В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Позвольте нам коротко проинформировать вас о нашей работе. Я хочу еще раз поблагодарить Президента Белоруссии за то, что он принял приглашение: приехал для встречи и обсуждения наших двусторонних вопросов, нашего сотрудничества на международной арене и в рамках СНГ.
Мы действительно начали сегодняшнюю нашу встречу с обсуждения вопросов и проблем интеграционных процессов между Россией и Белоруссией и в рамках ЕЭП. Хочу отметить, что мы выразили удовлетворение по поводу того, как происходят эти процессы. Я со своей стороны проинформировал Александра Григорьевича о принятом в России решении о переходе на уплату косвенных налогов по стране назначения. Это касается, разумеется, и Белоруссии. Надеюсь, даже скажу больше, не сомневаюсь нисколько в том, что это решение положительно скажется на развитии торгово-экономических связей.
Правда, с Белоруссией у нас есть один технический вопрос в этой связи, а именно: у нас отсутствует таможня (в ходе строительства Союзного государства мы устранили эти таможенные барьеры). В связи с переходом на уплату косвенных налогов по стране назначения необходимо учитывать товарные потоки, и оба правительства сейчас занимаются поиском этого решения. Движение – в правильном направлении. Продвигаемся хорошо. И надеюсь, что в самое ближайшее время все эти проблемы технического, хочу подчеркнуть, характера будут закрыты. В связи с этим, думаю, что темпы роста, которые мы отмечали на встрече сегодня, не только не сократятся, но и будут наращиваться. Они сегодня впечатляют – 33,8 процента за первое полугодие, в абсолютном выражении – 7,5 миллиарда долларов США – объем нашего торгового оборота. Это очень хороший показатель.
Неплохо решаются все вопросы в энергетической сфере. Поставщики и покупатели договорились о ценовых параметрах. Сейчас идут переговоры о том, чтобы создать хорошую правовую базу для работы в 2005 году. Российская сторона с целью компенсации разницы между ценами приняла решение о выделении кредита белорусской стороне в объеме 150 миллионов долларов и 25 миллионов на решение проблем долгового характера. Общий объем кредитов – 175 миллионов долларов. Условия удовлетворительные и приемлемые для белорусской стороны. Переговоры завершены.
В ходе беседы мы подтвердили приверженность курсу на строительство Союзного государства. Все процессы, которые в этой связи происходили, продолжаются и, надеюсь, приведут в конечном итоге к реализации наших планов.
Мы говорили о координации наших усилий в международной области и в сфере обороны и безопасности. Хочу отметить, что здесь наши специалисты работают ритмично, системно и удовлетворены результатами своей деятельности. Мы также с моим коллегой отметили, что в этих сферах, в этих областях работа идет надлежащим образом. На данный момент хочу констатировать, что у нас нет никаких проблем, которые бы заставляли нас тревожиться, по поводу перспектив развития российско-белорусских отношений. Они носят очень позитивный характер и развиваются в хорошей динамике.
Большое спасибо за внимание.
А.Лукашенко: Уважаемые товарищи!
Мне нет необходимости добавлять что‑то к сказанному. Эта информация была исчерпывающей практически о ходе наших консультаций и переговоров. Единственное, хочу заметить, что в области политики, внешнеполитического курса обоих государств, внутренней политики у нас абсолютно нет никаких проблем.
В экономике мы вступаем в относительно новый этап наших взаимоотношений в связи с принятым Российской Федерацией законом, о котором говорил Президент России, об изъятии косвенных налогов по стране назначения. Это новое во взаимоотношениях России с республиками СНГ. Это, я считаю, приличный и достойный ответ Российской Федерации на просьбы государств СНГ, а такой вопрос давно ставился. Это очень сильный шаг Российской Федерации. Я считаю, своевременный в связи с тем подъемом, который переживает российская экономика сегодня. Но он выводит нас на новый этап наших отношений в торгово-экономической сфере. Нам надо, об этом сказал Владимир Владимирович, выработать механизм учета товаров, чтобы, учитывая товар, который поступает от нас в Россию (без границы таможенной мы сегодня живем) и из России к нам, чтобы определиться по НДС.
Действительно, как мне вчера докладывали, члены нашего правительства, российское и белорусское правительства нашли общие подходы и выработают такой механизм, чтобы не строить таможни и не возвращаться к ситуации прошлого века: не выстраивать границы между нашими государствами и народами. Поэтому нам надо определиться – как, какой механизм при этом будет использоваться, при расчете НДС в торговле между двумя государствами по новому закону. Соглашение такое в ближайшее время будет подписано.
Мы действительно обсуждали вопросы безопасности и сотрудничества, ситуацию на наших границах: белорусско-российских. Мы обсуждали ситуацию с развитием ОДКБ и констатировали факт, что у нас и там неплохо развивается сотрудничество. Тем более что Российская Федерация в ближайшее время принимает ряд решений, которые будут способствовать подъему на более высокий уровень техники, вооружения в союзных армиях – в российской, белорусской, ну, если будет желание, конечно, в ОДКБ.
Я проинформировал Президента России о ситуации внутри Белоруссии. Притом подробнейшим образом мы касались всех аспектов, не скрывая друг от друга никаких проблем. Мы их не обходили. Может, их и не нужно публично обсуждать, но мы их обсудили, и не было таких вопросов, где бы мы имели какие‑то расхождения. Да и вы по нашему настроению чувствуете, что в общем‑то договорились по всем вопросам, несмотря на то что в отличие от других встреч эта была по времени средней, а не длительной.
Поэтому я благодарен Вам, Владимир Владимирович, хочу еще раз публично это отметить, за то, что Вы оторвали меня, в хорошем смысле слова, от тех дел, которые сегодня происходят на территории Белоруссии, хозяйственных вопросов. Я получил хоть полтора дня возможности побыть на побережье Черного моря и обсудить с Вами, и это тоже приятно и очень полезно, – обсудить с Вами тот комплекс вопросов, который имеется в отношениях между Белоруссией и Россией.
Спасибо.
Вопрос: Вопрос к двум президентам. Не могли бы вы поподробнее рассказать о перспективах сотрудничества в газовой области?
В.Путин: Вы знаете, что был урегулирован достаточно острый вопрос о ценообразовании. Это произошло в результате движения партнеров навстречу друг другу, компромиссным и приемлемым для обеих сторон способом. Нас вполне удовлетворило это решение. Сейчас «Газпром» и другие независимые поставщики ведут переговоры со своими белорусскими партнерами об условиях поставок газа в Белоруссию в 2005 году. У меня нет никаких сомнений в том, что все потребности Белоруссии будут удовлетворены. Это первое.
Второе. Белорусские и российские партнеры обсуждают возможность и перспективы долгосрочного, на долгие годы, сотрудничества в этой сфере, имея в виду и возможность создания совместного предприятия. Мы считаем, что эта возможность еще существует, переговоры ведутся. Договорились о том, чтобы привлечь независимого эксперта к оценке «Белтрансгаза». Договорились о том, чтобы подумать о реализации планов по развитию транспортной инфраструктуры на территории Белоруссии. Но мы не исключаем и того, что белорусские партнеры могут работать на территории России. Некоторые белорусские предприятия проявляют такой интерес, изучают возможность участия в добыче в качестве одного из возможных независимых производителей газа. Все эти варианты изучаются, и ни один из них не исключен.
А.Лукашенко: Фактически, добавить нечего – абсолютно исчерпывающий ответ. Мы действительно имеем сегодня предложения трех компаний о поставках в Беларусь газа. Правильно Владимир Владимирович сказал – хотя мы еще в прошлую встречу определились: был найден компромисс, устраивающий и Белоруссию, и Россию, поэтому есть три предложения. Я думаю, что мы в Белоруссии их примем: они нас устраивают.
Что касается поставок газа в Белоруссию на будущий год и на перспективу, я считаю, что здесь проблем нет.
Второй вопрос – я полагаю, Вы имели в виду старый наболевший вопрос по созданию совместного предприятия в Белоруссии. Этот вопрос не снимается – он решается так, как и должен решаться. Идет оценка стоимости нашего предприятия.
Владимир Владимирович впервые об этом сказал в таком контексте – в плане добычи газа белорусскими предприятиями с российскими на территории России на общих условиях, как это принято законодательством Российской Федерации. Если мы будем здесь добывать определенное количество газа и транспортировать для потребления в Белоруссию, нам это также будет очень выгодно. Мы готовы рассматривать этот вопрос в контексте акционирования нефтеперерабатывающих и газотранспортных предприятий Белоруссии и поделиться акциями этих предприятий в счет акций других компаний Российской Федерации. Это тоже переговорный процесс. Я сегодня получил поддержку Президента России, и мы будем работать в этом направлении. Поэтому я считаю, я согласен со своим коллегой, что у нас также нет проблем в этом вопросе.
В.Путин: Можно добавить еще, что если «Белтрансгаз» и «Газпром» договорятся о создании совместного предприятия и условия удовлетворят и российскую, и белорусскую стороны, то тогда мы, как и договаривались, перейдем на поставки газа в Беларусь по внутрироссийским ценам.
Вопрос: Вопрос к обоим Президентам. Какова судьба главного базового документа Союзного государства – Конституционного акта? Или этот документ можно считать похороненным?
В.Путин: Конституционный акт разрабатывается. Есть предложения как с белорусской, так и с российской стороны. Работают эксперты, работает специальная группа. И как только специалисты подойдут к такому качеству проекта, который устроил бы обе стороны, он будет вынесен на обсуждение общественности обеих сторон.
А.Лукашенко: Да, действительно, я подтверждаю, что этот вопрос сегодня не похоронен ни в коем случае. Мы не имеем права это сделать. Сегодня Конституционный акт, наши отношения – перспектива нашего взаимоотношения на будущее, это перспектива строительства Союзного государства, которое мы должны построить. Поэтому – ни в коем случае. Более того, на ближайшем заседании Высшего Госсовета мы рассмотрим ситуацию с Конституционным актом. Это стоит в плане. Мы создали рабочую группу. С учетом выборов в парламент Российской Федерации мы должны ее немножко обновить. Думаю, что такая необходимость будет и после выборов нашего парламента. Но рабочие органы этой группы существуют, они работают, и сегодня рассматриваются дополнительно внесенные предложения с российской стороны по Конституционному акту. Я думаю, что в ближайшее время при нашей с Президентом напористости – я думаю, у нас этого хватает – мы можем выйти на какой‑то уже совместный документ. Да, он, может быть, еще будет дорабатываться, но это уже будет что‑то совместное, а не предложения российской и белорусской сторон. Но это ближайшая перспектива.
Более того, – я не знаю, надо это говорить или нет, наверное, это не секрет – мы сориентировали свои Правительства на работу по второму для нас вопросу, единой валюты, и обозначили некий рубеж – 1 января 2006 года, чтобы они без взаимосвязи с Конституционным актом этот вопрос нам предложили для рассмотрения. Как видите, мы наоборот не снимаем эти вопросы, серьезные вопросы, основополагающие для развития белорусско-российских отношений – более того, в строительстве Союзного государства.
Вопрос: Александр Григорьевич, Вы раньше говорили, в том числе и здесь в Сочи, в Бочаровом Ручье, что на единую валюту на территории Белоруссии как платежному средству – к российскому рублю вы собираетесь переходить все‑таки 1 января 2005 года. Сейчас Вы сказали, что с 1 января 2006 года. А что, та идея была так плоха и окончательно уже не годится, и нельзя к этому вернуться? А потом, возможно, и с 1 января 2006 года, может быть, какие‑то условия не подойдут? Что бы Вы сказали по этому поводу? И, если можно, Ваше мнение, Владимир Владимирович.
А.Лукашенко: На этот вопрос мы уже ответили, и лучше, чем ответил Президент России, здесь не скажешь. Я не собираюсь уходить от этого ответа. Мы оказались не готовы политически. К специалистам тут претензий нет: они очень серьезно поработали – финансисты наши, члены правительства. Мы политически оказались не готовы с 1 января будущего года к введению российского рубля как единственного платежного средства на территории Белоруссии и России, не готовы по многим объективным и субъективным причинам. Посмотрите стенограмму этого разговора и вы получите там ответы.
Что касается 1 января 2006 года – я только что сказал, что этот некий ориентир мы хотим поставить для специалистов и своих правительств в работе в направлении единой валюты. Что касается «подойдут – не подойдут условия», это Вы зря. Конечно, дело здесь не в том, подойдут условия или не подойдут, – как сложится ситуация, как жизнь пойдет, которая меняется; и мы вместе с этими процессами идем, появляются новые моменты, новые мотивы. И я опять же не хотел бы здесь раскрывать эти мотивы, моменты – вы прекрасно знаете. Поэтому вопрос не в каком‑то упрямстве, если Вы на это намекаете, абсолютно нет. Здесь ситуация так складывается.
В ситуации с белорусским рублем мы повторяем шаг в шаг ту ситуацию, которая складывалась с российским рублем. Впервые за всю историю суверенной Белоруссии укрепляется белорусская национальная валюта и притом такими же темпами, как когда‑то российский рубль по отношению к иностранной валюте, в частности к доллару. Это тоже очень важный и серьезный фактор на сегодняшнем этапе. Но мы смотрим вперед. Мы прекрасно понимаем, что единая валюта снимет очень многие вопросы во взаимоотношениях между Белоруссией и Россией, во взаимоотношениях в развитии наших экономик, во взаимоотношениях предприятий и людей. Мы смотрим вперед. Мы ни в коем случае не снимаем с повестки дня этот вопрос. И я уверен, что рано или поздно мы выйдем на решение этого вопроса. Так мы видим это в Белоруссии.
В.Путин: Почти нечего добавить, все уже сказано. Действительно, дело ведь не в том, что мы обсуждали первое января 2005 года здесь на встрече в Сочи – дело в том, что это записано в соответствующих документах, в Договоре. Мы стремились к тому, чтобы достичь этой цели. Действительно, специалисты, эксперты, финансисты, центральные банки работали очень напряженно, ответственно и разработали, на мой взгляд, приемлемую, хорошую систему. Предусмотрены и «подушки безопасности» для белорусской экономики. И сейчас для нас удобный момент, потому что реализация этого решения потребует от России дополнительного напряжения и возможного участия в выравнивании ситуации, если это потребуется. Но в чем я абсолютно убежден, это в том, что решения подобного рода, конечно, на пользу как российской, так и белорусской экономикам. Вот в этом не может быть никаких сомнений.
Александр Григорьевич правильно сказал: это вопрос политический. Я бы даже сказал, он лежит в политико-психологической сфере, ведь вы знаете, как трудно принимались решения в Европе, как трудно было отказаться от марки немцам, французам – от франка. Это валюты, которые существовали веками, люди привыкли к этому, и, кроме всего прочего, с этим связаны уклад жизни, привычка использования этого платежного средства и так далее. А здесь «чудище» какое‑то придумали – евро, казалось бы, совершенно нежизнеспособное. Какая‑то штуковина, плюс еще – введение ее для отдельных категорий европейцев сопряжено было с определенной экономической нагрузкой. И тем не менее, этот шаг сделан и, как показывает практика последнего времени, сделан в правильном направлении.
И для нас, без всяких сомнений, для России и для Белоруссии это движение вперед. Движение, которое позволит еще лучше развиваться нашим экономикам, а значит, повысить благосостояние наших народов, повысить безопасность и обороноспособность наших стран. Сомнений в этом нет никаких. Но с этой идеей нужно, как в таких случаях говорят, «переспать» кое‑кому. Понять, что это выгодно, и, поняв это, перестать сомневаться в правильности этого шага.
С нашей стороны, со стороны России, было бы большой ошибкой вести себя здесь неаккуратно – настаивать и поддавливать. Это решение должно быть принято самостоятельно, на основе понимания правильности этого шага. Пускай специалисты работают, пусть общественность обсуждает. Мы действительно предложили следующий временной рубеж – 1 января 2006 года. Хотелось бы, чтобы к этому времени все сомнения ушли в прошлое. Получится – хорошо, а нет – будем работать дальше.
А.Лукашенко: Понятна рекомендация. Принимается – «переспать» надо. Очень точно сказано.
Вопрос: Вопрос к двум президентам. Готовы ли Белоруссия и Россия, как Союзное государство, выступать с согласованных позиций на международной арене и поддерживать друг друга в случае попыток оказать влияние либо на какое‑то государство в отдельности, либо на Союзное государство в целом? В сегодняшнем номере газеты «Коммерсант» цитата американского сенатора Маккейна, она звучит буквально так: «США намерены добиваться свержения режима Лукашенко посредством международного давления». Вот как один из примеров.
В.Путин: Вы знаете, сенаторов много, а Белоруссия одна. Мы всегда выступали за собственную самостоятельность и всегда отстаивали право на независимость в принятии любых решений – внутриполитических и на международной арене. И, разумеется, будем поддерживать в этом наших союзников.
А.Лукашенко: Меня только удивляет, что Вы обратили внимание на одного сенатора. Правильно здесь было сказано – их столько много, и столько много меня свергают много лет подряд. Пока не свергли. Вы особо не переживайте ни в России, ни в Белоруссии по поводу свержения какими‑то сенаторами Лукашенко. Не они меня ставили на эту должность, и не им меня свергать. У нас есть белорусский народ, который хорошо умеет и свергать, и назначать. Только ему принадлежит это право.
В.Путин: Это действительно так, ведь в тех же США – там тоже разные мнения, разные точки зрения, разные политические силы, которые по‑разному относятся и к тому, что происходит и в самих США, и в мире. Поэтому чего же зацикливаться на каком‑то одном политическом деятеле. Я даже не знаю, прав он или не прав. Я не знаком с его высказываниями, а думаю, что и мы у себя здесь в стране, и белорусы у себя должны, прежде всего, сами принимать решения, сами давать оценки нашим действиям и нашей политике в сфере экономики, в социальной сфере и сфере международной и внутренней безопасности. И, как и положено в демократических странах, одобрять либо не одобрять это единственно демократическим способом – на выборах. Вот в ближайшее время, насколько нам известно, в октябре, состоятся выборы в парламент Белоруссии, там и посмотрим, как белорусский народ оценивает деятельность белорусского руководства.
Я знаю, что Александр Григорьевич тоже ожидает этих выборов, готовится к этому. Вот это и есть самая высшая оценка.
А.Лукашенко: Ну а если состоятся президентские выборы, и Лукашенко будет участвовать в них, то, поверьте, мы быстрее чем за месяц-два посчитаем голоса «за» и «против». Поэтому, прежде чем учить кого‑то, думаю, многим-многим людям надо посмотреть вовнутрь себя или посмотреть в своей стране и там элементарному научиться и научить других.
Спасибо.