В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!
Я хочу всех вас поприветствовать на нашей очередной традиционной встрече.
Позволю себе остановиться на нескольких вопросах в самом начале, а потом, как обычно в свободном режиме, мы обменяемся мнениями о сегодняшнем состоянии российской экономики, о проблемах, о перспективах, о совместной работе.
Напомню, что, как вы знаете, в прошлом году мы поработали в целом неплохо. ВВП страны вырос, как известно, на 7,1 процента. Реальные располагаемые доходы населения – на 7,8 процента. Все это, повторяю, неплохо.
Вместе с тем есть и проблемы. За два последних месяца темпы роста снизились. Структура и этого роста, и экономики нас пока удовлетворить не могут.
Мы много раз это повторяли, хочу сегодня еще раз повторить – и бизнес, и органы государственной власти одинаково вяло, на мой взгляд, подходят к решению многих проблем и достаточно вяло проходят свою часть пути навстречу друг другу.
На днях Правительству было дано поручение разработать меры, которые позволят существенным образом упростить условия работы предприятий на старте. Очевидно и то, что имеющаяся еще закулисная практика выдачи лицензий, необоснованные задержки с выставлением приватизируемых предприятий на торги сужают сферу приложения сил и капиталов российского предпринимательства.
Хотел бы отметить, серьёзные резервы роста российской экономики сегодня имеются на некоторых направлениях.
Не знаю, обратили вы внимание или нет, – все‑таки в последнее время растет число малых предприятий. Это неплохо. На это следует не только обратить внимание – я бы вас попросил самым активным образом поддержать этот процесс.
Второе, на что бы хотелось обратить внимание, – это целенаправленная поддержка отечественного бизнеса на зарубежных рынках. Тоже хотелось бы услышать ваше мнение, чувствуете вы это или нет. Во всяком случае – и руководство Правительства, и ваш покорный слуга – мы делаем все для того, чтобы настроить все наши загранучреждения, все наши службы на конструктивную работу с нашим бизнесом за рубежом, на то, чтобы поддержать вас вплоть до оказания конкретной помощи крупным российским компаниям в стремлении вырасти до уровня транснациональных групп.
Очевидно, что выход на рынок новых и эффективных хозяйствующих субъектов зависит от наличия у нас действительно свободной конкуренции. Правительством уже подготовлен проект нового закона о защите конкуренции. Он призван реально бороться с диктатом монополистов и помочь открытию рынков, включая региональные, для многих тысяч новых российских предпринимателей.
Вместе с тем создание здоровой конкурентной среды зависит также от надлежащего состояния корпоративных норм, от эффективности механизмов саморегулирования внутри самих бизнес-сообществ. Мы многократно участвовали в совместных мероприятиях, и Аркадий Иванович [Вольский], и Евгений Максимович [Примаков] как руководители соответствующих предпринимательских структур об этом много раз говорили.
Следующий важный стимул развития – это конкурентоспособная налоговая система. Известно, что и у предпринимателей в целом есть немало обоснованных претензий к фискальным органам. Руководство Правительства в последнее время обращало на это внимание, и сейчас Правительство готовит предложения по регламентации целого ряда налоговых процедур. Речь идет в первую очередь о процедурах налогового контроля и налогового администрирования. Полагаю, что бизнес-сообщество должно принять участие в обсуждении и экспертизе этих документов.
Наконец, еще один элемент, о котором мы говорили в прошлый раз. Речь идет о подготовке кадров. Вы знаете, сейчас активно обсуждается проблема реформы образования. Хотел бы обратиться к вам с просьбой принять в этой дискуссии самое активное участие. Мне бы хотелось, чтобы вы повлияли на этот процесс, потому что именно предпринимательское сообщество должно самым активным образом влиять на рынок труда.
Мы сталкиваемся сегодня с очевидной проблемой несоответствия и количества подготавливаемых кадров, и их профессиональной подготовки, уровнем и направленностью, то есть несоответствие между потребностями рынка труда и тем, что предоставляет наша образовательная система. Эти несоответствия должны быть совместно устранены.
И последнее, что хотел бы сказать. В целях стабилизации отношений собственности и недопущения каких‑либо возвратов к теме ее передела считаю возможным поддержать предложение об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет. Речь идет о всех приватизационных сделках, совершенных и юридическими лицами, и гражданами Российской Федерации. Полагаю, что для граждан это особенно важно: речь идет о миллионах наших граждан, которые в девяностые годы приватизировали квартиры.
Думаю, что это поможет бизнес-сообществу увереннее смотреть в будущее, строить перспективные планы по развитию своего дела, по вложению новых инвестиций и, надеюсь, внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду по поводу гарантий прав собственности, о чем мы тоже много раз говорили.
Это все, что я хотел бы сказать вначале. Пожалуйста, уважаемые коллеги, приглашаю вас к дискуссии.