить соседей и как‑то разрядить ситуацию?
В.Путин: Прежде всего хочу сказать, что мы удовлетворены, особенно в последнее время, тем, как развивается экономика Калининградской области. Здесь открывается очень большое количество предприятий со стопроцентным иностранным и смешанным капиталом, в том числе с немецким капиталом. Я после обеда планирую встретиться с представителями бизнеса, которые здесь представлены. В том числе с теми, кто пришел сюда для работы не только из Германии, но и из соседних стран, в том числе из Литвы.
Я уже говорил и еще раз могу повторить: существующий формат наших встреч, который сложился на протяжении этих лет, не предусматривает участия третьих стран. И праздник 750-летия Калининграда мы проводим как внутриполитическое, внутрироссийское мероприятие. Сегодняшняя встреча примыкает к этому празднику, это правда. Но, скажем, тот факт, что Канцлер ФРГ будет присутствовать при открытии памятной доски в связи с присвоением имени Канта калининградскому университету – мне кажется абсолютно естественным и понятным каждому человеку. Так же, как было бы естественным, скажем, если мы бы присваивали имя гениального польского композитора Шопена местной филармонии, если бы его жизнь была связана с жизнью и историей Кёнигсберга-Калининграда так, как была связана жизнь выдающегося немецкого гуманиста Канта с этим городом и этим университетом.
Что касается того, чтобы протянуть руку, она у нас всегда протянута в отношении наших ближайших соседей. Мы настроены на развитие с ними самых доброжелательных и широких взаимоотношений. Мы с благодарностью восприняли позитивный настрой литовских партнеров на развитие отношений с Калининградской областью и неполное, но все‑таки в доброжелательном ключе решение проблемы калининградского транзита. Вы знаете, что огромное количество грузов из Российской Федерации поступает в Западную Европу через порты стран Прибалтики. И если вы посмотрите повнимательнее, то как раз статья доходов от использования инфраструктур при передвижении российских грузов и грузов в Россию – важный источник доходов для государственного бюджета этих стран – вы поймете, что мы настроены самым позитивным образом. И дальше мы так же будем строить свои отношения с нашими ближайшими соседями и партнерами из прибалтийских государств.
Г.Шрёдер: Мне кажется, что эта дама говорила о кризисе Европейского союза и о том, что в этот момент можно сделать по этому поводу. У меня есть просьба. Да, существует кризис, я не хочу этого отрицать, это касается конституции ЕС. У некоторых есть свои проблемы с процессом расширения Евросоюза. Но господин Президент Путин, как мне кажется, вообще не имеет к ним никакого отношения. Давайте не будем еще и эти проблемы переводить на него. Я был бы очень благодарен за разделение проблем.
Второе: я рад тому, что смогу присутствовать сегодня на праздновании и присвоении университету имени Иммануила Канта. Я на это смотрю точно так же, как и на то, что я был приглашен на 60-летие со дня Победы над нацистской Германией. Я смотрю на это как на проявление доверия. Доверия не только по отношению ко мне, но и к Германии, как на укрепление российско-германских отношений.
В‑третьих, кого российский Президент приглашает на этот юбилей, это его решение. Решение, которое я не должен и не буду комментировать.
Ж.Ширак: Поскольку мне также задали этот вопрос, то я скажу, как Канцлер. Я не понимаю, собственно говоря, о чем идет речь. У нас есть традиция наших встреч. Президент Путин, Канцлер и я. Мы регулярно встречаемся. Это трехсторонние встречи. Мы обсуждаем не только местные проблемы, но также и проблемы, в управлении и решении которых мы совместно участвуем. Поэтому я прекрасно понимаю, что Президент Путин воспользовался возможностью, которая представилась, чтобы показать нам Калининград, по случаю этой исторической даты. Но я совершенно не понимаю, что означает, когда кто‑то не должен быть приглашенным. Это традиционная трехсторонняя встреча. И каждый раз мы выбираем то место, которое нам кажется приятным и необходимым. Российский Президент выбрал Калининград – и мы очень рады здесь находиться. Я не думаю, что кто‑то должен здесь что‑то комментировать.
Вопрос: Вы просили не смешивать проблемы Евросоюза и отношения со странами Европы. Означает ли это, что кризис в ЕС никак не отразится на отношениях с Россией?
Г.Шрёдер: Да, я так на это смотрю. Проблемы, о которых я говорил, именно вопрос с конституцией и расширением ЕС. И тут моя позиция никак не изменилась. Это проблема, с которой страны – члены ЕС должны бороться, это проблема, которую они должны решить. Это не имеет никаких последствий для того, что мы называем стратегическим партнерством с Россией, для того, что мы должны практиковать. На саммите Россия–ЕС стало очевидно, что представляют собой четыре пространства нашего сотрудничества. Это сотрудничество в четырех областях, таких как безопасность, экология и так далее. Эти четыре пространства нам нужно будет быстро наполнить жизнью. Это стратегическое партнерство между Россией и ЕС существует независимо от иногда возникающих проблем в области институтов. Это стратегическое партнерство, это исторический момент.
Ж.Ширак: Я присоединяюсь к тому, что только что было сказано. Европа в очередной раз переживает трудный период, который можно назвать кризисным. Вы знаете, что с самого начала, когда мы только начали говорить о европейском строительстве, европейская история является историей преодоления кризисов. Это так. По этой причине и этот кризис, как и другие, будет преодолен, я надеюсь. В любом случае этот кризис не будет иметь никаких последствий для отношений между Россией и ЕС. По той простой причине, что эти отношения естественны и необходимы. Естественны в силу географии и истории. Если мы завтра захотим создать мир, где еще больше укоренилась бы мера демократии, то совершенно необходимо, чтобы Россия и ЕС имели бы прочные отношения солидарности и братства. Вот почему этот кризис не будет иметь никаких последствий для отношений Россия–ЕС.
В.Путин: Я присоединяюсь к тому, что сказал Канцлер, и позволю себе только добавить, что абсолютно убежден в том, что мы занимаемся очень нужным и полезным делом как для наших трех стран, так и для всей Европы.
Я только что привел один из примеров по позитивному взаимодействию – это присоединение России к Киотскому протоколу. Уверяю вас, что если бы не было работы в составе «тройки», то ратификация Россией этого протокола была бы под большим вопросом. Это первое.
Второе. Конечно, в Европе и отдельных европейских странах происходят действительно большие изменения. Это вполне нормально. Но и в России в том числе происходили и будут происходить изменения. И то, что мы делаем вместе с вами, коллеги, я считаю, закладывает хороший фундамент для будущего развития отношений между Россией, Францией, Германией, между Россией и всей Европой. И с этим будущим нашим коллегам и преемникам придется считаться, так как мы меняем отношения между нашими народами и нашими странами в позитивную сторону. И я дорожу этим форматом, уверен, повторяю еще раз, что мы движемся в абсолютно правильном направлении.
Вопрос: После ваших дискуссий сегодня утром, возможно, по Ирану вы будете еще говорить с Президентом Путиным. Создалось ли у Вас ощущение, что позиция по Ирану и ядерной проблеме меняется в сторону ужесточения или же будет найдено решение перед тем, как будет принято решение в июле-августе?
Ж.Ширак: В действительности этот пункт в нашей повестке дня будет обсуждаться за обедом, но я вам расскажу.
Г.Шрёдер: Мы могли бы сделать из этого ужин…
Ж.Ширак: Слишком рано отвечать на Ваш вопрос. Мы полны решимости. Как немцы, англичане и французы, которые стояли у истоков инициативы по нахождению решения по нераспространению в Иране. И мы полны решимости добиться решения, которое бы соответствовало требованиям нераспространения. И мы хотим, чтобы это решение было найдено в рамках нормальных отношений между нами тремя и Ираном.
В духе доверия мы приобщили в полной мере Россию к этому процессу. Мы одобряем ее политику в отношении Ирана и тот факт, что Россия участвует в этих усилиях. Мы об этом информируем наших американских друзей и наших китайских друзей, поскольку это очень важная проблема. Будет ли распространение ядерного оружия в определенной точке планеты – это решающая проблема. Я не буду, естественно, предвосхищать решение, которое будет принято новыми иранскими властями, но в любом случае будем продолжать наши усилия по поиску решения, которое может быть лишь тем решением, которое исключает возможность распространения. И я надеюсь, что нам это удастся.
Вопрос: В свое время вы пытались предотвратить войну в Ираке. Вам это не удалось. Ситуация в Ираке сегодня показывает, что ваши предостережения не были необоснованными. Двое из вас попробовали углубить интеграцию в ЕС – вам это не удалось. Что вы скажете насчет того, что вас сегодня называют проигравшими?
В.Путин: Вы считаете, что если наши солдаты не гибнут в Ираке, то мы проиграли? Я так не думаю. Но могу сказать определенно: я считаю, что все разногласия по иракской проблеме должны быть оставлены в прошлом. И сегодня мы должны объединить свои усилия и с Соединенными Штатами, и со всеми странами, кто своим присутствием в Ираке взял на себя ответственность за нормализацию там ситуации. Должны помочь своими общими усилиями тому, чтобы иракский народ наконец взял ответственность за свою собственную судьбу в свои руки. И мы будем действовать таким образом в рамках Совета Безопасности, в рамках ООН в целом. Мы приветствуем проведение недавней международной конференции. Повторяю еще раз: мы и сегодня на встрече будем искать пути решения этой проблемы, а не возвращаться к прошлому, чтобы указывать кому‑то на какие‑то ошибки. Предлагаю вообще сейчас не говорить об этих ошибках.
Г.Шрёдер: Я с удовольствием отвечу на Ваш вопрос. Раньше было так: нам задавали вопросы, чтобы получить информацию, сегодня вопросы задаются для того, чтобы получить подтверждение совершенно абсурдных мнений. Я думаю, что неучастие в войне не может рассматриваться как наше поражение. Это совершенно абсурдно. И сегодня я считаю, что тогдашнее решение было правильным. Это решение я могу защищать перед немецким народом и получаю поддержку за это.
Теперь что касается Европейского союза. Если мы вместе с моим французским партнером и другом боремся за компромисс, который с 2007 по 2013 год обеспечивает финансирование Европейского союза, если Германия, кроме того что она сегодня уже платит, показывает, что для Германии, как и для наших французских друзей, очень важна интеграция Европейского союза, ясно, что именно мы боремся за идею настоящего политического союза. И, если это ясно и очевидно, а это ясно и очевидно, это не означает, что мы потерпели или терпим поражение. Но это Ваше право думать так.
Ж.Ширак: Я полностью согласен с точками зрения, выраженными господином Путиным и Канцлером, но я не совсем уверен, что мы поняли смысл заданного вопроса. Во всяком случае, я отнюдь не сожалею, что выразил ту позицию, которая является моей.
В.Путин: Могу еще только добавить, что несколько дней назад Россия единогласно была принята в качестве наблюдателя в Организацию Исламская конференция. Надеюсь, что и с этих позиций мы сможем внести позитивный вклад в решение иракской проблемы.