В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Закончилась первая часть нашего разговора, нашей беседы с Президентом Таджикистана. Мы обсудили текущие проблемы нашего взаимодействия по всем направлениям нашего сотрудничества. В первую очередь, конечно, говорили о сотрудничестве в области экономики. Ситуация развивается в весьма позитивном ключе: за 2004 год увеличение по сравнению с 2003-м – свыше 40 процентов. По данным таджикских экспертов, еще больше. Во всяком случае, это очень хорошая позитивная динамика.
Говорили о сотрудничестве в политической сфере, обсуждали ситуацию в регионе применительно, конечно, к тому, как развивается она в Киргизии. Мы надеемся, что в самое ближайшее время там наступит стабилизация и произойдет легитимизация органов власти и управления. Мы находимся в контакте с Парламентом, с другими нашими коллегами, которые занимаются процессом нормализации и готовы оказать всяческую помощь в стабилизации ситуации в Киргизии.
Киргизстан является членом ОДКБ и Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество». Как вы знаете, у нас там был запланирован ряд контактов на правительственном уровне. На уровне глав государств мы соберемся в Москве 8 мая и обсудим возможность и график, план наших контактов, нашей совместной работы, запланированной ранее на лето текущего года. Конечно, будем смотреть на то, как развивается ситуация в Киргизстане. Встреча глав государств планировалась в июле текущего года в Киргизии. Думаю, что так и произойдет, если к этому времени закончится внутренний политический процесс, связанный с выборами президента. Президент Таджикистана, как руководитель на данный момент Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, будет держать это под своим контролем, будет находиться в контакте со всеми нашими коллегами.
Разумеется, говорили о двухстороннем сотрудничестве в военно-технической области, в сфере пограничного сотрудничества. Весьма важным и чувствительным моментом для наших таджикских друзей и коллег является паспортизация – выдача загранпаспортов прежде всего для тех граждан Таджикистана, которые уже сейчас находятся на территории России. Мы договорились о том, что Министерство внутренних дел Российской Федерации предоставит возможность своим коллегам осуществить паспортизацию таджикских граждан, проживающих и находящихся на территории России – как минимум в пяти городах России, в помещениях предоставленных и специально оборудованных для этой цели Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Говорили о сотрудничестве в сфере пограничного контроля. Как вы знаете, российские пограничники передают участки границы под полную охрану своим таджикским коллегам. По просьбе таджикской стороны мы будем присутствовать дальше на внешних границах Таджикистана в виде наших советников, инструкторов. Мы окажем военно-техническую помощь нашим таджикским коллегам в деле укрепления внешних границ. Вот примерно тот перечень вопросов, о которых мы говорили, которые мы обсуждали. Я хочу вас поблагодарить за внимание. Спасибо.
Э.Рахмонов: Дорогие друзья, сегодня мы обсудили целый комплекс вопросов, касающихся прежде всего сотрудничества в экономике, в контексте реализации тех соглашений, которые был подписаны в ходе официального визита Президента России в прошлом году в Таджикистан. Это солидный пакет документов. Успешно начался процесс его реализации. И мы прогнозируем увеличение товарооборота на 70 процентов, а по информации российской стороны – на 40 процентов. Что‑то наши эксперты, может, не просчитали, но в этом году прогнозируется увеличение товарооборота между нашими странами в два раза.
Мы также обсудили вопросы военно-технического сотрудничества. Я хотел бы выразить искреннюю благодарность политическому руководству России, прежде всего Президенту России, за принятое решение об оказании военно-технической помощи министерству обороны Республики Таджикистан. Поскольку охрана таджикско-афганской границы сейчас передается поэтапно таджикской стороне, проходит передача таджикской стороне авиационной техники и других видов оружия, которые имеются у российских пограничников на территории Таджикистана. За это мы очень благодарны.
Решен один из главных имевшихся вопросов, принято решение о предоставлении возможности Республике Таджикистан открыть на территории России в пяти крупных городах временные пункты выдачи загранпаспортов гражданам Таджикистана, проживающим сейчас на территории России. Это сделано, чтобы не создавать дополнительную проблему и России, и нам. Мы все кровно заинтересованы, естественно, чтобы наблюдать, чтобы преступный и криминальный элемент не мог использовать существующее положение. Я хочу еще раз от имени народа Таджикистана поблагодарить Владимира Владимировича за это решение. Я думаю, что это решит много вопросов, особенно со стороны Таджикистана.
Что касается нашего ближайшего соседа, мы обменивались мнениями. У нас оно практически совпадает. Мы желаем, чтобы народ Киргизстана, политические партии, общественные движения скорейшим образом решали внутренние проблемы и все внутренние разногласия в правовом поле, а мы в этом вопросе поможем и поддержим. А что касается меня как председателя ОЦАС, мы обсудили ситуацию. Вы знаете, был перенос заседания глав правительств, которое было заранее запланировано на март этого года в Бишкеке. Мы договорились, что в ходе нашей встречи 8 мая в Москве мы со своими коллегами примем решение, где и когда провести заседание глав правительств ОЦАС. Обсудим и предстоящее заседание глав государств. Все зависит от политической ситуации в самом Киргизстане. Вот то, что коротко я хотел рассказать.
Вопрос: Известно, что в Афганистане, к сожалению, не прекращается производство наркотиков. Обсуждали ли вы эту проблему, важную и для Таджикистана и для России? И не считаете ли вы, что уход российских пограничников может в каком‑то виде ослабить эту борьбу против наркотрафика через нашу страну?
В.Путин: Мы обсуждали эту проблему, и Президент Таджикистана проинформировал меня о тех усилиях, которые предпринимает руководство Таджикистана в борьбе с наркоторговлей. В общем, надо признать, что по этому направлению в последнее время очень много сделано, в том числе и в результате совместных усилий, и – в одностороннем порядке – таджикскими властями. Мы всячески это приветствуем и будем дальше развивать наше сотрудничество в этом направлении. Для нас это крайне важная работа. Я не буду ничего дополнительно комментировать. У нас в стране прекрасно знают, с какой большой проблемой мы столкнулись. Многие называют это даже наркоагрессией. И, похоже, так и есть. Для нас это сегодня одно из приоритетных направлений деятельности правоохранения. На этом направлении мы будем сотрудничать и дальше.
Что касается наших пограничников и передачи границы, то, конечно, такая опасность существует. Вот именно поэтому мы и договариваемся, чтобы российские пограничники не бросали эти участки, а передавали их поэтапно по мере готовности таджикской стороны к приему и охране соответствующих участков своей госграницы.
Плюс к этому исходя именно из этих соображений мы полагаем необходимым и будем делать следующее: оказывать военно-техническую и консультативную помощь нашим таджикским друзьям. И наши инструкторы, повторяю, остаются на границе. Они остаются и в учебных центрах подготовки специалистов соответствующей квалификации в Таджикистане. Этому же будет служить и передача соответствующей техники, вооружений, которая, как мы надеемся, будет способствовать укреплению боеспособности таджикских пограничников.
Э.Рахмонов: К сказанному Владимиром Владимировичем Путиным добавлю, что мы совместными усилиями наших правоохранительных органов, спецслужб научились в последние два года противостоять и бороться с этим злом. Но изъятие, задержание наркотиков – это один из методов борьбы. Чтобы решать эту глобальную проблему, нужны усилия международного сообщества, надо решать проблему снижения посева и производства наркотиков на территории Афганистана.
К большому сожалению, после начала антитеррористической операции в Афганистане объем производства наркотических веществ в Афганистане увеличился в три с половиной раза. Мы работаем с нашими западными партнерами, членами антитеррористической операции, которая проводится в Афганистане. Выделяются большие средства. Но куда они деваются? Поток не уменьшается. Поэтому здесь мы абсолютно поддерживаем усилия российского руководства. Эта была наша инициатива о создании, я бы сказал, антинаркотической коалиции в борьбе с производством и распространением наркотиков в Афганистане. И, естественно, мы нуждаемся в помощи и поддержке, о чем мы сейчас договорились с Президентом России, который нас в этом поддерживает.
У нас в Таджикистане остаются военные советники, пограничники во всех пограничных отрядах. В том числе и при комитете государственной охраны Таджикистана. Кроме того, у нас есть высшее учебное заведение по подготовке военных пограничных служб. По нашей просьбе создается в Душанбе и сейчас изучается создание для всего Центрально-Азиатского региона базы высших учебных заведений по подготовке офицеров для пограничных служб. Мы предлагали, чтобы в этих учебных заведениях преподавателями были российские офицеры и специалисты, поскольку именно общение и обучение способствует кратчайшим срокам подготовки кадров.
Но, с другой стороны, давайте не будем забывать, что наркотики, как и экстремизм и терроризм, – это глобальная проблема. Для этого нужны усилия всего мира. Усилиями одной России и Таджикистана бороться против экспансии наркотиков из Афганистана нельзя. Практически мы сможем только снизить поток распространения. Но это не решение. Вот что я хотел сказать.
Вопрос: Вопрос Президенту Российской Федерации. Как Вы оцениваете ход реализации соглашений, которые были подписаны осенью прошлого года в ходе Вашего первого официального визита в Республику Таджикистан?
В.Путин: Работа набирает необходимую динамику. Таджикистан со своей стороны практически закончил все внутригосударственные процедуры по реализации достигнутых договоренностей. У нас подписан не один десяток документов. Россия делает то же самое. По нашему внутреннему законодательству нам необходима ратификация некоторых документов в Государственной Думе. Правительство Российской Федерации передает эти документы (а часть из них уже передана) депутатам Государственной Думы для их рассмотрения. У нас нет сомнений, что они будут ратифицированы. Параллельно этому идет работа на уровне хозяйствующих субъектов. Я знаю, что российские компании активно прорабатывают участие в тех проектах, которые были согласованы и которые были зафиксированы в соответствующих соглашениях. Это касается строительства алюминиевого завода, это касается и переоборудования функционирующего алюминиевого завода, это касается и гидроэнергетических проектов. Все в работе, все двигается. Мы удовлетворены.