В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Начнем сегодня с проекта федерального закона о недрах. Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу), пожалуйста.
Г.Греф: Владимир Владимирович, на заседании Правительства в четверг мы рассматривали проект нового федерального закона о недрах, который был разработан за последние полгода Министерством природных ресурсов совместно с Министерством экономического развития и торговли и прошел целый ряд публичных слушаний. Мы, полностью согласовав его, в четверг будем рассматривать.
Этот закон отменит закон 1992 года, в котором были заложены принципы административных взаимоотношений по поводу использования участков недр. И, конечно же, в этом законе отсутствовал целый ряд механизмов, которые, с одной стороны, стимулируют инвестиции в недропользование, предоставляют недропользователям широкие рычаги по привлечению инвестиций, защите их прав в случае инвестиций в недра. С другой стороны, у государства мы имеем минимальные возможности по контролю за соблюдением рационального недропользования и выполнения недропользователями всех обязательств. Закон очень серьезно устарел, и новый закон в первую очередь решает базовые противоречия, которые не были решены предыдущим законом.
Какие это моменты? Во‑первых, законом вводится право федеральной собственности на все недра и четко разграничиваются полномочия уровней власти по распоряжению участками недр. К новому уровню субъектов Федерации отнесено право распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми и участками недр. Все остальные участки недр: это месторождения углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых, шлейфовые участки – отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Вторая базовая инновация, которая введена законом, – это постепенный переход от лицензионных оснований пользования недрами к гражданско-правовому основанию. На сегодняшний день выдается лицензия, и в соответствии с действующим законом может заключаться лицензионное соглашение, то есть в результате образовалась некая путаница, когда административный акт и лицензия сопровождаются еще и неким договором.
Проектом, который мы будем рассматривать, предусматривается заключение гражданско-правовых договоров на право пользования участками недр, в которых прописываются все полномочия государственных органов и все обязанности недропользователя в отношении инвестиций, рационального пользования недрами, соблюдения технологий добычи и абсолютно все механизмы, которые сегодня присущи развитому законодательству. Мы проанализировали законодательство Европы и Соединенных Штатов: там инкорпорированы все самые современные механизмы по контролю за рациональным недропользованием.
И третья ключевая составляющая – четко регламентируются, делаются абсолютно прозрачными процедура и порядок предоставления недр. Четко прописаны процедуры предоставления недр на условиях геологоразведки с последующим предоставлением лицензии на право добычи промышленным способом. Порядок, который прописан, в основном является аукционным. То есть аукцион не препятствует прописанию всех условий, которые будут предъявлены в договоре будущему недропользователю, но становится полностью прозрачной процедура предоставления прав на участки недр. Детально регламентируется содержание договора недропользования, определяется его природа. В закон введена глава, касающаяся системы платежей за пользование недрами, чего раньше также не было.
На наш взгляд, этот закон будет существенным шагом вперед: он направлен на либерализацию законодательства, снижение административных барьеров и в то же самое время предоставляет государству достаточные рычаги воздействия. Как нам представляется, если этот законопроект будет одобрен Правительством и принят Думой, это создаст абсолютно новые и привлекательные условия для инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых.
В.Путин: Герман Оскарович, к Председателю Правительства и к остальным коллегам хочу обратиться. При осуществлении полномочий в Российской Федерации в рамках того проекта закона, о котором Вы сейчас рассказали, нужно, безусловно, предусмотреть все необходимые инструменты защиты интересов тех людей, которые проживают на тех или иных территориях. Речь идет прежде всего о традиционных видах экономической деятельности и о защите природы. Эти вопросы должны быть тщательным образом проработаны и внедрены в практику. Обязательно. Везде, где я ни встречаюсь с людьми, особенно на Севере, они всегда обращают внимание на эти составляющие. Никто не возражает против того, что общенациональные ресурсы должны находиться под контролем государства и федеральных властей, но при этом должны быть обязательно разработаны механизмы и законодательной защиты граждан, которые проживают на этих территориях, и защиты природы. И я прошу обратить на это особое внимание.
Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Жукову), Вы возглавляете комиссию по работе подготовки кадров. Как идет эта работа? Знаю, что там есть определенное движение.
А.Жуков: Владимир Владимирович, уже на протяжении последних семи лет осуществляется президентская программа подготовки управленческих кадров. По этой программе ежегодно несколько тысяч молодых руководителей, менеджеров проходят обучение по самым современным методикам как на российских предприятиях, так и на зарубежных. Все это осуществляется за счет средств федерального бюджета, и хочу сказать, что в целом за семь лет по этой программе в России прошли подготовку 29 тысяч специалистов и более восьми тысяч специалистов прошли стажировку за рубежом. Программа показывает себя довольно эффективной, потому что молодые специалисты после этой стажировки, естественно, получают достаточно большое продвижение по службе, становятся более эффективными менеджерами, часто открывают новые свои фирмы, создают новое производство. В конкурсном отборе специалистов на 2004–2005 учебный год приняли участие более 13,5 тысяч главных руководителей, из которых 5,5 тысяч прошли этот отбор и сейчас приступили к занятиям. Мы ежегодно выделяем на это деньги из федерального бюджета. Считаем, что эта программа очень эффективная и что ее нужно не просто продолжать, но и расширять. Мы активно привлекаем к этому делу и региональные власти, которые осуществляют софинансирование по этим программам.
В.Путин: Вы сказали, что кто‑то из них открывает свое дело, новые фирмы. Наверное, кто‑то открывает. Вместе с тем всем, кто открывает новые фирмы и новое дело, регистрирует новые предприятия, – всем им нужно давать медаль за личное мужество, потому что не удается до сих пор Правительству и региональным властям создать условия, при которых у нас свободно развивался бы малый и средний бизнес. Я не говорю сейчас о налогообложении, там кое‑что происходит – упрощение. Все это мы знаем, да. Но вот зарегистрировать предприятие невозможно. Это просто издевательство над людьми и здравым смыслом. Многие вопросы отнесены на уровень регионов, на уровень муниципалитетов. И я прошу Правительство еще раз вернуться к этому вопросу. Нам нужно вместе с коллегами в субъектах Российской Федерации, видимо, выходить на какие‑то общие решения. Без общих рамочных решений эта вакханалия будет продолжаться и дальше.
Александр Дмитриевич, еще по поводу проекта указа, связанного с грантами для музыкальных коллективов. Мы некоторое время назад приняли решение расширить количество получателей этих грантов. Как идет работа по подготовке этих документов?
А.Жуков: Во исполнение Вашего поручения сейчас мы подготовили и проект указа, и проект постановления Правительства о поддержке творческих проектов наших ведущих профессиональных коллективов народного, музыкального, хореографического творчества. Это такие всемирно известные коллективы, как ансамбль Моисеева, хор имени Пятницкого, «Березка», ансамбль Александрова и так далее. Мы предлагаем на три года выделять этим отобранным коллективам весьма существенные гранты.
Для примера, по ансамблю Моисеева – 64 миллиона рублей в год, ансамбль Пятницкого – 46 миллионов. Примерно от 30 до 60 миллионов рублей в год на эти ведущие коллективы с мировым именем.
В.Путин: Абсолютно согласен. Мы, конечно, не можем беспредельно расширять эту практику предоставления грантов, но пока мы не можем поднять на достойный уровень денежное содержание всех коллективов, то думаю, что такие решения на сегодняшний день являются вполне обоснованными.
Сергей Викторович (обращаясь к С.Лаврову), Вы собираетесь в Минск.
С.Лавров: Да, в пятницу 18 марта очередное заседание Совета министров иностранных дел СНГ, где все страны будут представлены. В повестке дня рассмотрение промежуточных итогов работы по подготовке предложений о реформе СНГ в соответствии с решениями, которые были приняты в сентябре прошлого года на саммите в Астане.
Суть направлений реформы, которые вырисовываются, – в том, чтобы освободить Совет глав государств и Совет глав правительств от мелочных в сравнительном смысле вопросов и передать больше полномочий на уровень отраслевых органов как в экономическом, так и в правоохранительном, и в политическом блоках.
И второе направление – проинвентаризировать и договоры, которые были приняты в рамках СНГ, и структуры органов, которые были созданы под эти соглашения. От тех, которые явно неэффективны либо не востребованы, – просто отказаться, в остальных повысится самостоятельность; сохранить за главами государства, главами Правительства вопросы стратегического, геополитического и экономического характера.
Также там будут рассмотрены вопросы подготовки к неформальному саммиту СНГ в Москве 8 мая накануне юбилея Победы. Мы готовим предложения о том, как главы государств могли бы отметить этот день.
В.Путин: У нас и Союзное правительство должно…
М.Фрадков: Владимир Владимирович, завтра мы проведем в Москве очередное заседание Союзного правительства России и Белоруссии. Будет делегация во главе с премьером Белоруссии. Завтра мы посвящаем день совместной работе в рамках Союзного правительства.
В.Путин: Михаил Ефимович (обращаясь к М.Фрадкову), как в нашем Правительстве идет одна из основных наших тем, а именно подготовка бюджета?
М.Фрадков: Владимир Владимирович, мы начали подготовку бюджета, уже активно начала работать правительственная комиссия по формированию бюджета на 2006 год. Особенность этого бюджета заключается в том, что мы одновременно делаем бюджет 2006 года и проектируем бюджет на три года. Даны поручения в рамках комиссии всем министерствам, ведомствам с точки зрения обеспечения эффективности бюджетных расходов, потому что параллельно уже несколько месяцев ведется работа по бюджетированию на результат. В рамках этого поручения министерства готовят стратегию развития своих отраслей. То есть, очевидно, что нам предстоит более предметно определиться с расходами на предстоящий период, который, очевидно, увеличивается, но они должны быть определены и направлены строго по назначению, с тем чтобы действительно обеспечивать эти расходы. При этом мы решаем задачу поиска дополнительных доходов, которые бы явились достаточными для того, чтобы эти расходы сбалансировать. Такие поручения даны, в первую очередь этим занимаются министерства финансов, экономического развития. На последнем заседании бюджетной комиссии мы рассматривали эти подходы и определялись с предложениями, которые были сделаны в рамках ранее данных поручений по уточнениям системы налогообложения. Работа продолжается, ряд предложений мы приняли.
Исходим из того, что здесь до определения расходов и доходов, которые должны их обеспечить, еще потребуется определенное время. Поэтому мы подходим сейчас аккуратно и не пошли на ряд, так сказать, резких решений, связанных с уменьшением ставок по отдельным налогам. Хотя мы полагаем, что в принципе такие решения были бы правильными, и мы к ним будем возвращаться по ходу проведения необходимых детальных расчетов, с тем чтобы упростить систему администрирования налогов, унифицировать ее и постепенно снижать налогообложение, с тем чтобы давать импульс развитию экономики. Все эти вопросы сейчас рассматриваются комплексно, все в этой работе участвуют. То, что мне поручено возглавить эту правительственно-бюджетную комиссию, даёт возможность комплексно рассмотреть эти вопросы. Так что мы этим сейчас занимаемся достаточно активно.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.