В.Путин:
Уважаемые коллеги!
Завтра на Госсовете мы рассматриваем Концепцию государственной политики в области развития малого предпринимательства. В разных аспектах и разных форматах мы достаточно часто возвращаемся к этой теме, однако по‑серьезному мы долго откладывали этот вопрос на потом. И в результате малый бизнес, который может и должен составлять основу жизнедеятельности государства, развивается стихийно и подчас не благодаря, а вопреки нашим усилиям в этой сфере.
Если бы этой стихийности сопутствовал успех и предпринимательский бум – нам и не надо было бы особо беспокоиться. Но известно, и это нас не может радовать, что с 1996 года в России не растет количество средних и малых предприятий.
Статистические данные не достоверны: у налоговиков – одни цифры, у регионов – другие, у служб занятости – третьи.
Этот вопрос своевременно был поднят президентом Кабардино-Балкарии Валерием Мухамедовичем Коковым во время нашей встречи в сентябре в Кисловодске. И уже через месяц решением Президиума Госсовета была создана рабочая группа под руководством губернатора Ленинградской области Валерия Павловича Сердюкова. Эта группа поработала, на мой взгляд, оперативно и продуктивно.
Для предстоящего завтра обсуждения предлагается Концепция государственной политики в сфере малого предпринимательства. Кроме того, есть и проект плана мероприятий по ее реализации.
Концепция учитывает большинство проблем, которые тормозят развитие предпринимательства. Сегодня здесь, на Президиуме, нам надо выбрать наиболее важные из них и именно им уделить главное внимание на завтрашнем заседании Госсовета.
У меня достаточно регулярно происходят встречи как с представителями крупного, так и малого и среднего бизнеса, и. Конечно, есть свое собственное представление о ситуации в этой сфере. На что бы хотелось обратить внимание:
Первое – на Госсовете необходимо достичь понимания, что в России по сути существуют разные «малые бизнесы». Для определенной, и немалой, части людей – это тот род деятельности, который приносит основной доход, помогает выжить. Такой бизнес «кормит, поит и одевает» примерно 13% граждан. И когда государство мешает им работать – оно разрушает сами социальные основы жизни этих людей.
Для других малый бизнес – достаточно устойчивый род деятельности. Такой бизнес занимает успешную нишу в строительстве, топливной промышленности, в сфере высоких технологий. Именно в этой среде рождаются инновации, которые существенно влияют на экономическое развитие страны.
Мы обязаны учитывать потребности и первой, и второй группы предпринимателей.
Следующее направление – создание понятной, прозрачной и предсказуемой среды для развития этого сектора экономики.
Наиболее беззащитными предприниматели оказываются перед местным нормотворчеством. Хотя и на федеральном уровне очень много проблем. На одной из моих встреч с представителями малого и среднего бизнеса один из них употребил такой термин как «невменяемый налог». Имелись в виду запредельные ставки налога на вмененный доход.
Поэтому и сегодня, и на Госсовете надо внимательно обсудить существующую правовую и налоговую базу. Понять, насколько она адекватна той практике ведения бизнеса, которая уже сложилась. И выработать четкие рекомендации, реализация которых помогла бы изменить ситуацию к лучшему.
Третье – проблемы так называемого «госпредпринимательства», или, как мы говорим иногда, статусная рента, по‑прежнему процветающая на всех уровнях власти: на муниципальном, на региональном и на федеральном. Постоянные поборы, которые не дают предпринимателям развиваться. И государственные, и муниципальные органы имеют при себе некие коммерческие структуры, которые требуют плату за любую справку. «Доят», как они говорят, но «не кормят». Все это – те самые административные барьеры, о ликвидации которых мы много говорим.
Сейчас мы делаем немало в сфере дебюрократизации экономики, но этого, как выясняется, недостаточно. Только что я смотрел подборку документов, которые принимаются в регионах. Именно на Госсовете мы должны проанализировать правовую базу, и если что‑то мешает, что‑то устарело – нужно ее обновлять.
Предпринимаются попытки привести в порядок всю бюрократическую процедуру. Но мы должны констатировать, что в целом по стране произвол чиновников продолжается. И ничего с этим не поделаешь. Это – естественное существование чиновничества. И если предоставлено право контролировать, лицензировать и разрешать – это будет делаться настойчиво и будут изыскиваться новые способы обойти законы прямого действия. И в этой связи, конечно, нужно искать возможности применения законов прямого действия.
Еще большая беда: когда власти сами не в состоянии дать какую‑либо экспертную оценку, провести анализ, привлекаются на коммерческой основе подконтрольные аффилированные государственным структурам коммерческие организации. Это уже попахивает рэкетом.
Четвертое – система кредитования малого бизнеса и возможности его доступа к основным фондам. В Концепции, которую группа под руководством губернатора Ленинградской области разработала, есть предложения, давайте их обсудим подробнее.
Я выделил наиболее острые проблемы. Их, конечно, значительно больше. Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча, и особенно завтрашняя, выльется в принятие конкретных решений, которые начнут менять ситуацию к лучшему. Я не склонен полагать, что мы сразу все изменим. Но если мы с вами возьмемся за эту работу, то постепенно ситуацию исправим. Абсолютно в этом не сомневаюсь. Но сделаем мы это только в одном случае. Если весь губернаторский корпус серьезно отнесется к данной проблеме. Тем более что все наши коллеги понимают, насколько эта сфера экономики важна.
И чем быстрее мы перейдем к реальным делам, чем быстрее мы получим отдачу, тем яснее будет для нас одно обстоятельство – без развития этого сектора экономики нам вряд ли удастся уйти от такой чрезмерной зависимости от энергетического сектора, как цены на нефть и газ.
Если база нашего среднего предпринимательства будет такой мощной, как в некоторых странах с развитой рыночной экономикой, то никакие цены на нефть нам будут не страшны.
Самое главное – бюджет страны будет пополняться вне зависимости от колебаний внешнеэкономического характера, а, значит, мы сможем решать социальные проблемы населения.
На этом хотел бы закончить и передать слово В.П.Сердюкову.