В 2002 году Главное управление осуществляло контроль за исполнением 497 поручений, содержащихся в 107 указах и 113 распоряжениях Президента Российской Федерации. Кроме того, на контроле находилось также исполнение 1074 прямых поручения Главы государства.
По своему содержанию они были направлены на решение вопросов финансово-экономической и социальной политики (39%), обороноспособности, национальной безопасности и внешней политики (29%), государственного строительства и взаимодействия различных ветвей власти (20%), образования, науки и культуры (8%), охраны общественного порядка (4%).
Главным управлением осуществляется постоянный контроль за деятельностью органов исполнительной власти по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В соответствии с планами работ в 2002 году проведено 27 проверок по различным вопросам государственного строительства и социально-экономического развития страны. По этим проблемам проведено также 10 внеплановых проверок.
Вопросы государственного строительства и укрепления правопорядка
Проверена эффективность деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности государства.
Результаты проверки показали, что, несмотря на возрастающий уровень криминализации экономики, правоохранительными органами еще не принято должных мер по предупреждению, пресечению и раскрытию экономических преступлений.
Материалы проверки доложены Руководителю Администрации Президента Российской Федерации и по его решению направлены руководителям правоохранительных органов для рассмотрения и принятия соответствующих решений.
Проверка выполнения Минюстом России уголовно-исполнительного законодательства показала, что после передачи в 1998 году уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) из МВД России в ведение Минюста России проведена значительная работа по ее реформированию и гуманизации порядка и условий исполнения наказаний.
Тем не менее, в работе органов и учреждений УИС по соблюдению действующего законодательства и решению возложенных на них задач имеются существенные недостатки.
Не выполняется полностью положение Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) о создании условий, обеспечивающих привлечение осужденных лиц к труду, а также получение ими начального профессионального и общего образования. В УИС не обеспечивается работой более 100 тысяч осужденных, или каждый восьмой.
Не все делается для выполнения статей 108 и 112 Кодекса, касающихся организации получения осужденными к лишению свободы обязательного начального профессионального и основного общего образования. В 197 исправительных колониях (30% от их общего количества) отсутствуют учреждения начального, профессионального образования. Более 16 тысяч человек не имеют возможности получить основное общее образование.
Одной из самых острых проблем является медицинское обслуживание осужденных. В исправительных учреждениях находится 405 тысяч лиц, страдающих различными видами заболеваний, что составляет около 50% от их общего количества. По‑прежнему высоким остается уровень заболеваемости туберкулезом. В исправительных учреждениях содержится около 100 тысяч больных туберкулезом, из них более 15 тысяч — с лекарственно устойчивой формой. При этом ощущается острый недостаток медицинского персонала, необходимого медицинского оборудования и лечебных помещений, лекарств для лечения наиболее тяжелых форм туберкулеза.
Не улучшается положение с содержанием заключенных в следственных изоляторах. Обстановка в них значительно осложнена из‑за перенаполнения. По состоянию на 1 июля 2002 г. в них при норме 114 тысяч содержалось 173 тысяч человек. На 20% превышены нормы наполнения осужденными колоний особого режима. Для размещения осужденных женщин недостает 6,4 тысяч мест.
Проверкой выявлены также нарушения в деятельности по исполнению наказаний в виде исправительных работ уголовно-исполнительными инспекциями и по материально-техническому обеспечению учреждений и органов УИС.
Материалы проверки направлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия мер по устранению отмеченных недостатков.
Проведена проверка выполнения федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам проведения судебной реформы (содержание опубликовано ранее).
Совместно с аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации проведена проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти требований Федерального закона «О борьбе с терроризмом» (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка состояния исполнительской дисциплины в федеральных министерствах и ведомствах по выполнению указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, других нормативных и распорядительных актов (содержание опубликовано ранее).
Вопросы налоговой и бюджетной дисциплины
Проверена деятельность МНС России и его территориальных органов по выполнению налогового законодательства в части полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка деятельности Гохрана России по накоплению запасов и реализации из Госфонда России драгоценных камней и драгоценных металлов (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации и других нормативных актов по данному вопросу (содержание опубликовано ранее).
Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению эффективности использования земель, находящихся в хозяйственном обороте, и полноты поступления средств за земли в бюджеты всех уровней (содержание опубликовано ранее).
Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению инвестиционных программ и использованию оборудования и технологий, закупаемых за рубежом (содержание опубликовано ранее).
Проверена деятельность Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и ряда его территориальных управлений по обеспечению реализации Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и администрации г. Санкт-Петербурга по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 1998 г. № 1004 «О 300-летии основания г. Санкт-Петербурга» (содержание опубликовано ранее).
Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных интересов в сфере использования и охраны морских биологических ресурсов (содержание опубликовано ранее).
Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению положений законодательства об охране окружающей среды и по эффективному использованию финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели (содержание опубликовано ранее).
Внепланово проверена деятельность органов исполнительной власти Костромской области по эффективному использованию средств федерального бюджета и осуществлению социально-экономических реформ. О выявленных нарушениях и недостатках проинформирован Президент Российской Федерации, которым дано поручение Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Информация о результатах проверки направлена в Правительство Российской Федерации, которое поручило соответствующим министерствам и ведомствам принять меры по устранению недостатков.
По результатам проверки губернатору Костромской области В.А.Шершунову направлено предписание Главного управления, прокуратурой Костромской области по ряду нарушений возбуждены уголовные дела.
Во исполнение предписания администрацией области предприняты меры по стабилизации социально-экономического положения. За первое полугодие 2002 г. число убыточных предприятий сократилось на 5,4%. Более чем на четверть увеличился сбор налогов и других платежей в бюджетную систему. Значительно сокращена кредиторская задолженность предыдущих лет по пособиям гражданам, имеющим детей. За допущенные нарушения освобожден от занимаемой должности председатель региональной энергетической комиссии области А.Н.Горбунов. К дисциплинарной ответственности привлечены 9 работников администрации области, в том числе первый заместитель главы администрации Т.В.Гришина, заместители главы администрации О.А.Лебедев, Д.А.Старостин, начальники департаментов Г.Н.Юрзов, Е.В.Радионов, председатель комитета С.Н.Соколов.
Вопросы социально-экономического развития
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации осуществлялся контроль за мерами по ликвидации последствий паводка на территории Южного федерального округа, восстановлением пострадавших систем жизнеобеспечения, учреждений социально-культурной сферы и жилья граждан, решением их социальных вопросов (содержание опубликовано ранее).
Восстановительные и строительные работы, носящие долгосрочный характер, будут продолжены в 2003 году. Контроль за выполнением Комплекса мер по ликвидации наводнения продолжается.
Проверена работа органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и соответствующих организаций по устойчивому обеспечению потребителей топливно-энергетическими ресурсами в осенне-зимний период 2002 года (содержание опубликовано ранее). Президенту Российской Федерации доложено о положении дел в субъектах Российской Федерации с подготовкой ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2002–2003 годов. По докладам получено поручение: «Продолжить контроль».
Проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда дотационных субъектов Российской Федерации по эффективному использованию средств федерального бюджета и осуществлению социально-экономических реформ, проведенная в Кабардино-Балкарской Республике, Костромской, Курганской, Псковской, Тамбовской и Читинской областях, Коми-Пермяцком автономном округе (содержание опубликовано ранее).
Проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области указов и поручений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по обеспечению транзита грузов через прибрежные территории Финского залива показала, что работа органов исполнительной власти всех уровней по активному развитию и строительству портов в регионе ведется неудовлетворительно. По экспертным оценкам, от транспортировки грузов через соседние государства Россия ежегодно теряет до 1,5 миллиардов долларов США.
Не выполнены планы по строительству перегрузочного комплекса нефтепродуктов в бухте Батарейная. Крайне медленно ведется строительство транспортно-технологического комплекса для перевалки леса, навалочных грузов и контейнеров в Лужской губе. Затягивается решение вопроса о развитии стратегически важного для России морского порта г. Санкт-Петербурга.
Не решен вопрос о передаче в государственную собственность гидротехнических сооружений и причалов от акционерных обществ, созданных на базе судоремонтных заводов.
Материалы проверки направлены в Правительство Российской Федерации для принятия необходимых мер. О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации.
В июле 2002 г. проверено выполнение Минтрансом России поручений Президента Российской Федерации, данных по результатам встречи с руководителями авиационной отрасли России и итогам рабочей поездки в Астраханскую область.
Установлено, что Министерством не полностью выполнено поручение о разработке комплекса мероприятий по повышению безопасности полетов гражданской, экспериментальной и государственной авиации. Разработаны лишь мероприятия для гражданской авиации. Соисполнители поручения (Минобороны России, Межгосударственный авиационный комитет и Росавиакосмос) участия в работе практически не принимали.
По результатам проверки направлены письма Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову, Министру транспорта Российской Федерации С.О.Франку и Министру обороны Российской Федерации С.Б.Иванову.
В настоящее время выявленные в ходе проверки недостатки Минтрансом России устранены.
Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по созданию условий для развития физической культуры и спорта (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Иркутской, Оренбургской, Пензенской и Свердловской областей по реализации жилищной политики и развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации (содержание опубликовано ранее).
Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению законодательства в сфере здравоохранения, по обеспечению граждан медицинской помощью и перехода к страховому принципу оплаты медицинских услуг (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка деятельности ряда фондов, учрежденных федеральными органами исполнительной власти, по эффективному использованию средств (содержание опубликовано ранее).
Проведена проверка выполнения поручений Президента Российской Федерации, направленных на преодоление последствий наводнения в Республике Саха (Якутия), произошедшего в 2001 году. Проверено соблюдение тепловых режимов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, соцкультбыта и вновь построенного жилья в г.Ленске.
Установлено, что при обследовании всех вновь построенных объектов комиссией Госархстройнадзора России в конце ноября 2001 г. были выявлены дефекты, допущенные строителями при возведении жилых домов и оказавшие в зимний период негативное влияние на температурный режим в квартирах. К середине января 2002 г. устранено более половины замечаний комиссии. Теплоэнергетическое хозяйство находится в удовлетворительном состоянии. Топливо завезено в необходимом количестве. Параметры теплоносителя в котельных поддерживаются в заданных пределах. Системы канализации, тепло-, водо- и электроснабжения работают устойчиво. Размороженных теплосетей, домов и квартир нет. Внутрикомнатная температура на объектах здравоохранения, образования и культуры, а также в жилых домах соответствует санитарным нормам. Продолжается строительство противопаводковых защитных сооружений в городах Якутске, Олекминске и Ленске. Однако Минфин России в нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 августа 2001 г. № 1114-р до сих пор не выделил на их финансирование бюджетные средства в сумме 365 миллионов рублей. Задолженность республики перед строителями по этим объектам на момент проверки составила более 180 миллионов рублей.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка законности выдачи жилищных сертификатов и материальной помощи гражданам, пострадавшим от наводнения. Возвращены незаконно выданные компенсации на сумму 1,3 миллиона рублей. Возбуждено 16 уголовных дел, из которых 5 направлено в суд.
О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации.
Вопросы военно-промышленного комплекса и социальной защищенности военнослужащих
Проверено выполнение Минпромнауки России, Росавиакосмосом, Росбоеприпасами, РАВ, РАСУ, Россудостроением федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации по вопросам структурной перестройки оборонного комплекса, а также Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998–2000 годы (содержание опубликовано ранее).
В сентябре 2002 г. проверен ход строительства пускового объекта по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области.
Запланированный на август 2002 г. ввод данного объекта в эксплуатацию сорван и международные обязательства Российской Федерации по уничтожению к 29 апреля 2003 г. одного процента химического оружия (400 тонн) поставлены под угрозу невыполнения.
Из 62 основных зданий и сооружений промышленной зоны на 51 завершены строительно-монтажные и проводятся пусконаладочные работы. Готовность пяти объектов составляет от 45 до 70%. Не было начато строительство площадки хранения реакционных масс (иприта), котельной, двух убежищ, не начат монтаж системы оповещения.
Государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации» — Росбоеприпасами (З.П.Пак) управление процессом строительства объекта в поселке Горный организовано не на должном уровне.
Отсутствует решение о сроке ввода в строй корпуса термического обезвреживания твердых отходов. По оценке специалистов, завершение там пусконаладочных работ возможно лишь к апрелю 2003 года.
По подсчетам Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Росбоеприпасах, для завершения работ на промышленной зоне и ввода в эксплуатацию объекта в поселке Горный требуется дополнительно 956 миллионов рублей. Вопрос о выделении этих средств не решен.
Одной из причин срыва ввода в эксплуатацию указанного объекта в первоначально установленные сроки явилось внесение Росбоеприпасами изменений в технологию уничтожения химического оружия. При этом не было принято конкретных решений по утилизации или уничтожению образующихся реакционных масс. Не определены предприятия по их уничтожению, потребности в бюджетных ассигнованиях на их переработку, хранение и перевозку.
Росбоеприпасами не определена организационно-правовая форма строящегося объекта, что не позволяет осуществить прием в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений и их постановку на балансовый учет.
По результатам проверки Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации принять меры, обеспечивающие ввод объекта в эксплуатацию.
Объект в поселке Горный Саратовской области введен в эксплуатацию 25 декабря 2002 года.
Проверено выполнение требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей (содержание опубликовано ранее).
В апреле-мае 2002 г. проведена проверка выполнения в Минимуществе России, РАСУ, Федеральном фонде развития электронной техники, ОАО «Российская электроника» указов Президента Российской Федерации по вопросам развития электронной техники в Российской Федерации (содержание опубликовано ранее).
В июле-сентябре 2002 г. проверена эффективность деятельности Минсвязи России, ФСО России, ФАПСИ и РАСУ по выполнению указов Президента Российской Федерации по созданию и развитию телекоммуникационной системы специального назначения.
Проверка показала, что техническое состояние ряда видов специальной связи оценивается как критическое. Их модернизация и создание новых образцов в последние 10 лет практически не осуществлялись. Несмотря на постоянно ухудшающееся положение со специальной связью, должных мер по повышению ее готовности и надежности не принимается.
Указы Президента Российской Федерации, предусматривавшие в течение 1992–1995 годов разработку и поставку новых комплексов связи, модернизацию устаревших средств, а также создание новых телекоммуникационных систем по управлению народным хозяйством, остались невыполненными.
Материалы проверки доложены Президенту Российской Федерации.
Проверена деятельность Минобороны России по выполнению Указов Президента Российской Федерации об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их организационно-штатной структуры.
Результаты проверки свидетельствуют о наличии существенных недостатков в деле реформирования армии и флота.
Материалы проверки доложены Президенту Российской Федерации. Правительству Российской Федерации и Министру обороны России дано соответствующее поручение.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации проверен вопрос о выплатах денежного вознаграждения военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел за участие в контртеррористических операциях в Чеченской Республике.
Установлено, что бюджетные средства, предназначенные для текущих выплат такого вознаграждения, поступают в силовые министерства и ведомства своевременно, ритмично и в установленных объемах. Тем не менее, выплата «боевых» в полной мере не обеспечивается. Значительная часть военнослужащих их не получает и за восстановлением своих прав обращается в суды.
В силовых ведомствах идут поиски решений по выходу из создавшегося положения. В частности, в Минобороны России рассматривается предложение об изменении порядка выплаты вознаграждения за участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Предлагается выплату такого вознаграждения отменить, а вместо него установить всем военнослужащим повышенный размер полевых (суточных) денег.
Это предложение поддерживается руководством Северо-Кавказского военного округа, МВД России, Региональным оперативным штабом, командованием Объединенной группировки войск (сил), его разделяют многие командиры частей и соединений, находящихся в Чеченской Республике. По общему мнению, реализация указанного предложения позволит снять в войсках социальное напряжение и в определенной степени улучшить материальное положение военнослужащих.
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. Правительству Российской Федерации и руководителям силовых структур поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма материального стимулирования военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел за участие в контртеррористической операции и доложить соответствующие предложения.
Продолжается контроль за выполнением федеральными органами исполнительной власти решений Комиссии по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. Результаты систематически докладываются Президенту Российской Федерации.
Совершенствование организации контроля, укрепление исполнительской дисциплины
В отчетный период проведен ряд мероприятий по укреплению исполнительской дисциплины, повышению ответственности должностных лиц за обеспечение своевременного и качественного исполнения указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.
Активно применялись формы упредительного контроля. В Правительство Российской Федерации и его Аппарат, министерства и ведомства, другие государственные органы было направлено около 1200 запросов, информаций, писем-напоминаний и обращений Главного управления о принятии мер, а также рассмотрении вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
Основные усилия были сосредоточены на обеспечении эффективности контрольных мероприятий. В этих целях по каждому факту ненадлежащего исполнения поручений принимались конкретные меры.
В то же время анализ состояния выполнения поручений свидетельствует о том, что значительная часть из них не реализуется надлежащим образом, что не способствует повышению эффективности государственного управления.
Так, Главное контрольное управление было вынуждено четырежды обращаться к Министру имущественных отношений Российской Федерации Ф.Р.Газизуллину в связи с невыполнением поручения Президента Российской Федерации о решении в рамках действующего законодательства вопроса об использовании находящихся в федеральной собственности административных зданий и строений в поселке Новогорске Химкинского района Московской области в качестве учебно-методического центра для подготовки кадров общественно-политических движений. В связи с необходимостью обеспечения выполнения поручения оно оставлено на контроле.
Главное управление в апреле и ноябре 2002 г. провело совещания с заместителями полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, на которых обсуждались итоги контрольной работы и задачи на последующий период, вопросы взаимодействия при осуществлении контрольной деятельности. В их работе приняли участие руководители Аппарата Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, других контролирующих органов.
В Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации действовали курсы повышения квалификации для работников Главного управления и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации по специальности «Государственный контроль в Российской Федерации».
По линии международных связей Главное управление поддерживает отношения с Министерством контроля Китайской Народной Республики. В апреле 2002 г. в г. Пекине состоялась встреча с руководителями контрольных органов Китая, в июле Российскую Федерацию посетила делегация Контрольного управления Автономного Района Внутренняя Монголия.
Развиваются отношения с Контрольным управлением Правительства Венгрии. В мае 2002 г. в г. Москве и сентябре 2002 г. в г. Будапеште состоялись встречи с руководителями венгерских контрольных органов.
Ведется также работа по организации делового сотрудничества с органами государственного контроля стран — участников СНГ: в декабре 2002 г. в г. Москве состоялась встреча с руководителями контрольных органов Таджикистана. Аналогичные отношения устанавливаются с коллегами из Республики Белоруссия.
Главное контрольное управление содержание большинства указанных в настоящем отчете результатов проверок регулярно размещало на официальном сайте Президента России в международной компьютерной сети Интернет с указанием принятых мер по устранению выявленных недостатков.