В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Все мы удовлетворены итогами очередной сессии Совета коллективной безопасности государств – членов ОДКБ. Как всегда, откровенно и по‑деловому мы обсудили важнейшие вопросы многостороннего сотрудничества. И вышли на целый ряд принципиальных практических договоренностей.
Должен отметить, что ОДКБ последовательно укрепляет свой международный авторитет и влияние. На самом высоком уровне она утвердилась как организация, играющая самостоятельную стабилизирующую роль в системе глобальной и прежде всего, конечно, региональной безопасности. Свидетельством тому –получение ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН и признание ее со стороны ОБСЕ и Шанхайской организации сотрудничества.
С учетом развития ситуации в мире мы проанализировали положение в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих районах. В первую очередь в странах Центральной Азии и в Афганистане.
Как известно, члены ОДКБ оказывают содействие Афганистану в постконфликтном обустройстве. И сегодня мы обменялись мнениями о том, как сделать нашу помощь южному соседу еще более эффективной.
Нас серьезно беспокоит, что на афганской территории по‑прежнему функционируют базы подготовки террористов. В том числе при непосредственном участии некоторых спецслужб. Кроме того, Афганистан остается источником постоянно возрастающих наркоугрозы и наркотрафика. Мы поддерживаем деятельность международного сообщества, направленную на борьбу с терроризмом в Афганистане, знаем о последних событиях там, о принимаемых усилиях по борьбе с наркоторговлей и наркотрафиком. При этом следует признать, что эффективность этой борьбы пока крайне низка.
В этой связи были намечены приоритетные меры по борьбе с теругрозой, непосредственно касающейся стран – участников ОДКБ. Достигнута также договоренность о создании специальной структуры по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Серьезное внимание было уделено развитию военной составляющей ОДКБ.
Принят пакет документов по военному строительству в рамках ОДКБ на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу. В частности, предусматривается развитие объединенной системы ПВО, а также совершенствование Коллективных сил быстрого развертывания центральноазиатского региона.
Убежден, что во многом определяющее значение для развития нашего сотрудничества будет иметь подписанное сегодня соглашение о подготовке военных кадров. А решение о создании межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству послужит стимулом для более тесной кооперации наших оборонно-промышленных комплексов.
Мы уже не раз говорили о том, что эффективная борьба с терроризмом, наркотрафиком и другими угрозами напрямую зависит от скоординированности и эффективности международных усилий. И сегодня предметно рассмотрели комплекс вопросов по практическому взаимодействию ОДКБ с ООН, ШОС, НАТО и другими организациями.
Считаю важным, что все мои коллеги подтвердили настрой на активное продолжение сотрудничества в рамках нашей организации.
В заключение хочу поблагодарить своих коллег – глав государств – участников ОДКБ за конструктивный и деловой подход ко всем обсуждавшимся вопросам.
Убежден, что плодотворная работа московской сессии, и прежде всего подписанные соглашения, позволят нам выйти на новое качество сотрудничества – сотрудничества в интересах всех наших народов, мира и стабильности на нашей земле. В мире в целом и в регионе ответственности ОДКБ.
Благодарю вас за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы.
Вопрос: Уже завершен очередной этап становления ОДКБ. Каким будет следующий этап и против каких новых угроз кроме терроризма может эффективно работать ОДКБ? Мой вопрос к президентам Армении и России. Спасибо.
Р.Кочарян: Сегодня мы приняли документ о приоритетах нашей деятельности на текущий год и на следующий год. Он предполагает активную работу по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, распространением ядерного оружия, и, конечно, военная составляющая остается основным компонентном, элементом нашего сотрудничества в борьбе с новыми угрозами. Речь шла о создании эффективных инструментов по противодействию этим угрозам. И я думаю, нам в будущем следует сконцентрироваться именно на инструментарии – как и каким образом мы будем эффективно противодействовать этим угрозам. Новым элементом стала наша большая международная вовлеченность. И я думаю, это направление можно развивать. Мы заявили о себе как о состоявшейся организации. Но объем работ здесь, я думаю, может быть гораздо шире. И сегодня это также было темой обсуждения и в узком, и в расширенном составе. Я удовлетворен сегодняшней беседой и должен сказать, что вот этот состав – тот, в котором мы особо не спорим, а имеем нацеленность на практический результат. А организация динамично, эффективно развивается. И самое главное, что есть конкретизация по очень и очень многим вопросам. Я благодарен коллегам за ту атмосферу, которая есть в ОДКБ.
В.Путин: В принципе я уже назвал те направления нашей работы, которые считаю приоритетными. Могу повторить их еще раз. Это совершенствование сил коллективного взаимодействия, военных сил коллективного взаимодействия, это сотрудничество в области противовоздушной обороны и развитие этой системы совместно. Это сотрудничество в области производства специальной и военной техники и кооперации наших экономик по этому направлению. Это подготовка кадров. Полагаю, что весьма полезным было бы рассмотреть возможность использования наших сил и для миротворческой деятельности. И, наконец, ОДКБ, как мы сегодня почувствовали здесь, – я полностью согласен с моим коллегой, с Президентом Армении – это очень хорошая площадка для выработки совместных политических решений и координации нашей внешнеполитической деятельности. Спасибо.
Вопрос: Александр Григорьевич [Лукашенко], скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете роль ОДКБ в контексте мировых вызовов и угроз? И можно ли назвать эту организацию, ОДКБ, которая сейчас международно признана, новым центром силы?
А.Лукашенко: Мы все признаем то – и не только мы, за исключением некоторых государств весь мир так считает, все государства – что мир не может и не должен быть однополярным. Значит, и система международной безопасности не должна опираться на один мировой центр, центр силы. После развала Советского Союза эта система сдержек и противовесов фактически была разрушена. Как проявляет себя Организация Объединенных Наций, мы тоже видим: не всегда, мягко говоря, она эффективна, как инструмент обеспечения международной безопасности. И сегодня встает вопрос, с нашей точки зрения: что мир получит в ближайшей перспективе – или однополярную диктатуру одной державы, супердержавы, или новую разумную систему, равновесие которой будет обеспечивать несколько международных объединений, организаций, центров силы, если хотите, как вы сказали, одним из которых может быть Организация Договора о коллективной безопасности. А почему бы нет? Тем более что она себя уже заявила, как сказал Президент Армении, и на международном уровне. Я думаю, что этот второй путь представляет нам вариант участия в урегулировании проблем безопасности – многим странам, что более справедливо. Во‑вторых, позволит более эффективно противостоять новым угрозам.
Кстати, вы уже, наверное, заметили, это подчеркивалось особо и в сообщении Владимира Владимировича, ОДКБ оказалась на острие решения целого ряда проблем новых вызовов, как было здесь сказано, международного терроризма, транснациональной преступности, наркотрафика и незаконной миграции. Вот эти проблемы сегодня в мире на огромном пространстве планеты без ОДКБ, без действия нашей организации решить невозможно.
И что, безусловно, важно в контексте сказанного: ОДКБ является организацией, способной к реальным действиям. Здесь приводили пример прошлого года, когда в результате международной операции «Канал-2004» было изъято более пяти тысяч килограммов наркотиков. Более пяти тонн за одну операцию! Выявлено более 4 тысяч наркопреступлений, раскрыто 12,5 тысячи уголовных преступлений и изъято в результате этой операции около 500 единиц огнестрельного оружия. Это невозможно было бы, это было бы не под силу одному государству, даже такому большому, как Российская Федерация. А вместе – эффект потрясающий! Вот этим самым мы доказываем то, что у нас действенная организация, и она способна стать центром силы, который будет поддерживать равновесие и международную безопасность.
Я уже об этом сегодня говорил, средства массовой информации ранее об этом сообщали – о совместных белорусско-российских учениях. Они были более глубоки даже, чем это позволяет ОДКБ, в рамках Союзного государства. Поэтому я смею заметить – думаю, что со мной согласятся многие, – что Организация Договора о коллективной безопасности – это самая эффективная, при всех своих недостатках, и действующая система из всех систем, которые мы имеем на постсоветском пространстве. Я имею в виду и СНГ, и ЕврАзЭС, и то, что мы сегодня делаем в Едином экономическом пространстве. Эта организация, в которой мы все заинтересованы и видим там свои интересы, – самая эффективно действующая в области и военного строительства, и подготовки кадров, и внешней политики. И здесь мы действительно можем обсуждать наши проблемы внутренней политики. Спасибо.
Вопрос: У меня вопрос к Нурсултану Абишевичу и Владимиру Владимировичу. Вы являетесь инициаторами создания ЕврАзЭС. Какую оценку вы можете дать нынешнему состоянию и перспективам развития ЕврАзЭС в контексте достигнутых накануне договоренностей? Какую роль вы отводите инвестиционному банку в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС?
Н.Назарбаев: Вчерашний день мы посвятили обсуждению проблем ЕврАзЭС. Если коротко констатировать, то ЕврАзЭС является сегодня самым продвинутым из всех интеграционных объединений постсоветского пространства. Несколько цифр можно привести, что интеграционное объединение и торговля между нашими странами достигла 28 миллиардов долларов сегодня. И растет темпами 40 процентов к 2003 году. Это первая часть.
Вторая часть – это согласованность тарифных дел. Товарная группа составляет 53 процента. В этом году мы можем добиться 60,3 процентов, с российской стороной Казахстан работает еще по 10 процентам, то есть 73-процентная согласованность по тарифным группам и по таможенным и другим тарифам поднимает совершенно на новый уровень нашу торговлю. И так с Россией у нас торговля ежегодно растет на 35–40 процентов, достигает около девяти миллиардов долларов в этом году. И это говорит о том, что в этом объединении, как ни в каком другом, мы постепенно создаем эти условия.
Сейчас мы обсуждали основные вопросы – как завершить создание зоны свободной торговли. Между Россией и Казахстаном, Россией и Белоруссией она фактически существует. Но надо посмотреть изъятие товаров еще раз – какие они должны быть – и параллельно двигаться к созданию таможенного союза.
Вообще‑то интеграционное объединение начинается во всем мире… Если велосипед не изобретать, сначала создается зона свободной торговли, потом – валютное регулирование, после этого – таможенный союз, потом экономический союз стран. Так что все это ясно, четко. И мы сейчас занимаемся сближением таможенного законодательства.
Хорошо, что параллельно по созданию Единого экономического пространства четырех государств идет отработка 29 проектов законов к первому июля. Еще 13 разрабатываются. Вот эти 43 закона, если мы примем, утвердим в парламентах, закладывают основу создания таможенного союза наших стран. Ну и параллельно идет вступление в ВТО всех наших государств. И мы договорились о том, что одно другому мешать не должно. Должно идти параллельно. И считаем, что прежде всего главная задача – вступление во Всемирную торговую организацию наших стран и согласование позиций, по которым мы будем туда вступать.
В.Путин: Могу только согласиться с тем, что было сказано Нурсултаном Абишевичем. Действительно, за последние четыре года товарооборот между нашими странами вырос в два с половиной раза. Это очень хорошие темпы. Хочу обратить ваше внимание также на то, как, на мой взгляд, связаны между собой интеграционная деятельность и результаты экономической деятельности между различными государствами. Вот у нас между Россией и Белоруссией уровень согласования тарифов достигает примерно 90–95 процентов, и торговый оборот между нашими странами достиг уже почти 17 миллиардов долларов. С Казахстаном, к сожалению, мы пока не вышли на такой уровень интеграции по тарифам. У нас примерно 53 процента согласованных тарифов. И, соответственно, уровень товарооборота приближается пока только к девяти миллиардам. Но мы знаем, что нам нужно делать для того, чтобы многократно увеличить этот товарооборот.
А с Украиной у нас еще меньше уровень согласования тарифов. И, несмотря на то что возможности украинской и российской экономик гораздо больше, чем российской и белорусской, тем не менее там товарооборот меньше, чем у нас с Белоруссией. Понимая эти достаточно элементарные вещи, мы и наметили вчера дополнительные шаги по развитию интеграционных процессов. Я согласен с тем, что это движение (и мы вчера долго и подробно обсуждали эту тему) не должно мешать нашей интеграции в мировую экономику, вступлению России, Казахстана, других стран-участниц во Всемирную торговую организацию. Мы будем идти по этому пути, согласовывая наши действия, имея в виду, что и по правилам ВТО нам ничего не мешает в будущем интегрировать наши усилия на региональном уровне. Вот по этому направлению мы будем действовать.
Что касается банка, о котором Вы спросили, это была инициатива Президента Казахстана еще полтора года назад. Мы приняли эту инициативу и в течение примерно года на экспертном высоком уровне прорабатывали эту идею. Пришли к выводу о том, что мы можем создать весьма эффективно функционирующий финансовый инструмент на постсоветском пространстве с уставным капиталом в полтора миллиарда долларов, из которых полмиллиарда будет вложено казахской стороной, миллиард будет вложен Россией. С возможностью присоединения к работе этого банка в качестве акционеров других стран, прежде всего, конечно, стран ЕврАзЭС. Полагаю, что это может быть дополнительной хорошей возможностью для инвестиционной деятельности на постсоветском пространстве и прежде всего в рамках ЕврАзЭС. Главной отличительной чертой этого банка должна быть его полная деполитизация. Не на словах, а на деле. Он будет работать на рыночных принципах.
Вопрос: У меня вопрос к Президенту Таджикистана. Скажите, пожалуйста, каковы на данном этапе основные направления взаимодействия стран – участниц ОДКБ по постконфликтному обустройству Афганистана? Спасибо.
Э.Рахмонов: ОДКБ проводит значительную работу в Афганистане. На афганском направлении прежде всего речь идет о борьбе с наркотрафиком. И благодаря усилиям стран – членов Организации ежегодно изымается огромное количество наркотических веществ. Только сегодня при встречах я проинформировал уважаемых коллег о результатах работ Таджикистана за пять последних лет. В течение пяти лет в Таджикистане изъяли более 45 тонн наркотических веществ. Из них более 23 тонн составляет сильнодействующее наркотическое вещество героин. То есть мы спасли более 22 миллионов человек от наркозависимости. Второе направление нашей работы – в борьбе против терроризма. Как вы знаете, мы все являемся участниками антитеррористической операции в Афганистане. И, наконец, в меру возможностей участвуем в экономическом возрождении Афганистана в различных проектах на двусторонней основе. Сегодня мы обсудили и приняли решения по тем вопросам, которые касаются координации взаимодействия стран – участниц ОДКБ в оказании Афганистану помощи и поддержки.
Вопрос: У меня вопрос к президентам России и Казахстана. Сейчас, как известно, взаимодействие стран ОДКБ с НАТО развивается с разной степенью интенсивности. И как вы считаете, как в будущем будут строиться отношения этой организации и ее участников с альянсом? Спасибо.
В.Путин: Мы намерены строить эти отношения и на двусторонней основе, то есть НАТО и каждая в отдельности страна ОДКБ, и на блоковой основе. Мы сделали предложение НАТО от имени ОДКБ наладить соответствующие контакты. Завтра у нас здесь в гостях, в Москве, будет Генеральный секретарь НАТО. Мы будем говорить с ним и на эту тему.
Н.Назарбаев: Я согласен с тем, что было сказано.
Вопрос: Мой вопрос к Президенту Киргизской Республики. Проблема наркотрафика переросла рамки региональные и затрагивает безопасность многих стран. Что предполагается сделать в Киргизской Республике, чтобы в рамках ОДКБ снизить уровень наркопотока?
К.Бакиев: Я считаю, что прежде всего, наверное, должно быть согласованное эффективное действие всех наших правоохранительных систем, сил. Но, когда мы задерживаем наркотики на трассе в своих государствах, мы боремся прежде всего со следствием. А ни для кого не секрет, все мы знаем, что все‑таки источником является Афганистан. Значит, нам надо направлять всеобщие усилия именно для того, чтобы уничтожать эти наркотики и в самом Афганистане. Вот, тогда, наверное, результаты были бы более наглядными.