В.Путин: Добрый день, добрый день всем присутствующим в зале. Я так понимаю, что нас дети слышат, – и с ними хочу поздороваться. Мы встречались в последний раз в рабочей обстановке. Это было уже месяца три назад, наверное?
Разработчики: Да.
В.Путин: И очень приятно, что сегодня мы имеем возможность подвести большой этап в вашей — прежде всего в вашей — работе. Года полтора примерно тому назад был открыт основной президентский сайт, взрослый, так скажем, а вот сейчас мы подошли к открытию детского сайта в Интернете. Я думаю, что это очень полезное дело, во всяком случае, надеюсь на это. Посмотрим, как основная наша с вами аудитория на это отреагирует. И представляется, что даже сегодня мы сможем первую реакцию получить. Но мне почему‑то кажется, что эта работа будет очень полезной, и очень бы хотелось, чтобы она была интересной для детской аудитории. Это вот все, что мне хотелось сказать в начале.
Может быть, вот так, по кругу, пойдем — или как вам удобнее. Я бы тоже попросил вас высказаться, обменяться впечатлениями о ходе работы и подвести как бы итоги этой совместной нашей деятельности.
Г.Остер: Что говорить, конечно, они будут решать, удалась нам работа или не удалась. Но большая она была, большая, сложная. Что‑то получилось, что‑то, наверное, не получилось — я думаю, что получится в дальнейшем: он будет расти как снежный ком, я надеюсь, этот сайт. По крайней мере, мне разработчики обещали, что все, над чем мы с Вами сидели, обсуждали, и что еще пока сюда не вошло, оно сюда обязательно войдет. А вот будем ждать реакцию.
А.Монастырюк: На мой взгляд, это большой успех — то, что сайт выходит в свет, пусть даже сначала были небольшие разногласия по такому нравственному, мировоззренческому характеру между командой разработчиков и одним из авторов, Григорием Остером: мы просто считали, что главный сайт страны – не место для вредных советов. И спасибо Вам, Владимир Владимирович, что нашли такую возможность найти компромисс. И Григорий написал полезные советы.
Г.Остер: Я не понял, о чем идет речь. Мы не предлагали вредные советы в сайт вставлять, такого и не было.
А.Монастырюк: Я хочу сказать, что есть еще исторические разделы, из которых как из зерна вырос сайт. Для разработки исторических разделов привлекалось большое количество специалистов, историков, лингвистов, медиков, был разработан специальный шрифт, удобный для просмотра этого сайта. Есть интересные персонажи. В общем, хочется всех поздравить, сказать всем большое спасибо, Вам прежде всего, всех поздравить с запуском этого сайта. И будем надеяться, что он будет продолжаться, будет в дальнейшем развиваться на основе традиционной отечественной символики, государственной символики России.
В.Путин: Спасибо. У кого есть еще?
Р.Трофименко: Я бы сказал, что нам, Владимир Владимирович, хотелось бы считать Вас своим коллегой в работе над сайтом и соавтором не только потому, что Вы отвечали на многочисленные вопросы в анкетах. Нам кажется, что Вы серьезно исправили ряд ключевых разделов в сайт. Сайт от этого только выиграл, как нам кажется, работа стала более взвешенной. В частности, на одной из наших встреч много говорилось о том, что есть права детей, права граждан, и ничего не говорилось об обязанностях. И если об этом зашла речь — нам кажется, что это очень важно, что это появилось на сайте, но не менее важно, чем то количество графики, анимации, которое присутствует на сайте, и веселые запоминающиеся персонажи. Нам очень приятно, что Вы внесли такую правку.
Спасибо Вам большое.
В.Путин: Спасибо. Надеюсь, что это был положительный вклад. Пожалуйста, кто еще?
А.Давыдов: Со своей точки зрения хочу сказать, что программа на сайте сделана на самом высоком уровне. Поскольку я отвечаю за эту область, то мы попытались сайт богато наполнить анимацией для того, чтобы детям было интересно; я думаю, они по достоинству это оценят. Но мне бы, наверное, хотелось, чтобы знакомство школьников с Интернетом начиналось именно с этого сайта, потому что здесь действительно есть что посмотреть. Это интересно, красиво. Сайт действительно того стоит, мое мнение такое.
В.Путин: Спасибо.
И.Тырданов: Мне тоже кажется, что наш проект, он получился, что его можно назвать удачным и что большинству ребят, школьникам он понравится. И хочу отметить благодаря чему мы получили такой результат. С самого начала мы придерживались двух стратегических направлений. Во‑первых, мы придерживались традиционных нравственных ценностей, таких простых понятий, как любовь к родине, уважение к близкому и так далее. И, во‑вторых, использовали передовые, последние достижения в области мультимедийных технологий. Благодаря вот этому синтезу мы получили такой довольно интересный сайт — в Интернете в принципе ничего подобного не существует на сегодняшний день.
В.Путин: Давайте спросим у ребят. У нас есть возможность поговорить, наверное, с ними напрямую. Послушаем их оценки. Это будут первые оценки первых пользователей этого сайта. Ребята, вы нас слышите, в Ярославле?
Дети: Да.
В.Путин: Здравствуйте, еще раз.
Дети: Здравствуйте.
В.Путин: У вас была возможность познакомиться с этим сайтом. Я так понимаю, что вы уже немножко побродили по сайту.
Дети: Да.
В.Путин: Какие впечатления у вас? Что вам понравилось, что не понравилось? Что понравилось больше, что меньше, почему? И какие есть у вас вопросы к тем, кто этот сайт создавал? Они здесь вместе со мной в Кремле.
Дети: Сайт — интересный, красочный, для детей.
Дети: Сама технология сайта понравилась.
В.Путин: А какие разделы понравились больше всего?
Дети: (неразборчиво, сразу несколько человек).
В.Путин: А можно, чтобы кто‑нибудь ответил один?
Дети: «Загадки Кремля».
В.Путин: А, «Загадки Кремля», понятно.
Дети: «Река времени» еще интересная была.
В.Путин: Вы уже поиграли?
Дети: Да.
Дети: Далеко еще не уплыли, похоже.
В.Путин: Какие вопросы есть у вас к нам, ребята?
Вопрос: Владимир Владимирович, нам очень приятно с Вами разговаривать. А Ваши родные видели этот сайт?
В.Путин: Думаю, что пока нет.
Вопрос: Владимир Владимирович, здравствуйте. Меня зовут Настя. Можно Вам задать не по сайту вопрос, а просто вопрос как бы личный.
В.Путин: Давайте.
Вопрос: Кем Вы хотели стать, когда Вы были маленьким?
В.Путин: Это менялось в зависимости от моего возраста. Я и летчиком хотел быть, и моряком, много было всяких желаний, и все это менялось в зависимости от того, как складывалась моя жизнь, и с чем я знакомился.
Кстати говоря, в связи с этим хотел бы сказать, что компьютер — это, конечно, очень удобное, современное средство массовой информации, и им, конечно, нужно уметь пользоваться и обязательно нужно им пользоваться. Но все‑таки ни один компьютер не заменит хорошую книгу, не заменит общения с интересным человеком, со сверстником и с более старшими по возрасту людьми. Поэтому я очень бы хотел, чтобы это было для вас — компьютер и вот этот сайт, которым вы сейчас пользуетесь, чтобы это было все‑таки средством, прежде всего, средством для того, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, заводить друзей, помогать им и быть полноценными гражданами нашей страны.
Вопрос: Владимир Владимирович, мне очень приятно Вас видеть. Я хочу Вам задать вопрос не по сайту, а просто по личной жизни. Вы со скольких лет начали заниматься спортом?
В.Путин: Наверное, лет с двенадцати начал заниматься систематически — сначала боксом, потом борьбой.
Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, если по анкете, где можно сравнить Ваше мнение, некоторые точки зрения не совпали с Вашими. Как это можно понять?
В.Путин: Нормально надо воспринимать. Не может быть полного единства мнений по всем вопросам; у каждого человека есть свое собственное мнение.
Г.Остер: В сайте это сказано.
В.Путин: Да, в сайте, кстати говоря, вот мне коллега Остер подсказывает слева от меня, в сайте это сказано. И это абсолютно нормально, естественно. И больше того, так и должно быть, только так и должно быть. И в результате обсуждения разных точек зрения можно найти наиболее оптимальные решения по любому вопросу.
А вот что вам больше всего понравилось из того, что вы успели посмотреть в этом сайте?
Дети: «Загадки Кремля».
Дети: И «Кремлевский зодчий».
В.Путин: Да, это информационно хорошо наполненный раздел. Мне самому было интересно посмотреть это, когда коллеги подготовили его.
Р.Трофименко: Ребятам, наверное, было интересно. Дело в том, что в Ярославле есть своя Красная площадь, свой кремль… Может быть, поэтому они как бы все полезли на «Кремль» и на «Красную площадь» посмотреть, потому что имеют свою Красную площадь.
В.Путин: Есть с чем сравнить.
Г.Остер: Давайте спросим у ребят, заглядывали ли они в главные разделы: «Вопросы про Президента», «Президентский урок»?
Дети: Да, заглядывали.
Г.Остер: Ну и как, узнали вы, есть ли у Президента любимчики?
Дети: Да, смотрели.
Г.Остер: Выяснили, кто платит Президенту зарплату?
Дети: Да.
Г.Остер: А теперь знаете, есть ли у Президента чаша терпения?
Дети: Есть.
Г.Остер: Я надеюсь, что этот сайт будет вам каждый день приносить сюрпризы, и вам еще много-много интересного предстоит там увидеть.
Вопрос: Владимир Владимирович!
В.Путин: Да-да, пожалуйста.
Вопрос: Здравствуйте.
В.Путин: Здравствуйте.
Вопрос: Вот на вопросы анкеты Вы на самом деле сами отвечали?
В.Путин: Да, конечно. Конечно.
Вопрос: Да?
В.Путин: Я отвечал, конечно, сам. И больше того, мы вот с присутствующими здесь коллегами, которые в течение года готовили его, я считаю, что подошли к этому очень серьезно, творчески, и в спорах многие вещи рождались — я принимал тоже участие в этом. И мне очень приятно, я хочу их поблагодарить сегодня здесь за то, что они учли и мое мнение по некоторым вопросам.
Что касается тех проблем и вопросов, которые были обращены непосредственно ко мне, то, конечно, я на них отвечал сам.
Вопрос: Владимир Владимирович, добрый день, еще раз.
В.Путин: Пожалуйста, погромче говори.
Вопрос: Владимир Владимирович, добрый день. Мне бы хотелось еще узнать, почему нет такого на сайте раздела, как Ваши школьные годы. Мне бы очень было бы интересно посмотреть Вашу успеваемость и вообще…
Дети: Мы готовы отсканировать Ваш дневник.
В.Путин: Да, Вы знаете, я думаю, что это не большая тайна, собственно говоря, тайны вообще никакой нет, ее уже давно вскрыли: нашли уже и мои дневники, и они уже опубликованы были в разных местах. Не появились на сайте, поскольку мы не считали, что это первостепенной важности информация.
Нам бы хотелось в начале все‑таки, в начале пути этого сайта, наполнить его содержанием по основным вопросам жизнедеятельности нашего государства, по основным проблемам, связанным с устройством нашего государства, причем сделать это доходчивым языком для людей вашего возраста. И сделать это такими средствами, которые привлекали бы ваше внимание. Вот если нам это удалось, то мы будем очень рады. И хотелось бы услышать ваши оценки. Как вы считаете, удалось это, вызывает интерес то, что вы видите в разделах, по самим названиям разделов, вызывает ли интерес и повышается ли этот интерес в зависимости от исполнения? Как вы оцениваете исполнение вот этих разделов, анимационное исполнение, технологическое исполнение?
Дети: Хорошо.
В.Путин: Спасибо. Это значит, что можно еще сделать и лучше, можно работать дальше. Мы, думаю, поступим правильно, если подумаем над тем, чтобы привлекать все больше и больше специалистов, которые поработают над этим сайтом, – ученых, историков, представителей и других отраслей знания. Может быть, сделать что‑то типа совета вот этого детского президентского сайта, имея в виду учет и мнение аудитории, той аудитории, которая должна пользоваться этой информацией.
Дети: Создадим детский президентский совет.
В.Путин: Правильно.
Вопрос: Владимир Владимирович, а почему в Вашем фотоальбоме нет фотографий того времени, когда Вы служили в разведке?
В.Путин: Что-что еще раз?
Вопрос: Владимир Владимирович, а почему в Вашем фотоальбоме нет фотографий того времени, когда Вы служили в разведке?
В.Путин: Наверное, в этот период времени меня очень редко фотографировали.
Дети: Очень хорошо работал…
В.Путин: Но, тем не менее, с периода времени, когда я работал в органах безопасности, такие фотографии есть, и они тоже были опубликованы, можно разместить их на сайте.
Повторяю, я вообще, честно говоря, не думаю, что все, что связано с моей личностью, должно занимать первое место на этом сайте. Все‑таки первое место должна занимать информация, связанная с устройством нашего государства, с правами и обязанностями наших граждан, с вашими правами и обязанностями. Цель сайта — помочь молодым гражданам нашей страны разобраться в государственном устройстве России и помочь ориентироваться в жизни, помочь сделать правильный выбор в будущем, и в профессии, и в своем позиционировании, что ли, в обществе. Вот, собственно говоря, основная цель, а не пропаганда личности самого Президента.
Р.Трофименко: Господин Президент, у нас там есть исторические разделы, в которых власть подается как очень ответственный и важный орган управления. И ребенок как бы с властью проходит те решения, встает перед теми проблемами, которые стояли перед государством. И детям объясняется, что власть решает важные проблемы, и ребенок пытается вместе с властью решить эти проблемы.
В.Путин: Погружаются, они как будто становятся включенными в этот процесс.
Р.Трофименко: Да. То есть ребенок как бы ставится на место правителя I века русской истории и принимает решение. То есть мы доносим, что власть, она действительно несет большую ответственность перед народом за судьбу государства. И, действительно, наверное, детей это может многому научить и объяснить устройство государства.
Г.Остер: И, несомненно, научит детей относиться к власти с уважением. Но в сайте, особенно в «Президентском уроке», еще и есть разделы о том, как бороться с любовью к власти. Это тоже очень серьезный вопрос.
А.Монастырюк: Нам понравилась идея, я так думаю, про создание совета, который сейчас Вы назвали. Я думаю, что действительно это случится, и будет совет из профессионалов, историков, лингвистов, и будет тогда лучше работать сайт.
В.Путин: Давайте спросим у аудитории, которая находится сейчас в Ярославле. Чего бы вы хотели увидеть на этом сайте дополнительно, кроме того, что там уже есть?
Ответ: Я как бы хотела увидеть продолжение «Реки времен» и продолжения до наших времен, чтобы было не до определенного времени, а было уже до современной истории.
В.Путин: У меня есть предложение. Вы, пожалуйста, сформулируйте свои мысли по этому поводу, сформулируйте свои идеи. И мы решим, каким образом они могут быть доведены до тех людей, которые занимаются этим сайтом, формируют этот сайт, формируют информацию. Эти идеи, безусловно, будут востребованы, и они будут учитываться нами, в том числе и в рамках того совета детского президентского сайта, о котором я только что сказал выше. Будут учитываться нами в будущем в работе над этим сайтом. Таким образом, вы можете стать непосредственными участниками этой совместной работы.
Вопрос: А можем мы увидеть продолжение «Реки времени»? Когда мы можем увидеть?
В.Путин: Я верен, что мы эту работу продолжим. Она будет продолжаться. И в ближайшее время вы сможете этим воспользоваться. Поблагодарим, наверное, нашу аудиторию в Ярославле. Ребята, спасибо вам большое за участие.
Г.Остер: Формулируйте ваши мысли, ваши предложения. Мы постараемся их учесть.
А.Монастырюк: И обязательно реализовать.
В.Путин: Учтем и реализуем. И надеюсь, что вы будете активными участниками, активными пользователями этого сайта.
Спасибо вам большое. Всего доброго. До свидания.
Г.Остер: Будем ждать теперь реакции, Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо. Я действительно готов к продолжению совместной работы. Мне кажется, что было это интересно и, во всяком случае, очень полезно. Так что при очередном этапе, когда возникнет необходимость моего прямого участия, пожалуйста, я в вашем распоряжении. Будем встречаться и работать.
Разработчики: Будем очень рады.
В.Путин: Спасибо вам большое. Благодарю вас.
Всего хорошего, ребята. До свидания.
Дети: До свидания.