В.Путин: Добрый день, уважаемые господа!
Я очень рад нашей встрече в Санкт-Петербурге. Рассчитываю, что мы сможем откровенно обсудить самый широкий круг вопросов взаимодействия между Россией и Соединенными Штатами в сфере экономики.
В нашей встрече с российской стороны принимает также участие руководитель Администрации Президента господин Медведев, Министр экономического развития и торговли господин Греф и господин Христенко – он возглавляет крупное Министерство промышленности и энергетики, а также мой помощник по международным связям господин Приходько.
Сегодня очевидно, что наши торгово-экономические отношения подошли к определенному качественному рубежу. И, по нашему мнению, уже в ближайшие три-четыре года мы можем достичь принципиально нового уровня взаимодействия. Предпосылки к этому, по нашему мнению, имеются.
Прежде всего хочу отметить, что товарооборот между нашими странами вырос по итогам прошлого года более чем на треть.
Хочу также обратить внимание на то, что растут прямые российские инвестиции в американскую экономику. Конечно, они пока не так впечатляют, как ваши инвестиции в другие страны, но уже переваливают за один миллиард долларов США. Среди российских инвесторов такие наши компании, как «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», «Северсталь». Мне приятно отметить, что и в области хай-тека на американский рынок выходит наша компания «Система».
Это первые шаги, но они носят весьма позитивный характер, и, надеюсь, что они не последние. Во всяком случае, опыт весьма положителен, и ваши российские коллеги воспринимаются весьма позитивно в американской экономике, да и на местном уровне, людьми, которые видят, что российские капиталы создают новые и сохраняют старые рабочие места. Это, конечно, ведет к интеграции наших экономик, что тоже является весьма позитивным фактором.
Последовательно укрепляется договорно-правовая база нашего сотрудничества. Практически сформирована общая программа действий в экономике на ближайшие годы, и эта тема всегда является одной из основных на встречах всех уровней, в том числе и на высшем уровне.
Несколько слов об экономической ситуации в Российской Федерации. Прежде всего ее отличает достаточно высокая стабильность. Ситуация в стране стабильна и политически, и экономически. В последние пять лет мы обеспечиваем устойчивый рост экономики около семи процентов ежегодно. За пять месяцев 2005 года рост экономики составил 5,4 процента.
Во‑первых, мы надеемся, что это не окончательный показатель, посмотрим еще результаты работы сельского хозяйства во второй половине года. Посмотрим, как будет развиваться ситуация в перерабатывающих отраслях. Но и то, что мы имеем на настоящий момент времени, это все‑таки выше среднемировых темпов роста экономики.
Среди факторов, определивших основные социально-экономические тенденции, я бы хотел выделить несколько. Конечно, и на нашу экономику, и на вашу оказывают влияние беспрецедентно высокие цены на нефть, сложившиеся на мировых рынках. С одной стороны, мы понимаем, это ведет к достаточно устойчивым и высоким доходам бюджета. С другой стороны, это вызывает определенные трудности со стерилизацией денежной массы, влияет на рост инфляции и способствует чрезмерному укреплению национальной валюты, что не совсем благоприятным образом отражается на возможностях наших экспортеров. И в этом смысле оказывает определенное воздействие и на экономический рост.
Вместе с тем Правительство все‑таки придерживается выработанного несколько лет назад курса в сфере поддержания макроэкономических показателей. И, несмотря на то что, к моему сожалению, не всегда Правительству удается справляться с заданными параметрами снижения инфляции, все‑таки тенденция в этом отношении продолжается, мы последовательно, из года в год снижаем инфляцию в России.
Сегодня она, к сожалению, слишком высока – превышает семь процентов. Надеюсь, что Правительству удастся справиться с теми задачами, которые оно перед собой ставило.
Вместе с тем поступающие в экономику нефтедоллары пополняют золотовалютный запас Центрального банка, и мы понимаем, что это в целом стабилизирует ситуацию в стране и в экономике.
Хочу отметить, что, когда мы начинали в 2000 году, общий объем золотовалютных резервов страны составлял около 12 миллиардов долларов накопленных резервов за все предыдущие годы. Сейчас они растут в некоторые месяцы до трех-четырех миллиардов долларов и приближаются к 150 миллиардам долларов США. Поступающие таким образом средства Правительство аккумулирует еще и в Стабилизационном фонде. Как мы понимаем, делает оно это для того, чтобы как можно активнее «придавить» инфляцию.
В период с 1999 года по настоящее время государственный внешний долг был сокращен на треть, потому что часть этих средств направляется на погашение внешнего долга, в том числе и досрочно. Когда мы начинали, доля внешнего долга в ВВП страны составляла почти 60 процентов, сейчас она уменьшилась до 18 процентов от ВВП.
Выплаты по внешним долгам, в том числе и досрочные, преследуют несколько целей. Прежде всего – понизить наши расходы, связанные с обслуживанием долга, которые составляют очень большие суммы, сопоставимые почти со всеми социальными расходами бюджета в течение года. Улучшив показатели, о которых я только что сказал – соотношение внешнего долга и ВВП, – мы наконец решили ту самую задачу, которую считаем одной из основных – подавить растущую инфляцию, изъять лишнюю денежную массу из экономики. Основная задача Стабилизационного фонда – повысить устойчивость финансовой системы от возможных конъюнктурных колебаний внешних рынков в будущем.
У нас, так же как и во многих странах, чуть замедлились темпы добычи углеводородов. Это связано с недостаточным вниманием к инвестиционной деятельности, к разведке, к вложениям в транспортировку и в перерабатывающие мощности. Ничего необычного и чисто российского здесь нет, нам с вами хорошо известно, что эти явления на данный момент времени отмечаются на всем мировом рынке нефтедобычи в целом.
Должен сказать, что наши нефтегазовые компании это прекрасно понимают, мы же намерены оказывать им всяческую поддержку, в том числе и разбюрокрачивая принимаемые решения, для того чтобы они могли более активно заниматься развитием своей деятельности.
Хочу сразу же подчеркнуть, что мы и впредь будем наращивать добычу нефти и газа, увеличивать экспорт энергоносителей и расширять сотрудничество с ведущими мировыми компаниями, в том числе американскими, как на континентальной части России, так и на шельфе Баренцева моря, на Сахалине, других территориях. Будем работать в этом направлении самым активным образом.
Вместе с тем принципиальный курс российской экономики – это существенная диверсификация и последовательное формирование качественно новых инновационных источников роста.
Конечно, самая главная задача в деятельности любого Правительства заключается в том, чтобы повысить качество жизни населения. И, конечно, мы намерены дальше очень аккуратно, чтобы не навредить, модернизировать систему образования, здравоохранения. Будем последовательно заниматься и формированием рынка доступного жилья.
Будет продолжена работа по улучшению инвестиционного климата в России. Планируем осуществить налоговое стимулирование капитальных вложений, расходов на НИОКР, ускоренной амортизации. И устранить избыточное администрирование при проведении налоговых проверок. Все эти решения сформулированы и будут проводиться в жизнь.
Будем и дальше искать приемлемые для общества и эффективные для бизнеса схемы репатриации капиталов в Россию. Думаю, что для многих наших партнеров, в том числе и зарубежных, могут представить определенный интерес и планы развития в России так называемых экономических зон высокотехнологичных производств с особым налоговым режимом.
Мы будем формулировать четкие правила по выходу наших иностранных партнеров в те сектора производства, где по соображениям национальной безопасности существовали и существуют известные ограничения. Если у вас, уважаемые коллеги, возникнут вопросы в связи с тем, что только что прозвучало, то мои коллеги Греф и Христенко с удовольствием более точно сформулируют то, что мы планируем делать в этих сферах.
Конечно, мы будем продолжать институциональные изменения, в первую очередь укреплять судебную систему и банковский сектор. Так же, как и будем работать дальше над укреплением прав собственников, будем заниматься совершенствованием системы защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной.
Надеюсь, что все это может привести к тому, что в обозримом будущем, через несколько лет, Россия из нетто-экспортера капитала превратится в нетто-импортера.
Россия – динамичный и емкий развивающийся рынок. Уверен, что мы способны обеспечить инвесторам, в том числе и присутствующим здесь, хорошие условия для работы и внушительную прибыль.
Пока же накопленные американские инвестиции в российскую экономику незначительны. По этому показателю США находятся у нас на третьем месте, а по общему объему капвложений – на шестом. Я уже не говорю, что научно-технический потенциал наших стран, отраслевое разнообразие, емкость внутреннего рынка России, огромные богатства и природные ресурсы позволяют работать гораздо шире и эффективнее.
С американской и с российской стороны мы намерены на самом высоком административном уровне поддерживать активность нашего бизнеса. Мы договаривались об этом с Президентом Бушем, говорили о необходимости создания соответствующих дополнительных механизмов. К концу июня текущего года должен быть представлен доклад «энергетической четверки», как мы ее назвали, из министров Христенко, Грефа, Бодмена, Гутьерреса с конкретными проектами по поставке в США российского сжиженного природного газа, увеличению экспорта российской нефти за счет освоения новых месторождений и наращиванию инфраструктуры ее транспортировки. В результате без дополнительных инвестиций США могли бы импортировать 50 миллионов тонн российской нефти ежегодно. Мы абсолютно уверены, что это будет очень серьезным фактором, который повысит и улучшит устойчивость мировой, в том числе американской, экономики.
Не менее значительными могут быть перспективы нашего сотрудничества в сфере высоких технологий. Например, «Боинг» совместно с российскими организациями участвует в создании нового регионального самолета. Немалый пакет заказов выполняют наши инженеры и конструкторы по проекту авиалайнера «Боинг-787».
15 июля этого года мы отметим 30-летие первого космического полета по программе «Союз – Аполлон». Тесное сотрудничество в космической сфере имеет огромные перспективы для обеих стран.
По нашей с Президентом США совместной инициативе создан Инновационный совет по высоким технологиям. Эта работа может быть весьма перспективной и интересной. Надеюсь, что присутствующие примут участие в его деятельности.
Наконец, о взаимной торговле. Полагаем, что реализованный до сих пор потенциал крайне низок, и рассчитываем на то, что в ближайшее время мы сможем хотя бы удвоить торговый оборот между двумя странами. Пока же ежемесячный товарооборот США с Канадой и Китаем превышает годовой российско-американский показатель в несколько раз.
Надеюсь, что взаимодействие министров торговли поможет теснее связать наши рынки. И к концу месяца мы с Президентом США Бушем ждем от них доклад о плане действий.
Поднимая тему взаимной торговли, мы вплотную подходим к вопросу об ограничениях и препятствиях, которые встают на пути глобального взаимодействия наших экономик. Я бы назвал только некоторые из этих препятствий.
Это известная поправка Джексона – Вэника, которая до сих пор странным образом функционирует. Напомню, что она была введена еще в советское время в связи с ограничениями выезда из Советского Союза граждан еврейской национальности в Израиль. Мы понимаем, что сегодня таких препятствий просто не существует.
Теперь эту поправку пытаются привязать к какой угодно проблеме. В частности, к сотрудничеству в сфере сельского хозяйства – поставкам, допустим, мяса птицы из США, квотам по этим вопросам. Это было бы смешно, если бы не было грустно. Даже те люди, с которыми мы поддерживаем очень добрые отношения, люди, которые в советские времена боролись за либерализацию советской системы, за выезд в Израиль, – даже они возмущены такой постановкой вопроса. Они говорят, что не из‑за курятины в тюрьме сидели в свое время.
Мы понимаем, что в ходе экономического взаимодействия могут то там, то здесь возникать какие‑то вопросы, и нужно находить инструменты их решения. Но нельзя любой вопрос доводить до абсурда. Хотя американская администрация ежегодно принимает решения, которые нейтрализуют действие этой поправки, но политически это не улучшает климата экономического взаимодействия между нашими странами.
Серьезным препятствием является практика одностороннего применения США санкционных мер в сфере экспортного контроля и нераспространения в отношении российских космических предприятий. А также – отдельные нормы закона о нераспространении в отношении Ирана. Хотя и здесь мы уже давно нашли понимание с нашими американскими коллегами, на политическом уровне у нас полное согласие по иранскому направлению.
Наши программы с Ираном абсолютно открыты и прозрачны, они контролируются МАГАТЭ. И никакого непонимания по иранскому направлению, каких‑то взаимных упреков или подозрений в настоящее время нет, все это отсутствует. Тем не менее отдельные положения закона о нераспространении действуют и мешают нашим экономически связям.
Россия является единственным из государств Вассенарского соглашения, включенных в предпоследнюю группу стран по жесткости экспортного контроля по быстродействующим компьютерам. Полагаю, что, например, «Ай-би-эм» напрямую заинтересована в том, чтобы снять этот барьер для работы компании на емком российском рынке.
И последнее. Я хочу поблагодарить господина Уэйлла за идею, которую он подал по организации нашей сегодняшней встречи. Уверен, что она будет полезной, и надеюсь, что она будет для вас информативной и интересной. Вполне допускаю организацию подобных встреч в Соединенных Штатах с участием моего друга Президента США Буша. Во всяком случае, в ближайшее время на саммите «восьмерки» обязательно подброшу ему эту идею. Надеюсь, что она будет встречена позитивно. Это то, что я хотел бы сказать вначале. Я и мои коллеги в вашем распоряжении, мы готовы ответить на ваши вопросы. Надеюсь, что наша встреча будет открытой и полезной.