В.Путин: Здравствуйте, Геннадий Матвеевич. Как у Вас идут дела?
Г.Фадеев: На 1 ноября все руководители железных дорог, промышленных предприятий доложили о полной готовности к перевозкам в зимних условиях: мы их хорошо подпитали финансовыми и материальными ресурсами. У меня нет никаких сомнений в том, что в зиму мы войдем успешно, хорошо. С точки зрения топлива на всех электростанциях страны, тепловых и электрических, при плане завоза в19 миллионов тонн твердого и жидкого топлива завезли 20,5 миллионов, то есть страна должна быть в тепле. Перевозки идут очень хорошими темпами: по этому году мы прирастаем по грузообороту на 7,1 процента – это очень высокий прирост. Что очень важно, на мой взгляд, это прирост пассажирооборота – 2,7 процента. Растет подвижность населения. Мы в этом году к Черному морю, в здравницы Кавказа перевезли на 1,5 миллиона отдыхающих больше, чем в прошлом году.
Хочу подчеркнуть, что в этом году не было никаких очередей у касс. Работало более 100 «детских» поездов, которые курсировали, – по нескольку раз вывозили к морю и возвращались. Это были лучшие поезда. Лучшие отзывы в этом году о пассажирских перевозках. Естественно, мы делаем выводы: чтобы встретить следующую летнюю страду, конечно, надо приложить очень много усилий для того, чтобы развязать узкие места на подходах по Северо-Кавказской железной дороге к Кавказу.
Я думаю, мы освоим принятую программу этого года в 122 миллиарда рублей. В основном эти деньги пойдут на развитие инфраструктуры, и прежде всего это очень сильные подходы к морским торговым портам: Новороссийску, Усть-Луге. Причем, хочу подчеркнуть, в Усть-Луге сделана очень большая работа на 4,5 миллиарда рублей. И мы гарантируем все потоки угля из Кузбасса – а там строится второй угольный терминал, – мы с ходу будем подвозить туда грузы.
Очень важная работа в этом году проведена по еще одной инвестиционной программе – это электрификация Мурманского хода. На сегодня это самый завораживающий для бизнеса ход, поскольку там незамерзающее море, торговый порт. Естественно, нам надо ускорять электрификацию этого направления. В субботу мы открыли электрификацию от Череповца до Свири, это под Петрозаводском. И в следующем году весь ход будет электрифицирован.
Таким образом, Россия будет иметь очень сильные подходы с двумя магистралями к Тихому океану. На север – это электрифицированный мощный ход к Усть-Луге, на юг – Новороссийску, Туапсе, Черному морю. Можно сказать, что на большую перспективу по переработке грузов в морских торговых портах мы будем иметь хороший задел с завершением в следующем году.
Когда Вы были на Коломенском тепловозостроительном заводе в прошлом году, я Вам докладывал о программе отечественного локомотивостроения. Не могу не проинформировать Вас о том, что первый образец отечественного тепловоза – великолепный тепловоз 2Т-70 – прошел презентацию в июле этого года, проходит испытания, показывает великолепную экономию, высокий уровень систем безопасности, экологии. 100 процентов комплектующих – российские. Мы тогда говорили именно о том, чтобы все было максимально российское. А к концу этого года выйдет долгожданный образец электровоза на переменном токе для грузового движения, причем по параметрам он превосходит в общем сильную машину, бывшую новочеркасскую, – ВЛ-85. И по экономике, естественно, мы как бы заглядываем в будущее, чтобы эта машина лет на 20–30 смотрела вперед по всем экономическим показателям.
В.Путин: Америка, я слышал, проявляет интерес к тепловозостроению?
Г.Фадеев: Да, «Дженерал Электрик», мне известно, пытается выйти на наш рынок с модернизацией тепловозов. У нас тепловозный парк, естественно, изношен. Но они не просто так приходят, они пытаются придти со своим дизелем. Наш дизель, коломенский Д-49, по параметрам сегодня превосходит американский дизель. Но, поскольку у них высвободилось сейчас около тысячи дизелей, они хотели бы осуществлять модернизацию с постановкой своего дизеля. Мы договорились в прошлом году с руководством этой компании о том, что, если они проведут модернизацию образца и дизель пройдет нашу межведомственную комиссию, и экономика его будет лучше, экология выхлопа газа будет лучше, то нет вопросов, чтобы он присутствовал на нашем рынке. Они это и сделали. В прошлом году увезли в Америку наш тепловоз Т-3, модернизировали его, и он уже год проходит испытания. Пока им не удается выйти на параметры не только наших новых локомотивов, но и тех, которые выпускались раньше в Луганске на Украине, имеющих большой износ. Примерно на эти параметры они и вышли. Пусть стараются: рынок есть рынок.
В.Путин: У меня есть конкретный вопрос. Вот Вы говорили об электростанциях, о завозе топлива и так далее. На Дальнем Востоке Бурейская ГЭС развивается, и там очередной блок должен быть введен. Есть кусок дороги – 40 километров между Транссибом и БАМом, – который может оказаться затопленным. Вы об этом наверняка знаете.
Г.Фадеев: Да, я знаю.
В.Путин: Что Вы планируете сделать?
Г.Фадеев: Владимир Владимирович, это направление в стратегическом плане очень важно, поскольку это как бы обход одной или другой магистрали в 45 километров протяженности. Этот объект сидит в титуле самой Бурейской ГЭС, то есть это проблема РАО «ЕЭС». Правительство это знает: мы не раз поднимали этот вопрос – водохранилище пополняется, и под вопросом эта задача в инвестиционной программе следующего года (я хотел это тоже подчеркнуть: мы ее наращиваем на 36 процентов против уровня текущего года) – Правительство не включило этот объект. Но я считаю, что за счет амортизационных отчислений и прибыли самой компании мы такой объект не сможем поднять. Цена вопроса около пяти миллиардов рублей. Мы готовы сегодня вместе с энергетиками…
В.Путин: Нет, я не утверждаю, что обязательно Вы должны это сделать. Я говорю о том, что проблема существует, и нельзя делать вид, что ее нет, что энергетики решают свои задачи, дорога – свои. Правительство не включило в план. А что получится? Получится, что затопит 40 километров, и все.
Г.Фадеев: Этого допустить нельзя.
В.Путин: Я тоже так думаю.