В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Нам предстоит сегодня здесь, в Костроме, обсудить комплекс проблем, связанных с сохранением историко-культурного наследия России.
Наше совместное заседание проходит в одном из самобытных ярких центров российской истории и культуры. В этом крае на протяжении многих веков создавались бесценные исторические памятники и формировался целый пласт культурного наследия нашей страны. Здесь жили и творили выдающиеся писатели, художники, иконописцы. А в знаменитом Ипатьевском монастыре, где мне сейчас удалось побывать, началась история, как вы знаете, царского дома Романовых, знаменовавшая собой конец Смутного времени.
Хотел бы в самом начале нашей встречи подчеркнуть непреходящее значение культурного наследия. Для нашей страны это не только богатство, но и огромный ресурс, ничуть не меньший, чем золото, нефть и газ. И поэтому задача сохранения культурного наследия является общенациональной задачей.
Именно такой подход мы должны иметь в виду, обсуждая проблемы, стоящие сегодня в повестке дня. Они, как известно, и многочисленны, и многогранны. Хотел бы в этой связи привлечь ваше внимание к наиболее значимым и стратегическим вопросам.
Первое – это необходимость создания единого культурного пространства России. Речь идет о гарантированном Конституцией равном доступе граждан к культурным ценностям страны. Не секрет, что до сих пор существует огромный разрыв между культурной жизнью городов и сел. Порой даже в соседствующих регионах ситуация в этой сфере качественно разная. Существует колоссальный разрыв и в средствах, которые регионы в состоянии выделять на нужды культуры. Например, подушевое финансирование в Ингушетии составляет 3 рубля, а в Ханты-Мансийском округе – пять тысяч.
У нас немало регионов, где памятники и объекты культуры активно восстанавливаются, туда охотно привозят свои выставки крупнейшие музеи. Но есть и такие территории, где проблемам сохранения культурного наследия уделяется крайне мало внимания.
Понимаю, что равенства и единых подходов здесь добиться трудно или практически невозможно, но в наше время подобные различия нужно сокращать.
Должен отметить, что для преодоления таких культурных разрывов многое уже делается, и все инициативы в этом направлении, безусловно, требуют поддержки. Насколько я знаю, в Приволжском федеральном округе ежегодно проводятся культурные мероприятия, определяется культурная столица региона. Это дает возможность выявить культурный потенциал городов и поселков, привлечь туда дополнительные средства, помочь талантливым людям.
Полагаю также, что при разработке федеральной целевой программы «Культура России» необходимо учесть разнообразие регионов в плане их исторических и культурных традиций.
Следующая проблема, которую нам надо проанализировать, – это состояние объектов культурного наследия и способы их финансирования. Напомню, что количество памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, насчитывает сегодня более 80 тысяч. И только 35 процентов из них находится в хорошем или удовлетворительном состоянии. К таким неутешительным выводам пришла рабочая группа, готовившая наше сегодняшнее заседание.
Главная причина такого положения дел в отсутствии у большинства объектов рачительного хозяина – хозяина, ответственного за их сохранение.
Больше того, ситуация в этой сфере в последнее время значительно осложнилась. Сегодня памятники федерального значения неэффективно финансируются федеральным бюджетом, а регионы, к сожалению, уже не имеют права вкладывать в их сохранение собственные средства. Это несколько странная ситуация, которая, к сожалению, была создана в последнее время. Просил бы докладчиков подробней остановиться на ее анализе, а также на проблеме существующего сегодня моратория на регистрацию прав собственности и приватизацию объектов культурного наследия.
И здесь для сохранения и содержания в надлежащем виде объектов культурного наследия без привлечения частных инвестиций, думаю, не обойтись.
Нам нужно подробно обсудить тему рационального использования культурных объектов. При этом особое внимание обратить на развитие культурно-познавательного туризма, который во многих странах мира зарекомендовал себя как перспективная отрасль. Именно туризм может серьезно простимулировать развитие бизнеса вокруг объектов культуры, обеспечить создание там гостиничной и транспортной инфраструктуры, выпуск качественной сувенирной продукции, создать новые рабочие места.
Мы сейчас были в Ипатьевском монастыре. Виктор Андреевич так с гордостью все рассказывал и показывал. Там маленькая гостиничка, еще какая‑то харчевня – и все рядышком. Это в принципе – если бы к этому делу подойти пошире – можно было бы сделать действительно привлекательным центром для всей страны.
Это просто уникальное место в истории Российского государства. Уникальное. О нем мало кто знает и мало что там вокруг него происходит. Хотя мы об этом еще поговорим.
Я знаю, что существует проблема сохранения музея, строительства музейных помещений для тех экспонатов, которые выводятся из здания Ипатьевского монастыря. Мы поговорим с губернатором поподробнее об этом. Он мне сказал, что на это примерно потребуется 50 миллионов рублей. Мы сформулируем соответствующее поручение Правительству. Я переговорил с Председателем Правительства, с Министерством финансов. Мы эти деньги из федерального бюджета найдем.
Хотел бы особо остановиться на вопросах сохранения нематериального культурного наследия. По его многообразию и богатству наша страна вряд ли имеет себе равных. Однако в последние годы мы крайне мало внимания уделяем устному и музыкальному фольклору, уникальным и богатейшим этнокультурным традициям. Сегодня мы обязаны обратиться к этой части наследия. Обязаны – чтобы не утратить его навсегда.
Вы знаете, что на федеральном уровне уже учреждены специальные гранты для ведущих народных коллективов. Было бы правильным принять аналогичные решения на региональном и местном уровнях. И я хочу обратиться к руководителям регионов с этой просьбой.
В заключение – о законодательном обеспечении сохранения культурного наследия. Почти три года назад был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Этот закон, по оценкам экспертов, – грамотный и добротный. Однако его можно смело назвать слабо работающим или совсем не работающим. Минкультуры, к сожалению, до сих пор не представило в Правительство ни один из шести проектов нормативных актов, которые необходимы для реализации этого закона. Хотя по этому поводу Министерству дано 14 поручений Правительства Российской Федерации.
В результате бездействия не решаются многие важнейшие вопросы сохранения культурного наследия. В том числе вопросы, связанные с проведением экспертизы и археологических работ. Полагаю, что сегодня мы услышим позицию Минкультуры по данной проблеме.
Уважаемые коллеги!
Я остановился на самых злободневных вопросах нашей повестки дня.
Хотел бы подчеркнуть, что предстоящее обсуждение не исчерпывается только этими проблемами. И просил бы вас активно предлагать свои подходы, мнения и точки зрения по проблематике сегодняшнего нашего совещания.