В.Путин: Мы собрались сегодня для того, чтобы еще раз обсудить имеющиеся до июня планы по объединению этих субъектов Федерации. Хочу в начале нашего разговора напомнить, что целью планов подобного рода является не просто осуществление каких‑то административных стремлений, за которыми ничего не стоит, – а целью таких преобразований должно быть улучшение жизни людей, иначе нет смысла заниматься подобными вещами. Исхожу из того, что предложения, которые вы сформулировали, имеют именно эту основу, все продумано, проработано с людьми на местах и действительно приведет к реализации вот этой основной цели. И люди почувствуют в своей реальной жизни, что ситуация улучшается там, где это улучшение давно ждут, особенно в тех субъектах, которые сами в режиме самостоятельного существования многие социальные вопросы решать эффективно, к сожалению, в силу объективных обстоятельств не могут. Требуется объединение усилий и других субъектов Федерации. Вот это первое, что я хотел бы сказать.
И второе: мы, конечно, будем готовы поддержать ваши планы. Я сегодня подписал соответствующий указ, в котором речь идет об оказании содействия регионам в осуществлении проектов в сфере энергетики, инфраструктуры и некоторых других проектов. Именно поэтому попросил сегодня присутствовать на нашей встрече и Министра экономического развития и торговли, и Министра финансов. Соответственно, конечно, и Администрация Президента подключится и будет необходимым образом сопровождать все ваши усилия.
Вот это то, что я хотел бы сказать вначале. Пожалуйста.
А.Хлопонин: Уважаемый Владимир Владимирович! Безусловно, в основе процесса референдума стоит не чисто юридическое объединение границ, а действительно создание условий, в рамках которых уровень жизни жителей наших северных территорий и Красноярского края, безусловно, только бы рос. Поэтому и с Министерством экономического развития, и с Министерством финансов, вместе с коллегами, был проработан экономический план развития трех территорий. Суть этого плана заключается в реализации на территориях крупнейших федеральных инвестиционных проектов, которая приведет в конечном итоге к созданию дополнительных рабочих мест, увеличению экономических показателей трех субъектов. В конечном итоге уровень жизни в наших трех субъектах должен значительно возрасти в результате процесса объединения. Мы это очень внимательно отслеживаем, поэтому я считаю, что документ очень взвешенный, и сегодня, общаясь с нашими жителями, мы находим реальное понимание. Люди действительно считают, что это абсолютно правильный процесс.
В.Путин: Регион, о котором идет речь, – это многонациональный регион. Он населен немногочисленными народами Севера, у которых очень самобытная, интересная культура, традиции. Как вы думаете построить работу по соблюдению интересов коренного населения в рамках будущего крупного субъекта Российской Федерации?
В.Золотарев: Тема объединения уже давно обсуждается в нашем регионе, но она стала реальной только тогда, когда мы сами разобрались, что же от этого получат люди, в том числе наше коренное население. На территории нашего Севера живет достаточно много национальностей, представителей которых осталось не так много. И когда мы приняли все меры с точки зрения закона для того, чтобы данная категория людей была защищена в объединительном процессе, тогда нам люди поверили.
Я хочу сказать о своем регионе, об Эвенкии. Это самый маленький регион в нашей стране, в котором живет коренное население, эвенки. И когда мы сейчас полностью разобрались, какую выгоду будет иметь коренное население, живя в большом объединенном крае, какую заботу о них проявляет государство, насколько они будут уверены в своем будущем, – несомненно, мы получили поддержку и уверены в том, что мы на правильном пути. Еще раз подтверждаю, что в своем регионе мы действительно делаем полезное дело для людей, живущих на этой земле.
В.Путин: Кроме культурологического аспекта есть и экономические вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью коренных народов. Я имею в виду промыслы, то, чем они занимаются уже веками, от чего они получают доход, на чем они существуют в течение большого периода времени. Я, когда посещал эти регионы, часто слышал это от местных руководителей, особенно применительно к деятельности наших крупных естественных, как мы их называем, монополий, нефтяных, газовых компаний. Что в этом смысле вы предполагаете?
О.Бударгин: Для Таймыра объединение – это в первую очередь повышение надежности развития. И, безусловно, это более динамичное социально-экономическое развитие в общем народнохозяйственном комплексе единого Красноярского края. Действительно, промыслы коренного населения – это производство, и при создании единой экономической системы с Красноярским краем расширяется рынок сбыта. Кроме того, развитие нового Ванкорского месторождения дает дополнительные рабочие места. Так что сегодня многие коренные жители тундры помимо сохранения своей культуры стремятся войти в новую экономику, новое производство. Ванкор дает как минимум восемь тысяч рабочих мест. Строительство нефтепровода Ванкор–Диксон даст развитие населенным пунктам, которые находятся рядом с нефтепроводом.
Мы уже провели встречи с Ассоциацией коренных народов, со старейшинами, обсудили взаимовыгодные перспективные проекты, чтобы цивилизация грамотно вошла в тундру, учесть все недостатки, которые, может быть, были в прошлом. Я убежден, что в ближайшее время у коренных жителей будет гораздо больше возможностей жить лучше.
В.Путин: Я бы попросил еще раз посмотреть эти проблемы. Потому что новые рабочие места в новой экономике, в новых предприятиях – это хорошо. Но коренные жители часто хотят заниматься традиционными видами деятельности, а осуществление таких проектов часто вступает в противоречие с их интересами. Если подойти по‑современному, цивилизованно, как Вы сказали, можно эти интересы сопоставить и объединить.
(Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, у Вас какие соображения?
Г.Греф: Мы в последние несколько месяцев очень активно с коллегами работали, мы им очень благодарны, потому что вместе проработали все плюсы и минусы этого объединения и выработали приемлемый пакет федерального участия в решении местных проблем. В первую очередь это касается способствования решению социальных проблем, таких как отселение людей из районов Крайнего Севера. Определены очередность и источники финансирования, объемы финансирования, сроки. И мы в полном объеме все это согласовали. При полном взаимодействии с администрацией ведется обсуждение крупных инвестиционных проектов, один из низ был уже назван. Второй – строительство Богучанской ГЭС, которая за собой повлечет сразу же создание новых производственных мощностей, в частности, обсуждается строительство крупного алюминиевого завода на базе той электроэнергии, которая будет вырабатываться Богучанской ГЭС. Был проведен тендер, были отобраны международные финансовые консультанты, была выработана финансовая модель реализации проекта, и на последнем совещании мы договорились о схеме реализации этого проекта. Сейчас РАО ЕЭС совместно с потенциальными инвесторами обсуждают всю цепочку реализации этого проекта –как самой ГЭС, так и строительства завода.
Мы также договорились о помощи в развитии инфраструктуры. Это в первую очередь реконструкция двух аэропортов: в Хатанге и аэропорта «Емельяново» в Красноярском крае, который обладает хорошим потенциалом для дальнейшего развития так называемого хаба – базового аэропорта для транзита грузов с азиатскими странами, в первую очередь с Китаем. Сейчас эксперты подтверждают это, и в принципе есть хорошие перспективы аэропорта. Мы свою часть в течение трех лет завершим – об объемах финансирования мы договорились, источники предусмотрены. Я думаю, что мы это сделаем.
Возможно, что на базе «Красноярских авиалиний» будет создан один из крупнейших в стране авиаперевозчиков – тоже всячески способствуем этому процессу. И это все, конечно, создает новые возможности для инвестиционной привлекательности региона. Мы также договорились о помощи за счет различных источников федерального бюджета в строительстве первоочередных необходимых мостов и дорог, которые создадут новые коммуникативные возможности, в том числе и в сообщении между населением и экономикой округов и края в целом. У нас вопросов нет, мы в полном объеме все согласовали. Сейчас самое главное – двигаться дальше и реализовывать все договоренности.
В.Путин (обращаясь к А.Кудрину): Алексей Леонидович, есть какие‑то замечания?
А.Кудрин: С нашей стороны тоже приняты меры, которые позволят обеспечить и сохранить финансирование региона даже с условием того, что объединение региона выравнивает условия бюджетной обеспеченности в каждом из объединяющихся субъектов.
Мы раньше дотировали ряд субъектов, которые объединяются. Например, Красноярский край был донором. И мы тем не менее сейчас сохраним уровень дотаций на переходный период, чтобы даже то улучшение, которое будет в результате объединения, подкрепилось и теми дотациями, которые были. Поэтому эти гарантии нами даны, и Государственная Дума в этом году их еще раз это подтвердила.
В.Путин: То есть это будет как бы дополнительная финансовая помощь.
А.Кудрин: Да. Это будет дополнительное финансирование, то есть они не потеряют уровень финансирования в связи с тем, что они объединяются, и тем самым используют перераспределение средств внутри трех регионов.
В.Путин: При получении поддержки со стороны Красноярского края они финансовую поддержку из Федерации сохранят.
А.Кудрин: Сохранят.