В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
18 июня вступил в силу закон о валютном регулировании. Я попрошу Алексея Леонидовича Кудрина два слова сказать по этому вопросу, обратив особое внимание на те предложения Центрального банка, которые должны быть направлены на создание надежности функционирования всей системы, которая заложена в этом законодательстве.
А.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, 18-го числа вступил в действие закон о валютном регулировании и контроле. Закон направлен на снижение барьеров и облегчение движения капиталов в Российскую Федерацию и из Российской Федерации. Это шаг по интеграции России в мировую финансовую систему и более полное использование возможностей этой мировой финансовой системы, в том числе и для развития российской экономики. Безусловно, такой шаг является и серьезным шагом к конвертируемости российского рубля.
Вместе с тем мы должны оценивать и то, что зависимость российской финансовой системы от ситуации на мировых рынках также увеличивается. И поэтому у нас должны быть выработаны соответствующие инструменты – я бы сказал, выработан иммунитет, – чтобы эти влияния мирового рынка, когда они имеют отрицательный, негативный характер, не затрагивали бы нашу систему, не увеличивали бы риски для наших инвесторов, для наших граждан.
В этой связи, в первую очередь, на это нацелена наша налогово-бюджетная политика, которая создает определенные гарантии. Во‑вторых, в рамках данного закона Центральный банк имеет право вводить незначительные ограничения, которые не несут разрешительного характера и касаются всех участников рынка. В законе прописаны такие ограничения, которые имеет право принимать Центральный банк, – в этой связи Центральный банк определится по этим вопросам: в настоящее время, уже в пятницу, ввел целый ряд конструкций, которые обеспечивают использование таких возможностей, но конкретные меры будут зависеть от состояния рынка, обоснованности и необходимости профилактики на рынке движения спекулятивного капитала, который в короткий срок может создавать дисбаланс в платежном балансе и влиять на курс или инфляцию в нашей стране.
В.Путин: Как долго будут действовать эти ограничительные меры?
Л.Кудрин: Эти меры могут действовать только в течение двух лет – через два года после переходного периода эти меры законодательно отменяются и уже не смогут вводиться. В результате мы будем иметь полностью свободное движение капитала из России и в Россию, и права, и гарантии инвесторов еще более увеличатся.
В.Путин: Спасибо. Герман Оскарович (обращаясь к Грефу), что у нас происходит с макроэкономикой, какая ситуация на рынках, скажите, пожалуйста?
Г.Греф: Мы получили итоги развития экономики за май месяц: пока ситуация достаточно стабильная, в мае месяце у нас прирост по ВВП составляет 0,5 % к апрелю текущего года. Рост за пять месяцев с января по май по отношению к пяти месяцам прошлого года составляет 7,3%, демонстрирует рост большинство отраслей. Пока ситуация достаточно неплохая, есть несколько моментов, которые нужно поглубже проанализировать. В первую очередь это связано с падением по сравнению с апрелем производства в отдельных машиностроительных отраслях, в частности в автомобилестроении и сельском хозяйстве.
В.Путин: В пищевой?
Г.Греф: Нет. В пищевой в мае месяце – рост объемов производства и торговли. Также возобновился опережающий рост инвестиций: первые три месяца была небольшая динамика. Сейчас мы должны выйти по итогам года по этой динамике на рост инвестиций – примерно 12%. Но есть ряд моментов, которые нам нужно оценить в среднесрочной перспективе. Во‑первых, это нестабильная ситуация на фондовом рынке, хотя межбанковский рынок стабилизировался – на прошлой неделе выравнились проценты по кредитам, возобновилось доверие, поэтому ситуация стала более стабильной. Но есть проблемы, связанные с нестабильностью на рынке корпоративных облигаций, снизился объем в мае кредитов банковского сектора. Произошло снижение объемов непроцентных расходов государственного бюджета – примерно 0,2%. Это связано, в том числе, с реформой в Правительстве. Нам, конечно, в течение ближайшего месяца нужно восстановить в полном объеме ритмичность финансирования из государственного бюджета и, конечно же, все, что связано с введением закона о валютном регулировании. В соответствии с законом нам необходимо выпустить примерно 20 документов. По состоянию на 18-е число было выпущено шесть инструкций, в самые ближайшие дни нужно еще выпустить еще примерно 12 документов.
В.Путин: Я не понял, при чем здесь реформа Правительства и увеличение процентных расходов?
Г.Греф: У нас не увеличение…
В.Путин: Вы сказали – увеличение.
Г.Греф: И сохранение ритма финансирования непроцентных расходов. У нас за май месяц произошло снижение на 0,2% по сравнению с предыдущим месяцем. Это связано с целым рядом причин, но я не буду сейчас о них говорить.
В.Путин: То есть это текущие такие моменты.
Г.Греф: Да, конечно.
В.Путин: Хорошо. Вы знаете, что у нас после «восьмерки» прошла серия крупных мероприятий, связанных с нашей работой в рамках Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС и ОДКБ, – и в рамках «восьмерки», и в рамках этих мероприятий решалось очень много задач. У нас много интересов и на одном, и на другом направлении. Я, во‑первых, хотел бы поблагодарить все ведомства, которые занимались подготовкой этих мероприятий. Все ваши прогнозы оправдались. И цели, которые мы ставили перед собой, достигнуты. Мы значительным образом продвинулись в укреплении партнерских связей по всем этим направлениям. Особо хотел бы выделить нашу работу с Узбекистаном, где мы вместе с руководством этой страны, вышли на подписание очень важного документа, – договора о стратегическом партнерстве. Это в целом меняет качество отношений России с Узбекистаном. Это первое, что я хотел бы сказать. И второе – после соответствующих договоренностей, в том числе в рамках переговоров на «восьмерке», были достигнуты соответствующие соглашения о выходе на подписание документов по облегчению визового режима между Францией и Россией, Россией и Италией. Эти документы подписаны окончательно Министром иностранных дел. Сергей Викторович, прошу Вас сказать по этому поводу несколько слов.
С.Лавров: 15 июня мы подписали эти два соглашения, что реализует Ваши договоренности с Президентом Жаком Шираком и Премьер-министром Сильвио Берлускони. Они действуют с момента подписания, хотя и подлежат ратификации. Но они уже действуют и предусматривают существенное облегчение поездок для таких категорий граждан, как деловые круги, участники научных, культурных, образовательных, спортивных обменов: до пяти лет – многократные визы, такого не было никогда. Разовые поездки также облегчаются: время получения сокращается значительно, причем приглашения можно предъявлять от принимающей стороны, а не от органов внутренних дел соответствующего государства – университет, культурный центр – пожалуйста, спортсмены могут ездить по приглашению организаторов спортивных турниров. И на взаимной основе предусматривается возможность бесплатной выдачи виз.
В.Путин: Спасибо.
Рашид Гумарович, Вы были в Совете министров внутренних дел стран СНГ, пару слов скажите.
Р.Нургалиев: С 14 по 16 июня в Кишиневе состоялся Совет министров внутренних дел государств-участников стран СНГ. Были рассмотрены вопросы по организации борьбы с преступностью в странах СНГ, о ходе выполнения трех программ: антикриминальной, антитеррористической и антинаркотической; развитие дальнейшего межведомственного сотрудничества в условиях новых вызовов и угроз; в области противодействия, прежде всего, незаконной миграции, торговли людьми, а также повышения эффективности информационного обмена. По результатам встречи были приняты совместные решения и обращения к Совету глав государств стран СНГ. Основным вопросом, который мы в итоговом документе обсудили, было решение – признать совершенствование договорно-правовых основ, которые уже существуют, и их дальнейшее совершенствование, а также выработку организационных механизмов по сотрудничеству именно в сфере, связанной с организованной преступностью, проблемами нелегальной миграции, в вопросах, связанных с антинаркотической тематикой и торговлей людьми. Было принято решение о создании программы в рамках СНГ по противодействию нелегальной миграции на 2005 – 2007 годы.