Х.Мубарак: Я счастлив приветствовать здесь господина Путина, который совершает визит в Каир. Мы провели важные переговоры, которые носили чрезвычайно позитивный характер, и эти переговоры отражают прочный характер двусторонних отношений между нашими дружественными народами и государствами.
Сегодня во время наших переговоров мы обсудили широкий круг вопросов международной и региональной повестки дня, особенно ситуацию на Ближнем Востоке. Мы также обсудили вопросы, касающиеся укрепления наших двусторонних отношений и сотрудничества между двумя странами во всех областях. Я был рад услышать во время переговоров, что наши точки зрения совпадают практически по большинству затрагивавшихся вопросов, представляющих взаимный интерес.
Наши точки зрения совпали также в отношении необходимости сохранения той позитивной динамики, которая была достигнута во время саммита в Шарм аш-Шейхе в феврале этого года. Мы были едины во мнении в отношении необходимости сохранить возможность продвижения мирного процесса после периода застоя, который длился четыре года, а также в отношении необходимости выполнения достигнутых взаимопониманий и обязательств палестинской и израильской сторон путем принятия встречных шагов и без проволочек. Мы подчеркнули необходимость и важность координации между двумя сторонами по вопросам израильского ухода из некоторых поселений на северной части западного берега реки Иордан и из Сектора Газа в качестве первого шага и неотъемлемой части «дорожной карты» с целью достижения справедливого всеобъемлющего и прочного мира на Ближнем Востоке на всех треках мирного процесса.
Принимая во внимание тот факт, что Россия является активной участницей «квартета» международных посредников, а также «большой восьмерки», принимая во внимание тот большой авторитет, которым обладает Российская Федерация на международной арене, я выразил Президенту Путину свое намерение продолжать поддерживать роль Египта, роль Российской Федерации в мирных усилиях, направленных на оказание поддержки Палестинской национальной администрации, улучшение экономических и гуманитарных условий для палестинского народа.
В том, что касается ситуации вокруг Ирака, наши позиции также совпали в отношении позитивного восприятия состоявшихся там переговоров, формирования иракского Национального собрания, продвижения иракского народа по пути укрепления новых институтов общества в ходе мирного политического процесса, который, как мы надеемся, будет охватывать все слои иракского народа, который идет по пути восстановления своей независимости и суверенитета. И именно этот путь призван обеспечить единство и территориальную целостность иракского государства, открыть путь к построению и реконструкции национального хозяйства. Кроме того, мы были едины в нашем мнении относительно центральной роли, которую должна играть Организация Объединенных Наций в процессе восстановления конституционных и законодательных институтов в стране, в процессе восстановления необходимой стабильности для успешного развития мирного процесса и национальной экономики.
Во время сегодняшних переговоров также обсуждалась ситуация в Дарфуре. Мы подчеркнули необходимость урегулирования кризисной ситуации в рамках национального всеобъемлющего примирения между всеми сынами суданского народа в соответствии с представлением о едином и неделимом Судане. Обсуждалась также ситуация на сирийском и ливанском треках. Мы приветствовали позитивное развитие динамики в этой области. Кроме этого мы обсудили другие вопросы, затрагивающие региональную проблематику, и были едины в отношении необходимости предотвратить возникновение новых очагов напряженности в этом весьма чувствительном регионе мира.
Обсуждая общее положение дел в мире, мы обменялись нашими подходами в отношении повышения роли Организации Объединенных Наций, необходимости построения многостороннего, многополярного мира в качестве законной альтернативы односторонним действиям. Особое внимание было уделено реформированию ООН с целью укрепления ее роли и повышения авторитета. Мы высказались за необходимость сплочения усилий международного сообщества по противодействию терроризму, распространению оружия массового уничтожения с тем, чтобы предпринимались встречные шаги для справедливого и всестороннего урегулирования международных конфликтов, особенно на Ближнем Востоке и на африканском континенте.
По двусторонним отношениям между двумя дружественными государствами мы обсудили с Президентом Путиным показатели постоянного роста сотрудничества в различных областях. В первую очередь, в сфере товарооборота, туристического обмена, сотрудничества в инвестиционной, промышленной, нефтехимической и газовой промышленности, а также в сфере культурного и научно-технического, технологического сотрудничества. Я разъяснил Президенту Путину наши искреннее желание – и оно было встречено с пониманием – укреплять сотрудничество в различных областях, и не только в тех, которые я перечислил. В частности, мы договорились ускорить организационные мероприятия по созданию первого в Египте российско-египетского университета, что, несомненно, послужит делу укрепления культурных и научных связей между нашими государствами. Мы также договорились продолжить консультации по различным двусторонним региональным и международным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Я счастлив использовать возможность визита Президента Путина в нашу страну с тем, чтобы присвоить имя российского конструктора, покойного инженера Николая Малышева – этот человек разработал высотную Асуанскую плотину – одной из улиц в Асуане в знак признательности и выражения чувства гордости от сотрудничества и прочной дружбы между двумя странами и двумя народами.
В.Путин: Уважаемые дамы и господа, уважаемый господин Президент.
Прежде всего хотел бы поблагодарить наших египетских друзей за радушный прием, за конструктивный, заинтересованный подход к переговорам.
Посещение Республики Египет открывает программу моего первого визита на Ближний Восток, и это не случайный выбор. Современный Египет – это динамично развивающаяся страна, которая последовательно укрепляет свои внешнеполитические и экономические позиции.
Большого уважения заслуживает независимая и ответственная позиция Египта по важнейшим региональным и международным проблемам. Мы всегда были заинтересованы в расширении сотрудничества с таким перспективным и влиятельным партнером, как Египет. Для меня лично было очень полезно услышать мнение Президента Египта по проблемам международного характера и, конечно, прежде всего по развитию ситуации в регионе.
Высоко оцениваю итоги переговоров с Президентом Египта господином Мубараком. Переговоры прошли в духе откровенности, взаимопонимания. Мы говорили и обсуждали широкий круг проблем: и двусторонних, и региональных, и международных в широком смысле этого слова. По итогам было согласовано совместное заявление, в котором подтверждается наше стремление углублять партнерство между двумя государствами. Мы сверили наши подходы по актуальным международным проблемам к задачам реформирования и модернизации, которые стоят перед странами Ближнего Востока. Безусловно, подробно обсуждали проблему ближневосточного урегулирования, обстановку в Ираке, в других частях света. Мы еще раз подтвердили наше стремление к урегулированию палестино-изральского конфликта, на основе соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций, «дорожной карты», одобренной Советом Безопасности ООН.
Согласен с Президентом Мубараком в том, что необходимо твердо следовать договоренностям, достигнутым в Шарм аш-Шейхе. Об этом пойдет речь и на встрече «четверки» посредников на уровне министров иностранных дел 8 мая текущего года в Москве с участием спецпредставителя «квартета» господина Джеймса Вулфенсона. Кроме того, мы могли бы предложить провести осенью в Москве международную конференцию с участием всех заинтересованных сторон, в том числе «четверки» коспонсоров. Я намерен обсудить это и с другими нашими коллегами, которые, на мой взгляд, должны быть заинтересованы в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.
В ходе переговоров и Россия, и Египет продемонстрировали настрой на расширение наших многоплановых двусторонних связей. И, конечно, их важнейшая составляющая – это деловое партнерство. Благодаря совместным усилиям здесь в последнее время удалось немало сделать. Важный этап – это достижение высоких темпов развития наших экономических связей. Должен сказать, что только за прошлый год их объем удвоился. И это без учета туристических услуг. В прошлом году Египет посетили 650 тысяч российских туристов. И, по нашим оценкам, более 300 миллионов долларов получила от этого сотрудничества государственная казна Египта. На египетский рынок вновь возвращается продукция российского машиностроения, энергетическое оборудование. Наши компании плодотворно участвуют в модернизации важнейших объектов египетской экономики.
У нас серьезный, существенный потенциал развития торгово-экономических связей. Символично, что именно сегодня в Каире под эгидой Российско-арабского делового совета и торгово-промышленных палат обеих стран проходит российско-египетский бизнес-форум. Это показывает заинтересованность бизнес-сообществ двух стран к расширению прямых контактов.
В ходе переговоров мы затронули такие вопросы, как военно-техническое сотрудничество, углубление наших отношений в сфере культуры, науки, образования, подготовки кадров. Российская сторона подтвердила заинтересованность в осуществлении проекта создания российско-египетского университета в Каире.
В заключение хочу еще раз высоко оценить итоги состоявшихся переговоров и убежден, что каирский саммит станет важной вехой в укреплении российско-египетского сотрудничества. И, конечно, теперь мы будем ждать ответного визита Президента Мубарака в Российскую Федерацию. Мне было очень приятно услышать сегодня – несколько неожиданно, но тем более приятно – о том, что принято решение назвать одну из улиц именем нашего соотечественника, который внес существенный вклад в развитие египетской экономики, египетской энергетики.
Спасибо Вам большое.
Х.Мубарак: Я хотел бы добавить, что у Президента Путина есть открытое приглашение посетить нашу страну в любое время.
В.Путин (на арабском): Спасибо.
Вопрос: Вопрос, адресованный двум президентам от телевидения Египта. Господин Президент Путин, Вы упомянули о возможности проведения международной конференции в Москве. Можете ли Вы более подробно сказать, какова повестка дня этой конференции, как она стыкуется с другими международными идеями подобного рода, в том числе с необходимостью активизации роли международной «четверки».
Вопрос господину Мубараку: смотрите ли Вы с оптимизмом на выполнение договоренностей, достигнутых в Шарм аш-Шейхе?
В.Путин: Наше предложение провести соответствующую встречу в Москве как раз и продиктовано общим с Вами пониманием того, что нужно активизировать деятельность международных посредников. Повторю, что 8 мая мы договорились с нашими коллегами в рамках «четверки» провести встречу на уровне министров иностранных дел. Однако мы полагаем – и господин Президент со мной согласился, – что международное сообщество должно постоянно уделять внимание ситуации на Ближнем Востоке, добиваться исполнения принимаемых на международном уровне – и в данном случае в ООН – решений, создавать условия договаривающимся сторонам для достижения компромиссов.
Мы считали бы полезным встречу в Москве осенью текущего года экспертов на высоком уровне и будем вести предварительные переговоры с нашими партнерами об уровне участия и по повестке дня. Разумеется, этот вопрос мы намерены обсудить также и с израильским руководством, с Премьер-министром Шароном.
Х.Мубарак: Прежде всего я бы хотел сказать, что мы смогли действительно собрать вместе Ариэля Шарона и Абу Мазена [Махмуда Аббаса, главу Палестинской национальной администрации] в Шарм аш-Шейхе, но до проведения саммита мы предприняли предварительные контакты с израильским руководством и пришли к взаимопониманию о том, что будут достигнуты определенные договоренности, которые были бы позитивно восприняты общественным мнением в Палестине и в арабских странах. К сожалению, Израиль, откровенно говоря, сейчас не выполняет достигнутые договоренности. Премьер-министр Ариэль Шарон должен обязательно возобновить их выполнение, потому что у него есть определенный авторитет. Сейчас, когда Премьер-министр Израиля и глава ПНА договорились о полном сете взаимопониманий, нельзя подходить к их выполнению избирательно.
Я хотел бы проиллюстрировать эту мысль историческим экскурсом, когда на рубеже 1990-х годов в контактах с Ицхаком Рабином я ему сказал, что в мирном процессе возможны отдельные сбои, когда террористы с той или иной стороны могут предпринять подрывные действия, однако очень важно, чтобы они не повлияли на сам ход мирного процесса. И, действительно, через 10 дней в Тель-Авиве произошел крупный теракт. Однако Ицхак Рабин нашел в себе мужество выступить по израильскому телевидению, и он сказал, что мы будем продолжать мирный процесс так, как будто бы нет борьбы с терроризмом, и будем бороться с терроризмом так, как будто бы нет мирного процесса. Я считаю, что Ариэль Шарон – политик, который способен выполнять достигнутые договоренности, и это совершенно необходимо делать для того, чтобы успокоить общественное мнение как в Палестине, так и в арабских странах.
Вот что еще я хотел бы добавить по этому вопросу. Абу Мазен пошел на очень смелые шаги, в том числе реформировал всю структуру специальных служб. Однако Израиль говорит, что этого недостаточно. Я считаю, что Абу Мазен заслуживает всяческой поддержки. И нужно конкретными шагами оказывать такую поддержку Абу Мазену, потому что сейчас нет другого лидера, который мог бы сделать так много для Израиля. Один маленький пример по вопросу заключенных. Эта тема чрезвычайно важна и болезненна для каждой палестинской семьи. Я считаю, что Премьер-министр Израиля может пойти навстречу палестинской стороне по этому вопросу, и это было бы свидетельством поддержки Израиля шагов, которые предпринимает Абу Мазен. Абу Мазен – совершенно другой человек. Он полностью отличается от Арафата. Арафат в подобных трудных ситуациях мог обратиться напрямую к палестинскому народу, выступить с определенной наступательной линией в отношении Израиля, и тогда на этой волне он мог добиваться определенных результатов. Однако Абу Мазен – политик совершенно иного склада. Он дает обязательства, он выполняет свои обязательства, поэтому он нуждается в активной поддержке с другой стороны, и я сейчас обращаюсь с просьбой к израильскому руководству поддерживать всячески Абу Мазена, с тем чтобы мирный процесс не прекращался. Если Израиль действительно заинтересован в мире, он должен выполнять все достигнутые договоренности.
Вопрос: Вопрос к двум президентам, прежде всего к господину Мубараку. Не могли бы Вы оценить роль России в ближневосточном урегулировании? Как известно, террористы действуют по принципу сообщающихся сосудов. Не кажется ли Вам, что сейчас они создают свои базы на территории Ирака?
Х.Мубарак: Мы считаем, что Россия – это великая держава. Хотим мы того или нет, это факт, который никто не может оспорить. У этой страны есть все возможности для того, чтобы она проводила активную политику, достойную великой державы. Мы полностью верим России.
Был определенный период, когда эта страна переживала внутренние трудности. Сейчас эти трудности полностью преодолены. Я считаю, что Россия, современная Россия под руководством Президента Путина способна играть достойную, самую активную роль на Ближнем Востоке.
По второму вопросу. Я считаю, что насилие в этой стране продолжится, к большому сожалению, потому что эта страна уникальная по своей композиции. Как известно, там проживают сунниты, шииты, курды. Сунниты определенный период находились у власти. Сейчас между различными этими общинами и национально-религиозными группировками идет борьба за власть. Поэтому я считаю, что и сопротивление, и насилие не прекратятся еще долгое время. Одна из причин такой нынешней ситуации заключается в том, что в стране была распущена полиция, была распущена армия. И это стало подлинной национальной катастрофой. Сейчас необходимо предпринимать активные усилия для того, чтобы заняться военным строительством, создать эффективные, способные поддерживать безопасность и правопорядок в стране национальные силы.
Кстати говоря, я об этом откровенно напоминал американцам. И сказал им, что они могут выиграть сражение в открытом бою, но самые серьезные, самые опасные сражения – в городах. И сегодня мы видим, что в городах продолжается сопротивление. И, к сожалению, как я уже говорил, насилие не прекратится.
Я считаю, что неурегулированность палестинского вопроса является другим фактором, который оказывает непосредственное влияние на рост и распространение влияния экстремистских организаций. И на определенном этапе станет совсем очевидно для тех, кто еще не понимает этого, что без решения палестинской проблемы нельзя будет обуздать насилие, нельзя будет обуздать терроризм. И еще раз подчеркну, что в этом процессе чрезвычайно важная роль принадлежит построению регулярной армии, дееспособной полиции, национальных сил, которые могли бы поддерживать режим стабильной безопасности в стране.
В.Путин: Прежде всего хочу сказать, что нас, конечно, тоже очень тревожит непрекращающееся насилие и рост насилия в Ираке. Вместе с тем мы высоко оцениваем результаты проведенных выборов и надеемся на то, что это будет хорошей платформой для продвижения процесса урегулирования в Ираке. Конечно, мы фиксируем наличие в Ираке иностранных наемников, тех людей, которых мы называем террористами. Вместе с тем урегулирование должно состоять из нескольких составных основополагающих вещей. И это не связано с международным терроризмом.
Необходимо добиться на базе достигнутых договоренностей в ходе избирательного процесса решения нескольких вопросов. Необходимо решить справедливым способом, достойным для всех сил, этнических и религиозных групп, вопрос об их адекватном участии в управлении государством. Согласовать основополагающие принципы, которые должны лечь в основу будущей конституции и государственного устройства страны. Договориться о сроках и условиях вывода иностранных войск с территории Ирака, возродив при этом силовые структуры самого Ирака. Без решения всех этих вопросов условия для того, чтобы в Ираке продолжалась инфильтрация террористов, не будут устранены.
Мы со своей стороны намерены сотрудничать с иракским руководством и с иракским народом. В Ирак возвращаются российские специалисты, работающие там по разным направлениям, в том числе и в сфере энергетики, и в социальной сфере. Мы намерены расширять свои усилия по поддержке иракского народа.
Вопрос: Вопрос к обоим президентам. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к идее реформирования Ближнего Востока и демократизации этого региона?
Х.Мубарак: В Египте продолжается процесс реформ, который был начат еще во времена Президента Садата. Разумеется, те реформы, которые мы проводим, сейчас отличаются от того, что было в эпоху Садата, которому удалось заложить основы многопартийной системы, активной, свободной политической жизни. И поэтому сейчас в нашей стране существует свободная пресса. Мы констатируем верховенство закона. Есть другие основы демократической, подлинно демократической жизни. И по мере того, как демократические процессы будут усваиваться египетским народом, мы продолжим этот процесс, движение в этом направлении. Это в полной мере относится и к экономическому реформированию нашей страны, нашего общества. Нам удалось создать рыночную экономику. Кстати говоря, в результате этого, в результате совершенной в свое время национализации ряда секторов экономики было немало проблем, но мы твердо намерены продолжать реформирование нашего общества.
Кстати говоря, как Вы представляете себе процессы полной огульной демократизации в Саудовской Аравии? Тем не менее там также предпринимаются некоторые шаги, например, по демократизации местных советов. Однако о полной всесторонней демократизации политической жизни в этой стране я бы не стал говорить по понятным причинам. Демократия – это набор известных принципов и ценностей, которые должны реализовываться в каждой отдельной стране в соответствии с ее традициями и культурно-историческим наследием.
В.Путин: Вот как раз с того, чем закончил господин Президент, я бы хотел продолжить. Демократическая форма устройства общества и государства является в современном мире наиболее эффективной. И с этим никто не спорит. Однако институты демократии, принципы демократии не могут эффективно внедряться на той или иной территории без учета национальных традиций и истории. Демократия не может быть предметом экспорта из одной страны в другую. Как только она становится предметом экспорта из одной страной в другую, так она тут же превращается в инструмент достижения одной страны преимуществ в отношении другой. Настоящая демократия может утвердиться только в результате внутреннего развития самого общества. Спасибо.
Х.Мубарак: Демократия в Соединенных Штатах – не такая, как в Англии, Франции, Германии, Италии, хотя они имеют общие основы. Спасибо.