В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на координационном совещании правоохранительных органов мы должны обсудить вопросы состояния законности и правопорядка. Мы давно договаривались об этом с Генеральным прокурором, и хочу поблагодарить его за то, что он такое мероприятие проводит.
Должен сразу сказать, что анализ ситуации за минувший год пока не дает оснований для оптимистичных выводов. Конечно, в минувшем году общее количество зарегистрированных преступлений сократилось почти на 15 процентов. Однако вам, профессионалам, хорошо известно, что статистика далеко не всегда полно и точно отражает реальную жизнь. За ее рамками остается скрытая преступность, некоторые другие явления, связанные с организацией самой работы, которые нас не могут не беспокоить. По экспертным оценкам, в число зарегистрированных по‑прежнему не попадает до 40 процентов уголовных преступлений.
Анализируя состояние законности, надо иметь в виду и то, что количество раскрытых преступлений уменьшилось. А это значит, что очень многие остались не только нераскрытыми, мы понимаем, что за этим стоит – преступники остались на свободе, разгуливают среди граждан.
Знаю, что многие связывают падение раскрываемости с введением обновленного уголовно-процессуального законодательства. Между тем именно это обновление правовой базы со всей очевидностью выявило проблемы и слабости в организации самой следственной работы. И нам, конечно, надо учиться работать в условиях цивилизованного уголовного процесса. Обратной дороги уже не будет.
Обо всем этом нельзя забывать, если мы хотим знать реальные масштабы преступности в стране и учитывать их как при работе отдельных ведомств, так и при координации их действий.
Вчера, как вы знаете, мною подписан ряд указов, которые касаются организационной и кадровой составляющей силового блока страны. Структурные перемены продиктованы не в последнюю очередь необходимостью улучшения координации работы силовых ведомств и устранения дублирования в их деятельности. Разумеется, период реорганизации потребует некоторого времени. Однако это не должно дать какие‑либо сбои в деятельности правоохранительных ведомств.
Хотел бы в связи с этим остановиться на направлениях, которые требуют сегодня, как мне представляется, особого внимания.
Важнейшая задача – снизить количество преступлений против личности, и в первую очередь посягательств на жизнь и здоровье граждан. В прошлом году более 1,8 миллиона граждан пострадали от такого рода преступлений. В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и особо тяжкие преступления, включая убийства. Не снижается уличная преступность. Плохо обстоят дела с неприкосновенностью и защитой прав собственности. И частной собственности в первую очередь.
Все эти тревожные факты не дают оснований для «победной» отчетности. И причины такого положения дел должны быть тщательно проанализированы.
Другая приоритетная задача – это борьба с терроризмом. Разумеется, наибольшее число терактов зарегистрировано на территории Южного федерального округа, и в основном в Чеченской Республике. Однако своими черными делами террористы отметились и в других регионах России. Уголовные дела этой направленности расследуются сегодня в 16 субъектах Федерации. По ряду дел, как вы знаете, уже вынесены приговоры суда.
Здесь же считаю нужным сказать о роли прокуроров, надзирающих за соблюдением законности в регионах, в том числе в Чеченской Республике. Мы уже говорили об этом: штаб, который координирует деятельность, соответствующие решения принял. Хочу еще раз подчеркнуть: ни одно мероприятие, проводимое в Чечне в рамках контртеррористической операции, не должно проходить без участия прокурора. Это позволит снизить число нарушений прав граждан в республике и повысить их доверие к власти.
Важнейшей задачей остается борьба с незаконным оборотом наркотиков. К сожалению, работа на этом направлении идет пока недостаточно эффективно. Несмотря на повышение статуса соответствующей правительственной комиссии и целый ряд других уже предпринятых мер, по‑прежнему отсутствует должная согласованность действий между ведомствами. А результативность их работы крайне низка.
Статистика утверждает, что количество такого рода преступлений снизилось. Однако есть основания полагать, что и в этом случае цифры далеки от реальной жизни. Например, в республиках Алтай, Карелия, Калмыкия и Карачаево-Черкесия не пресечено ни одного преступления, связанного с наркобизнесом. Мы с вами знаем масштаб, а зная масштабы, трудно представить, что в этих республиках, в этих субъектах Федерации совсем нет проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Ну невозможно это!
Мы все понимаем, что ситуация в этой сфере требовала срочных мер, поэтому вчера было принято решение о создании самостоятельного федерального органа – Госкомитета по контролю за незаконным оборотом наркотиков. Здесь присутствует Виктор Васильевич Черкесов, который назначен руководителем этого ведомства. Хотел бы всем вам еще раз его представить. Он человек известный, все знают, что у него большой опыт работы и в профессиональной сфере, и в политической. Очень рассчитываю, что под его руководством новое ведомство будет эффективным инструментом борьбы с незаконным оборотом наркотиков. И надеюсь, что все мы, общество, страна это почувствуем.
Обращаю ваше внимание и на состояние законности в процессе избирательных кампаний. Наступивший год – эта целая череда выборов. В том числе выборов глав регионов, а также депутатов Государственной Думы. Опыт прошлых кампаний показал, что именно в этот период расцветают различные нарушения, связанные с выборными кампаниями. И задача правоохранительных органов – обеспечить гражданам возможность сделать объективный выбор, помочь провести по‑настоящему демократические и честные выборы. Для органов правопорядка избирательная кампания – это еще один серьезный экзамен на способность обеспечить режим законности в стране.
Уважаемые коллеги!
Хотел бы в заключение также сообщить, что вчера в Госдуму был внесен проект поправок в Уголовный кодекс России. Они касаются смягчения наказаний за малозначительные преступления. При этом наказания за преступления против личности остаются, конечно, неизменными.
Предложения по гуманизации карательной политики считаю своевременными и абсолютно обоснованными. И не только потому, что наша страна является лидером по числу мест сидельцев в тюрьме. Не только поэтому. А потому, что, если мы хотим, чтобы уголовная политика была эффективной, она должна быть избирательной, обоснованной и справедливой. Нельзя всех грести под одну гребенку и мазать одним цветом. Даже если это создает нам определенные удобства в работе, нельзя так делать. Думаю, что мы поступаем правильно.
Полагаю, что все эти меры позитивно скажутся на состоянии законности и правопорядка. Я хочу вас всех поблагодарить за работу в прошлом году, потому что в таком составе мы еще не собирались. И хочу пожелать успехов в вашей дальнейшей деятельности.