В.Путин: Александр Геннадьевич (обращаясь к А.Хлопонину), первый вопрос к Вам. Как развивается ситуация, что еще предстоит сделать для того, чтобы осуществить те планы, которые вы вместе сейчас пытаетесь реализовать?
А.Хлопонин: Уважаемый Владимир Владимирович, вопрос объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа – вопрос, который обсуждается уже достаточно долго и давно. И на самом деле для всех здесь присутствующих представителей трех субъектов этот вопрос очевиден, очевидно его позитивное решение. Для нас было очень важно в идущих сейчас процессах, связанных с изменением межбюджетных отношений в Российской Федерации, четко просчитать все экономические последствия данного процесса для того, чтобы уровень жизни людей на севере и уровень жизни людей в Красноярском крае не только не ухудшился, но, самое главное, чтобы имел динамику развития, чтобы в условиях объединившегося региона Красноярский край – большой, объединенный – стал бы реально территорией развития.
Проведена очень большая совместная работа с Министерством экономического развития, с Министерством финансов. И на сегодняшний день после того, как мы обсудили это в рамках рабочей группы, вместе с законодателями наших трех субъектов мы окончательно пришли к выводу о том, что действительно процесс объединения трех субъектов имеет только позитивное решение.
Исторически три территории связаны между собой единой транспортной артерией – Енисеем. Исторически люди с севера, наши пенсионеры, старшее поколение, едет, переселяется на юг Красноярского края. Исторически наша молодежь, которая проживает в районах Крайнего Севера, получает высшее образование в Красноярском крае. Исторически люди получают услуги здравоохранения на базе институтов, которые занимаются здравоохранением в Красноярском крае.
Поэтому с этой точки зрения у нас нет никаких проблем, и поэтому мы все: руководители трех субъектов и законодатели – пришли к пониманию и вышли сперва с обращением к людям, к нашим гражданам с вопросом о необходимости проведения процесса объединения трех субъектов.
На сегодняшний день прошел совет трех губернаторов, где окончательно принято решение идти к процессу объединения. Три наших законодательных органа обсудили у себя на своих сессиях данный вопрос и единодушно приняли решение о том, что это абсолютно правильное направление. Самостоятельно создана из граждан инициативная группа. Причем никакого административного давления здесь не происходило, граждане сами сформировали свои инициативные группы и обратились к людям о том, что процесс объединения необходим, назрел и имеет только позитивные последствия.
Поэтому, если позволите, я от имени всех здесь присутствующих, моих коллег, передам обращение к Вам, подписанное тремя губернаторами и тремя председателями законодательных органов власти.
В.Путин: Спасибо. Александр Викторович, как в соответствии с уставом в крае должна дальше строиться работа, в какие сроки она должна быть в соответствии с законом завершена?
А.Усс: Фактически работа уже идет. Если ориентироваться на максимальные сроки выхода на референдум и его проведение, то этот срок у нас выпадает где‑то на июнь-июль, но тем не менее референдум мы планируем провести 17 апреля, то есть сократить все процедуры, которые в данном случае необходимы, в рамках, естественно, возможного. Сегодня инициативная группа формулирует вопрос и буквально на этой неделе передаст его в законодательное собрание Красноярского края. Затем начнется сбор подписей, нам надо собрать более 50 тысяч. Думаю, что особых проблем в этой части не возникнет, и мы выйдем именно в предварительно согласованные сроки – 17 апреля – на референдум. Хотел бы поддержать то, что было обозначено Александром Геннадьевичем: настрой позитивный, и мы двигаемся в том русле, который соответствует интересам и настроениям населения, а это самое главное.
В.Путин: Поддерживая это решение, на что рассчитывают жители и, соответственно, руководители?
О.Бударгин: Владимир Владимирович, мы рассматривали несколько вариантов развития Таймыра. Другого варианта для того, чтобы обеспечить финансово-экономический баланс территории, баланс производства и баланс трудовых ресурсов – в первую очередь, что нас волнует на Крайнем Севере для того, чтобы дальше развивать территорию, – другого варианта у нас просто нет.
Понятно, что предстоит большая разъяснительная работа. И в первую очередь, конечно, это касается коренного населения. У нас на Таймыре проживает пять этносов. И надо объяснить там, что другой статус территории не означает снижение статуса традиционной культуры населения. Обеспечив этот совместный баланс территории, мы сможем, конечно, в первую очередь качественно улучшить инвестиционный климат территории.
В.Путин: А все‑таки как Вы предполагаете решать вопросы культурного характера, вопросы, связанные с языком, с поддержанием традиций, и так далее? Не видите ли здесь каких‑то сложностей и проблем? Не растворится ли это все в большом субъекте?
А.Герасимов: Нет. Есть такая возможность в принципе учесть все эти программы. Губернатор уже сегодня работает над всеми направлениями, очень внимательно относится к местному населению. Мы уже даем развитие, создан культурный центр, и набраны группы людей, чтобы не потерять те традиции, культуры. Там и сувенирная продукция, много предпринимается и в учебном направлении, в издании литературы на коренных языках. И, естественно, конечно, коренное население с особым вниманием относится к этому вопросу. Даже при рассмотрении вопросов местного самоуправления мы вышли с предложением слово «Долгано-Ненецкий» оставить в названии этого муниципального района. И кроме этого Александр Геннадьевич предложил в новом законодательном собрании рассмотреть двухпалатную, допустим, систему с учетом именно того, чтобы коренное население имело особый статус.
В.Путин: А руководители представительных органов власти что считают?
А.Амосов: Владимир Владимирович, мы обсуждали вопрос с председателями законодательных собраний трех субъектов. Но нужно сказать, что мы солидарны с губернаторами в той части, что в преобразовании нового субъекта, конечно, немаловажный момент – это учесть особенности коренных малочисленных народов Севера. Мы в свое время встречались в Красноярске с Вами вот в таком же составе, и Вы, и губернатор Эвенкии Борис Николаевич Золотарев обращали внимание на то, что нужно, чтобы население не пострадало. На сегодня за переходный период нам надо обеспечить такую работу, чтобы люди не почувствовали и не были ущемлены, и в новом субъекте так же себя комфортно чувствовали, как и раньше. Вот это главная для нас задача. Малочисленные народы надо сохранить в новом статусе и по уставу нового субъекта сохранить им определенный, тот традиционный образ жизни, в котором они живут.
В.Путин: Как ваши депутаты считают, можно решить это в составе крупного субъекта?
Б.Золотарев: Несомненно, мы этот вопрос в проекте федерально-конституционных законов постараемся предусмотреть для того, чтобы можно было определить административно-территориальную единицу с особым статусом именно для того, чтобы коренные жители, получив этот особый статус, смогли быть уверены в том, что будущее их детей будет гарантировано, в том, чего они на сегодняшний день достигли.
Помните, я говорил о том, что в Эвенкии на сегодняшний день власти и население едины во мнении по этой проблеме. То есть на сегодняшний день мы достигли стабильности, будущее на сегодня в составе одного большого края гарантировано тем, что власть уже продемонстрировала, что это возможно. Люди поверили в то, что и объединение, и создание большого края действительно ничего не ухудшит. Потому что мы с людьми работаем, мы людям объясняем.
Если, например, проанализировать ситуацию, раньше было рано, позже будет поздно. А сейчас как раз то время, когда мы сможем объединиться, объединить свои усилия для того, чтобы люди жили еще лучше.
В.Путин: Вы с Александром Геннадьевичем согласны, да?
Б.Золотарев: Да.