Вопрос (Первый канал национального белорусского телевидения): Вы только что подписали соглашение о создании Единого экономического пространства в рамках четырех государств. Но этот документ носит рамочный характер. Там предусмотрена разноуровневая, разноскоростная интеграция. Украина, например, собиралась подписать документ с оговорками. Не обмануло ли это Ваших ожиданий? Не повторит ли этот документ судьбу многих договоренностей, уже достигнутых в рамках СНГ, но так и нереализованных?
В.Путин: Над этим документом эксперты работали в течение нескольких месяцев. Инициатором Единого экономического пространства был Казахстан. Вообще, должен сказать, Казахстан проявляет устойчивое стремление к решению насущных проблем наших экономик на путях интеграции, за что мы должны быть Казахстану благодарны. Я не думаю, что документ носит общий характер. Они действительно в значительной степени рамочные документы, но это все‑таки хорошая база для решения экономических проблем сообща. Я посмотрел комментарии политических деятелей, экономистов, дипломатов. К сожалению, практически отсутствуют профессиональные комментарии по этим вопросам. Создается впечатление, что люди, которые выступают на эту тему, либо не читали документов вообще, либо читали через строчку. Зачастую высказываются те комментаторы, которые делают это по конъюнктурным политическим соображениям, не сообразуясь с национальными интересами своих государств. Глубоко убежден, что это нужные документы, что они выверенные и соответствуют уровню сегодняшней интеграции.
Почему мы на это пошли? Потому что те границы, которые были изначально заданы в рамках СНГ, полностью не учитывали разные возможности наших стран при интеграционных процессах.
На что нацелены те документы, которые мы сегодня подписали? Отмечу, что это документы, лежащие исключительно в плоскости экономического взаимодействия. Они направлены на то, чтобы снизить инфраструктурную нагрузку при производстве, транспортировке и реализации товаров промышленности и сельского хозяйства. В конечном итоге это должно привести к повышению конкурентоспособности наших товаров на мировом рынке. Эти документы направлены на то, чтобы облегчить товаропроизводителям, участникам рынка взаимодействие друг с другом на пространстве четырех стран. При этом мы учитывали и экономические, и политические особенности каждой из договаривающихся сторон. В том числе и Украины. В самих документах заложены эти особенности. Мы пошли на этот разноуровневый характер интеграции, имея в виду, что принципы остаются общими. Российская сторона удовлетворена как качеством подготовленных документов, так и тем, что сегодня состоялось их подписание. Что касается оговорки, то мы обсуждали это перед подписанием, Президент Украины нас об этом проинформировал. По сути, это не выхолащивает содержания ни в чем. Речь идет о том, что подписанные документы не должны противоречить Конституции Украины. Уверяю вас, они не противоречат и Конституции Российской Федерации. А о том, противоречат ли они Конституциям Белоруссии и Казахстана, президенты этих государств скажут сами. Думаю, вряд ли там есть какие‑либо противоречия.
А.Лукашенко: По поводу нашего Соглашения и вопроса. Не повторим ли мы судьбу СНГ.
Я сегодня боюсь накликать еще раз укоры и упреки своих коллег, но напомню одну вещь.
Когда мы первый раз вели переговоры о глубокой интеграции, интеграции высокого уровня, реальной экономической интеграции, то Владимир Владимирович Путин пригласил нас, президентов Беларуси, Казахстана, Украины, к себе домой. И первый документ, первые строчки были написаны им лично в нашем присутствии в его загородной резиденции. Владимир Владимирович тогда сказал: «Слушайте, мужики, давайте хоть что‑нибудь реальное сделаем», с чем мы согласились и договорились принять решение по реальной интеграции. Это было конкретное предложение Владимира Владимировича Путина, на которое Нурсултан Абишевич [Назарбаев] и я заметили, что если мы только реализуем наш замысел (а тогда мы определились по замыслу), это будет реальное экономическое пространство, мы создадим межгосударственный, наднациональный, координирующий орган, который по принципу Евросоюза будет определять основные правила деятельности четырех государств. Нурсултан Абишевич тогда сказал, и я его поддержал, что если все нормально пройдет, как мы договорились, то можно и ЕврАзЭС распускать. Потому что наша инициатива в рамках четырех стран будет означать такое решение, которого мы не смогли до сих пор достичь в рамках СНГ.
Вот такой был замысел. И я тогда сказал, что Беларусь в принципе может подписывать любой документ, поскольку мы значительно дальше продвинулись в сотрудничестве России и Беларуси. Это 90–95 процентов решения экономических проблем Республики Беларусь.
Конечно, хотелось бы, чтобы мы более открыто работали с Украиной, потому что это наша ближайшая соседка, страна с огромным потенциалом.
И белорусская сторона пошла на разработку этого документа. Но мы всегда помнили о том, что мы не должны создать мини-СНГ, не должны повторить судьбу СНГ. И мы будем поддерживать этот документ и стремиться к выработке реального радикального документа.
Что произошло? В результате работы над документом по просьбе украинской стороны мы определили разноуровневую и разноскоростную интеграцию. То есть мы уже отошли от первоначальных договоренностей. Нам надо было не разные уровни и разные скорости включать, а идти с одной скоростью и решать давно назревшие проблемы. Тем более сейчас идет речь об оговорке Украины. Это право Украины.
Я знаю позицию Леонида Даниловича [Кучмы]. Да, политическое давление на Президента Украины, наверное, велико, мы это видели вчера по телевидению. Но ведь 75 процентов, даже выше, украинцев, как нас проинформировал Президент Украины, сегодня однозначно выступают за эту экономическую интеграцию.
Поэтому, мне кажется, что перспектива полномасштабного присоединения к этому Договору Украины налицо, и мы можем получить хороший эффект.
Поэтому во имя этого будущего Беларусь подписывает Соглашение о формировании Единого экономического пространства, но пока с большими сомнениями в отношении результатов реализации того замысла, который был намечен еще в Москве.
Беларусь будет реально делать шаги только после реализации всеми государствами всех положений Соглашения и Концепции. Россия, Украина, Казахстан делают реальные шаги вперед, и мы будем идти в ногу. Если пойдут опять оговорки и разные скорости, разные уровни, Беларусь не будет этим заниматься, потому что это большие затраты и большая перспектива опять же повторить судьбу СНГ.
Вот что я хотел сказать в связи с этим по позиции Беларуси.
Вопрос (газета «Сакертвелос республика», Грузия): Стало известно, что Совет принял заявление по абхазской проблеме. Прокомментируйте, пожалуйста.
В.Путин: На постсоветском пространстве одна из наиболее острых проблем – Абхазия. Мы все хотим, чтобы эта и другие подобного рода проблемы были урегулированы справедливым образом на основе международного права и тех реалий, в которых мы живем. Чтобы они были урегулированы справедливым образом во благо всех народов, которые проживают на территории конфликтных регионов. Россия, как и другие страны СНГ, поддержала инициативу Президента Грузии о принятии этого документа, который напоминает нам и о самой проблеме, и о принципах урегулирования.
Вопрос («Интерфакс», Россия): Как Вы считаете, чего на саммите было больше: экономики или политики? Здесь говорилось, что думают о создании ЕЭП политики, как это комментируется. А что по этому поводу думает население четырех государств?
В.Путин: Мне кажется, что экономики было больше в конечном итоге. Хотя мы много времени уделили и вопросам политического взаимодействия. Для России в этом контексте важно, что наши коллеги согласились направить наблюдателей на выборы в Госдуму Российской Федерации и на выборы Президента Чеченской Республики. Мы обсуждали вопросы абхазского урегулирования. Приняли соответствующий документ. Я считаю, что очень интересное сообщение сделал заместитель Генсека ООН по борьбе с наркотиками. Это – впервые на заседании Совета глав СНГ благодаря Президенту Украины, который сейчас является Председателем Совета. Мы все время сотрудничали с ООН, но в таком прямом диалоге – это первый и очень полезный опыт. Для меня было очень интересно узнать, что сам руководитель управления выезжал на место в Афганистан, встречался с командирами, а в деревнях встречался и с теми, кто выращивает опийный мак. Надо сказать, что профессионально и мужественно себя ведут сотрудники ООН, и мы заинтересованы в расширении этих контактов. Для наших стран это важно.
Что касается зоны свободной торговли, то думаю, что она возможна даже при вступлении некоторых стран в ВТО. Но наша позиция известна: зона свободной торговли возможна как раз с учетом интересов договаривающихся сторон, а это может быть достигнуто в результате соответствующих оговорок и изъятий из режима свободной торговли.
Что касается поддержки населением принятых решений по созданию ЕЭП, то у нас в России – подавляющее большинство, более 90 процентов, на Украине – 70 процентов, в Белоруссии – 90 процентов, в Казахстане, я думаю, цифра такая же. Поэтому мы не только убеждены профессионально в том, что это правильный шаг, но, что особенно важно, мы выполняем волю народов наших государств.
Вопрос («Студия 1+1», Украина): Поводы для политических обсуждений, которые заканчиваются скандалами в парламенте Украины, давал пункт о создании наднационального органа. Многие говорили, что это может привести через экономику к утере определенных государственных полномочий Украины и даже восстановить в результате СССР. Что Вы думаете по этому поводу? Какая у Вас уверенность, что выполнится пункт о создании зоны свободной торговли, в том числе с другими странами СНГ?
В.Путин: Я не думаю, что создание регулирующего органа может привести к возрождению Советского Союза. Это полная чушь и несуразица, «сапоги всмятку». Люди даже не понимают, о чем они говорят. Так и хочется спросить: «Сам‑то понял, что сказал?». Уверен, что не понимают. Советский Союз очень сложная страница в истории наших народов. Она была и героической, и созидательной, и трагической. Но она перевернута. Все. Поезд ушел. Мы должны думать о дне сегодняшнем и о будущем наших народов. Если мы будем подходить ответственно к этому, то мы будем собирать весь позитив, который нам достался от предыдущих поколений. Они многое сделали, чтобы мы могли жить сегодня и растить своих детей завтра. Нельзя все сбрасывать метлой на помойку. Многое сделано предшествующими поколениями. Надо только бережно и профессионально к этому относиться. И все наши действия по ЕЭП нацелены на решение именно этой задачи – обеспечения эффективного развития экономик наших государств прежде всего. Мы не говорим о создании наднациональных органов, в соответствии с позицией Украины. Мы перешли на другую терминологию – регулирующие органы. Мы сегодня все говорим и в Украине, и в России, и в других странах СНГ о евроинтеграции и о евроориентации. А почему? Потому что там экономика развивается прилично, и люди живут хорошо. И нам так хочется. Но там люди принимают ответственные решения, не занимаются политиканством. Они‑то там как раз и приняли решение создать наднациональные органы регулирования, подписали Римский договор и начали работать, отбросив амбиции. А у нас и сейчас есть желающие поспекулировать на эту тему. Надо реально и прагматически смотреть на то, что происходит в мире и в наших странах, и двигаться вперед. У нас есть для этого все. И мы полны решимости это делать.