Уважаемые коллеги!
Сегодня в нашей повестке — вопросы государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Вчера на Президиуме Госсовета мы выделили наиболее важные аспекты этой темы. Они представлены и в докладе, подготовленном рабочей группой под руководством губернатора Ленинградской области Валерия Павловича Сердюкова. Со всеми документами, я надеюсь, вы уже ознакомились, во всяком случае, они должны быть.
В рамках подготовки к Госсовету рабочая группа и ваш покорный слуга встречались с представителями крупного, среднего и малого бизнеса. Обсуждение состоялось и внутри самих бизнес-сообществ. В предлагаемых для вашего обсуждения документах обобщены предложения как государственных структур, так и общественных, в том числе, организаций, представляющих интересы предпринимателей.
Должен сразу сказать: малый бизнес, уверен, подавляющее большинство присутствующих здесь в зале со мной согласятся, — это большое государственное дело. Чем больше людей, включенных в малый бизнес, тем устойчивее и здоровее экономика России. По количеству малых предприятий в том или ином регионе страны можно смело судить о качестве работы региональных органов.
К сожалению, наши надежды на то, что малый бизнес станет мотором реформ и займет надлежащее ему место в экономике, пока не оправдываются. Собственно, это не точная формулировка: не то, чтобы не оправдываются, а мы с вами не смогли это сделать. Говоря мы, имею в виду и региональные власти, и федеральные, и муниципальные. Поэтому в стране не появился и не сложился полноценный средний класс.
Однако малый бизнес, несмотря на все сложности развития, уже кормит до трети населения России. Но, к сожалению, пока лишь просто «кормит», не обеспечивая динамику роста и инновационные процессы в экономике в целом. Причем, более половины всех предприятий этого сектора сосредоточены в восьми субъектах Федерации, из них четверть — в столице, в Москве.
Как видите, картина неравномерная и неутешительная. Если ничего не менять, то потенциал роста малого бизнеса можно считать исчерпанным. Причина здесь вовсе не в инертности российских граждан. Стремление открыть свое дело и иметь успех, конечно же, есть у всех. И у наших граждан огромные возможности, прежде всего, интеллектуальные возможности.
Однако в реальной предпринимательской практике они буквально на каждом шагу «натыкаются» на огромное количество разных препятствий. Препятствий, создаваемых и муниципальными, и региональными, и федеральными властями. Каждый уровень, как говорится, вносит сюда свою «посильную лепту». В итоге предприниматели либо так и остаются «в тени», либо бросают начатое дело, либо уходят в тень.
Очевидно, что сегодня всем нам — и на федеральном, и на местном уровнях, надо менять угол зрения на эту проблему. Надо осознать, что без развития этого сектора в стране не будет ни устойчивого экономического роста, ни улучшения жизни людей.
Хотел бы сегодня назвать основные направления работы, которые могут уже сейчас существенно поправить положение дел.
Государственная поддержка малого бизнеса — это, в первую очередь, формирование качественной, добротной правовой среды предпринимательства в целом. Пока же в нашем законодательстве предприниматель очень часто является фигурой беззащитной. На федеральном уровне нет, например, даже рамочного закона, защищающего права предпринимателя.
Кроме того, сегодня за каждый шаг, за каждый документ, за любое разрешение надо платить фирмам, находящимся в договорных отношениях с пожарниками, санитарной инспекцией и десятками других служб. На самом деле, это ни что иное как узаконенная форма взятки. На встрече с представителями малого бизнеса я попросил представить список таких государственных и муниципальных организаций, занимающихся неприкрытым и, по факту, легальным вымогательством.
В связи с этим на уровне Федерации необходимо жестко прописать все документы, которые власть вправе требовать у предпринимателей. Этот список должен быть исчерпывающим. Без таких четких подходов все наши концепции не будут иметь смысла. Если же грамотно пропишем все детали, рамки и запреты, то одно это уже даст серьезный эффект.
Также необходимо совершенствовать правовую базу, регламентирующую надзор за деятельностью предпринимателей. Это не значит, что за ними не должно быть никакого надзора, но регламентация этого надзора должна быть, не должно быть беспредела в этой сфере. Произвола здесь, к сожалению, более чем достаточно. В основном из‑за неточности правовых положений и разного рода «белых нормативных пятен».
Следующая проблема — это не только снижение налогов, но и упрощение самой процедуры налогообложения и бухгалтерского учета. Малым бизнесом в основном занимаются люди без специальной подготовки. И этим людям бывает трудно разобраться во всех тонкостях налоговой системы и современного бухучета. Государство вполне в состоянии разработать упрощенную систему, которая для самого государства будет гораздо эффективнее и обеспечит лучшее поступление сбора в местный, региональный и федеральный бюджеты.
В связи с этим представляет интерес и идея так называемого «предела налоговых изъятий», которая уже обсуждалась на встречах с представителями и крупного, и малого бизнеса. Знаю, что определенные проблемы здесь есть, в Минэкономики это обсуждается. Не просто ввести такую систему, но это предложение было поддержано Российским Союзом промышленников и предпринимателей. Думаю, что Правительство должно продолжить проработку этого вопроса. И особое внимание сконцентрировать на том, чтобы улучшить малому бизнесу его начальные, стартовые условия.
Все это надо иметь в виду, когда мы говорим об улучшении среды развития бизнеса. Мы обязаны четко знать, что именно мешает начинающим бизнесменам становиться на ноги, что им сегодня мешает цивилизованно ликвидировать неудачный бизнес. И, конечно, должны помнить, что малое предпринимательство тем и отличается от крупного, что может быстро начинаться и быстро сворачиваться. Думаю, что аналогичную работу полезно провести и в регионах.
Надо также искать формы, облегчающие малым предпринимателям доступ к кредитным и другим финансовым ресурсам. Конечная цель — чтобы предприниматель смог получить недорогой и долгосрочный кредит на возвратной основе. Нужны законы, позволяющие создавать институты такого кредитования и структуры страхования финансовых рисков.
Здесь проблема не только финансовая, но и управленческая, во многом связанная с культурой ведения бизнеса. Она у нас по‑прежнему далека от совершенства. И менять ситуацию в этой сфере должно само бизнес-сообщество.
Мы также обязаны найти способы, облегчающие доступ малого бизнеса к неиспользуемым основным фондам, прежде всего, к помещениям и оборудованию. Вчера эта проблема активно дискутировалась на заседании Президиума, здесь есть разные точки зрения, но эта проблема существует, и о ней нужно думать.
Необходимо подумать о еще одной составляющей — о ресурсах информационного характера. Информационные ресурсы становятся сегодня одними из самых важных, и их роль и значение будут увеличиваться.
Я остановился на наиболее острых вопросах, которые необходимо обсуждать и решать.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что развитие малого бизнеса — это, в конечном итоге улучшение благосостояния наших граждан. Ограничивая малое предпринимательство, мы ограничиваем людей в их стремлении к благополучию и повышению качества жизни.
Считаю, что ответственное, по‑настоящему государственное отношение к этому роду деятельности может стать одним из весьма эффективных инструментов в решении социально-экономических задач, стоящих перед нами.
Благодарю за внимание.