В.Путин:
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы можем подвести некоторые промежуточные итоги нашей работы. Президиум Госсовета сегодня в этом составе собирается в последний раз. Хочу поблагодарить вас за ту работу, которая была вами проделана. На мой взгляд, Президиум Госсовета задал очень хорошую планку Госсовету в целом. Я убежден, и думаю, что вы это чувствуете, Госсовет в значительной степени становится стимулятором работы и для Правительства, и для других органов государственной власти и управления, инициирует многие вопросы, обсуждает их и готовит к рассмотрению на самом высоком уровне.
Сегодня мы планировали рассмотреть два больших вопроса: местное самоуправление и разграничение предметов ведения. Сотрудники аппарата Администрации Президента уже обменивались с некоторыми членами Президиума Госсовета мнениями по этому поводу. И мы пришли к выводу, что сегодня сосредоточим внимание, в основном, на местном самоуправлении и в завершение скажем несколько слов о подготовке к завтрашнему Госсовету, на котором мы будем обсуждать проблему земли.
Только что я вернулся из поездки по Сибири. Один из членов Президиума Госсовета был хозяином там, принимал меня. Хочу поблагодарить Вас еще раз за хорошую организацию работы. Там мы обсуждали вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Ясно, что эта тема чрезвычайно близко связана с проблемой местного самоуправления. По сути, две неразрывные части одного и того же вопроса — это само коммунальное хозяйство и организация местной власти.
Эта тема затрагивает практически каждого гражданина. Местное самоуправление — самая близкая к человеку власть. Вообще, это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние. Власть, которая решает большинство повседневных проблем простого гражданина — от культурно-бытовых вопросов до благоустройства улиц. И от того, насколько эффективно работает конкретная управа, поселковая или районная администрация судят о дееспособности всего государства в целом. Бывают ситуации, когда от работы отдельного «управдома» зависит больше, чем от администратора высокого уровня, во всяком случае, для рядового гражданина.
Тот системный кризис жилищно-коммунального комплекса, о котором мы так много говорим в последнее время, ярко продемонстрировал, в том числе, и внутренние противоречия самой системы местного самоуправления. Прежде всего, очевиден дисбаланс между функциями местного самоуправления и объемом его ресурсов — административных, правовых, финансовых. Мы в разных вариациях эту тему неоднократно с вами обсуждали.
Провозгласив фактически лозунг о приоритетном развитии местного самоуправления несколько лет назад, мы практически ничего не сделали, либо сделали очень мало, для его реального воплощения в жизнь. Считаю, что ситуация должна быть радикально изменена к лучшему, и в самые короткие сроки. Серьезных препятствий к этому, кроме обычной чиновничьей нерасторопности, здесь не вижу. На мой взгляд, прежде всего, необходимо сделать следующее. Я перечислю некоторые вещи, которые мне представляются базовыми и предлагаю их сегодня обсудить.
Первое. В серьезном укреплении нуждается финансово-экономическая база местного самоуправления. Сегодня оно, по сути, влачит полунищенское существование, находясь в положении вечного «бедного родственника». Очевидно, что без стабильной и достаточной финансовой базы муниципалитеты не смогут работать.
Необходимо разработать современный механизм воспроизводства ресурсной базы местного самоуправления, скорректировать принципы налоговой политики и построения межбюджетных отношений.
Думаю, мы должны обменяться мнениями по вопросу о возможном перераспределении налоговых поступлений в пользу бюджетов местного самоуправления. И вполне можно было бы отнести к таким источникам налог на имущество, на землю, на недвижимость, а также налог с продаж. Мы знаем, что в Конституционном Суде сейчас рассматривается проблема налога с продаж. Какое бы решение ни было принято, будет найден другой источник. Нужно будет подумать, чтобы этот источник был ближе к решению проблем местного самоуправления
Возможно также установить долю некоторых, я хочу это подчеркнуть особенно, некоторых федеральных налогов, напрямую поступающих в казну местного самоуправления. Все это расширит возможности местного самоуправления и потребует, конечно, большей ответственности.
Необходимо создать прозрачную и эффективную систему контроля за деятельностью рабочих органов местного самоуправления. В том числе, за счет усиления полномочий его представительных органов.
Второе. Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления. Нужно провести инвентаризацию всего законодательства, регулирующего отношения в сфере местного самоуправления.
Мы много говорили о законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». Однако надежды на то, что регионы своими законодательными актами разовьют и уточнят порядок деятельности местной власти, к сожалению, на практике не оправдались. И только в очень редких случаях мы имеем обратные примеры. Как правило, субъекты Федерации в основном пытались ограничить самостоятельность муниципалитетов и, в свою очередь, натолкнулись на их сопротивление. Началась непродуктивная борьба за обладание ресурсами и полномочиями. А в результате — проигрывают, прежде всего, простые граждане.
Задача федерального центра — ликвидировать саму основу для таких конфликтов, конкретизировать полномочия местной власти и ее функциональные задачи.
Третье. Необходимо серьезнейшим образом изменить отношение к выборам в органы местного самоуправления. Сейчас там нет ни должного контроля, ни подготовленного кадрового резерва. По‑моему, на одной из наших встреч Ю.М.Лужков рассказывал нам как кадры местного самоуправления готовятся и какие кадры появляются. Нам нужно вернуть престиж местного самоуправления, этого муниципального уровня власти. Только тогда туда придут достойные люди, способные реально изменить жизнь к лучшему.
Я бы подумал и о дополнительных законодательных ограничениях для людей, которые осуждены приговорами суда, с которых не снята судимость. Там есть еще над чем подумать. Это законодательство требует дополнительного анализа и требует формулировки определенных предложений в этой сфере. Повторяю, чтобы преградить путь во власть отдельным криминальным элементам.
И последнее. Сегодня нам предстоит обсудить повестку дня завтрашнего заседания Государственного совета. Мы предлагаем в качестве основной темы выбрать проблему земельной реформы. Мне бы хотелось с вами обсудить вопрос, как вы предлагаете построить завтрашнюю дискуссию.