В.Путин: Виктор Борисович, начнем с автопрома. В прошлом году по тем цифрам, которые, видимо, от вас и пришли, продано миллион шестьсот с лишним тысяч автомобилей. Это все‑таки серьезная цифра по России. В каком состоянии находится сейчас автомобильная промышленность? Какие у нас планы? В прошлом и позапрошлом году было много споров по стратегии развития автомобильной отрасли. В каком состоянии сейчас это дело и что Правительство планирует в ближайшее время?
В.Христенко: Вы правы абсолютно, что рынок легковых автомобилей очень быстро растет. Если в прошлом году это было миллион шестьсот тысяч, в этом году, по нашим оценкам, будет продано примерно миллион восемьсот тысяч автомобилей. Если в прошлом году оценка рынка емкости российского авторынка была примерно 16 миллиардов долларов, в этом году она увеличится до 19 миллиардов долларов. По нашим оценкам, к 2010 году рынок будет примерно 2,6–2,8 миллиона штук легковых автомобилей в год и примерно 31 миллиард долларов. Конечно, это очень серьезные темпы роста. По наполнению этого рынка на сегодняшний день наибольшую тревогу вызывает растущий импорт автомобилей, даже не столько новых, сколько подержанных. Из миллиона шестисот в прошлом году примерно 550 тысяч было ввезено автомобилей – примерно поровну подержанных и новых.
Российский автопром традиционно сохраняет свои позиции по количеству, но в доле начинает терять. На сегодняшний день на него приходится примерно 900 тысяч автомобилей, и растет на сегодняшний день та доля, которая произведена уже автомобильными заводами, организованными на российской земле, в первую очередь это такие, как «Форд», как «Шевроле-Нива». В прошлом году было на российской земле собрано 128 тысяч автомобилей, в этом году мы ожидаем примерно 180 тысяч.
В.Путин: Имеется в виду, что в это количество включаются и те, которые произведены на предприятиях со 100-процентным иностранным капиталом?
В.Христенко: В том числе со 100-процентным иностранным капиталом или смешанным капиталом, как в случае с «АвтоВАЗом».
Что из действий планируется на сегодняшний день, что уже предпринято и какие последствия мы от этого ждем?
Очень хороший шанс для того, чтобы простой импорт автомобилей превратить в инвестиции в российский автопром, в создание производств на территории России. В конце марта Правительством было принято решение по льготным ставкам пошлин для компонентов, которые ввозятся для сборки автомобилей именно для режима промышленной сборки. В ближайшие дни мы подтвердим окончательно сам порядок реализации проектов по промышленной сборке.
Что у нас есть на входе для этого? У нас примерно десять крупных проектов, которые на сегодняшний день имеются. Они охватывают, собственно, всю географию всех автомобильных стран – это Япония, это Южная Корея, это Северная Америка, это Германия и это все российские автопроизводители, которые идут как инвесторы самостоятельно, привлекая либо лицензии, либо миноритарных, недоминирующих партнеров с внешней стороны. Эти десять проектов позволят, перейдя к режиму промышленной сборки, увеличить объем производства автомобилей на российской земле в разы. То есть мы предполагаем, что введение этого режима позволит в 2010 году от 180 тысяч, ожидаемых в этом году, перейти примерно к объему 800–900 тысяч автомобилей, произведенных на заводах в России.
Что это дает российской промышленности в целом? Порядок по промышленной сборке предусматривает постепенное увеличение объема автомобильных компонентов, которые производятся в России.
В.Путин: Локализация?
В.Христенко: Да, то, что называется локализацией. И то, что инвестор берет как обязательство в рамках соглашения по промышленной сборке. Предполагается, что первый этап – полтора года – уйдет на то, чтобы завершить работу по внедрению линии сварки, окраски кузовов и сборки, то есть это сборочный конвейер, нормальный полномасштабный конвейер для автомобильного производства. Причем заранее оговаривается, что мощность этого производства не может быть меньше 25 тысяч автомобилей в год. Возможно, что для тех, кто придет и будет строить в зеленом поле, с чистого листа, а не встраиваться в существующие мощности, срок будет чуть-чуть больше. Это первый этап.
Второй этап – это уже локализация производства отдельных компонентов и узлов. Предполагается, что через 42 месяца инвестору надо будет локализовать производство до десяти процентов оставшихся комплектующих в России, к 60-му месяцу – еще десять процентов и к 72-му месяцу – еще десять процентов. Таким образом, собирается достаточно большой объем компонентов, которые будут производиться в России. Мы считаем, что окончательное согласование этого порядка дает совершенно четкие и ясные мотивы и стимулы, безусловно, для производителей компонентов. Это огромная машиностроительная армия, которая занята в этой сфере. Но не только. Она дает и ясный стимул для металлургов, и ясный стимул для химиков для того, чтобы свою продукцию подводить под требования рынка и под те объемы, которые на этом рынке инвесторы предполагают производить в рамках соглашения по промышленной сборке.
Таким образом, это один из ключевых параметров, которые позволят сохранить долю российских традиционных производителей – их объем будет примерно около миллиона штук, увеличить до миллиона почти в 2010 году объем производимых на российской земле иномарок по промышленной сборке и удержать прямой ввоз автомобилей на достаточно приемлемом уровне. В основном это будет касаться дорогих автомобилей немассового спроса, которые, собственно говоря, трудно перевести в режим сборки просто в силу ограниченности их количества. Важно, что эта схема затрагивает не только автомобиль, но и отдельные крупные его узлы, такие как двигатель, коробка передач. Среди проектов существуют и те, кстати, которые вы видели в Ганновере, проект производства коробки передач для грузовых автомобилей, которые реализует КамАЗ. Эти проекты также пойдут под промышленную сборку, точно так же имеют все шансы быть реализованными на российской земле. Переговоры у нас сейчас идут достаточно активно и с российскими инвесторами, и с иностранными инвесторами. В ближайшие дни мы эту работу завершим.