Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по вышеназванному вопросу.
Установлено, что не в полной мере реализуется конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие нормативные акты по данному вопросу федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняются неудовлетворительно.
Почти на 15% территории Российской Федерации (2,5 млн.кв.км), где проживает около 60% населения, состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности. В более чем в 40 субъектах Российской Федерации имеет место значительное сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха иисточников питьевого водоснабжения. Сохраняется тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий вследствие ухудшения плодородия почвы и накопления в ней вредных веществ. Лесные пожары являются основным фактором, снижающим экологический и ресурсный потенциал лесов. Остается острой проблема обезвреживания и переработки промышленных и твердых бытовых отходов, представляющих реальную угрозу здоровью населения и экосистемам. Эти факторы наряду с нерациональной эксплуатацией природных ресурсов и низкой эффективностью государственного управления природоохранной деятельностью ставят под угрозу обеспечение экологической безопасности в стране.
МПР России, как специально уполномоченный федеральный орган государственного управления в области охраны окружающей среды, не уделяет должного внимания обеспечению эффективности государственного экологического контроля.
МПР России, Минэкономразвития России и Минфин России не приняли необходимых мер по выполнению федеральных целевых программ экологической направленности, не обеспечивают своевременное их финансирование и ввод в эксплуатацию пусковых объектов. Не выполнено большинство программ со сроком окончания в 2000 году («Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996–2000 годах», «Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна (1995–2000 гг.)» и другие).
Затраты на природоохранные мероприятия по сравнению с 1990 годом сократились более чем в 10 раз. За время реализации 16 федеральных целевых программ из бюджетов всех уровней было выделено немногим более 70 млрд.рублей, или десятая часть от необходимого. В результате финансирование многих из них составляет 1,4 – 4,5% от предусмотренных заданий. По программе «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения» из‑за недостаточного финансирования из 196 запланированных мероприятий не начато выполнение 50, приостановлено — 39. На реализацию программы «Переработка техногенных образований в Свердловской области» бюджетные средства не выделялись.
Неудовлетворительно МПР России ведется работа по использованию иностранных инвестиций. В 1995 году по соглашению между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития получен заем в сумме 110 млн.долларов США для финансирования Проекта по управлению окружающей средой (далее — Проект).
Центр подготовки и реализации проектов технического содействия (ЦПРП), учрежденный МПР России для оперативной работы по реализации Проекта, работает неудовлетворительно. Ряд нормативных документов, подготовленных ЦПРП, несмотря на высокую стоимость их разработки, носят рекомендательный характер, не имеют широкого практического применения и в установленном порядке не утверждены.
Всего за 1995–2001 годы освоение займа составило 46,5%. Реализован только один инвестиционный проект на ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат». На его осуществление израсходовано 9,7% от объема средств, предназначенных на субзаймы, а полученный экономический эффект в два раза ниже предусмотренного. Проведенный анализ показывает, что без принятия дополнительных мер по активизации работ средства до окончания срока действия займа не будут освоены.
Органы исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации не принимают необходимых мер по строительству природоохранных объектов. Доля бюджетов субъектов Российской Федерации в финансировании программ в целом равна 19%.
В Красноярском крае за 2000 – 2001 годы на указанные цели выделено около трети от предусмотренного объема средств, а в текущем году природоохранные мероприятия не финансировались. В результате не проведена очистка р.Енисея в черте г.Красноярска, не завершены работы по строительству очистных сооружений в г.Бородино, полигона твердых бытовых отходов в с.Тюхтет, сорвано выполнение контрактов по разработке проектно-сметной документации на 14 природоохранных объектов края. В г.Волгограде 13 лет ведется строительство участка объездной автомобильной дороги протяженностью 3,2 километра. При этом на прилегающей к автотрассе территории города содержание диоксида азота в воздухе превышает предельно допустимую норму более чем в 2 раза. В г. Магнитогорске (Челябинская область) сорвано строительство комплекса по приему, обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов мощностью 233 тыс.т в год, медленными темпами ведется строительство второй очереди левобережных очистных сооружений, и, как следствие, более 25 млн.куб.м недостаточно очищенных сточных вод ежегодно сбрасывается в р.Урал.
МПР России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не принято должных мер по выполнению Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 2001 году составили 19,1 млн.т и превысили уровень 2000 года на 1,6%. Медленно внедряются технологии, позволяющие сократить выброс вредных веществ в атмосферу автотранспортом. Его доля достигла 35% (14 млн.т), а в Республике Северная Осетия — Алания, Приморском крае, Воронежской, Смоленской, Калининградской областях и г.Москве — 77–90%.
Негативное влияние на состояние воздушной среды оказывают лесные пожары. Ежегодно в атмосферу попадает 9,2 млн.т продуктов горения, или более пятой части всех вредных выбросов.
В прошедшем году в 207 городах страны с населением 64,5 млн.человек среднегодовые концентрации вредных веществ в воздухе превышали предельно допустимые нормы. 31 город с населением более 15 млн.человек, по данным Росгидромета, включен в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, в том числе Москва, Владимир, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Курган, Липецк, Омск, Санкт-Петербург, Саратов, Томск, Тюмень, Хабаровск, Чита и другие.
Высокое содержание вредных примесей в атмосфере негативно сказывается на здоровье людей. Заболеваемость взрослого населения хроническим бронхитом за последние 5 лет возросла в 1,7 раза, детей — в 1,5 раза.
Министерство не выполнило распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.08.99 № 1264-р по подготовке ряда проектов нормативных актов, необходимых для реализации указанного закона. Не утверждено положение об организации испытаний вредных веществ и их регистрации, не определен порядок выдачи разрешений на вредные физические воздействия на атмосферный воздух и другие документы, срок разработки которых истек еще в 1999 году. До настоящего времени не приняты федеральная и региональные целевые программы по охране атмосферного воздуха.
МПР России не предъявляет должной требовательности к органам исполнительной власти, хозяйствующим субъектам в регионах по ликвидации источников загрязнения вод. Качество питьевой воды в целом по России остается неудовлетворительным. Почти половина источников централизованного водоснабжения из открытых водоемов не соответствует санитарным нормам, в том числе 38% — из‑за отсутствия зон санитарной охраны. Основные реки — Волга, Дон, Кубань, Урал, Обь, Енисей, Амур, по оценке Росгидромета, считаются «грязными» и местами «очень грязными», их крупные притоки — Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Исеть, Тура — «очень грязными» и «чрезвычайно грязными».
Объем сточных вод, направляемых в поверхностные водные объекты, составляет более 55 куб.км, при этом «нормативную очистку» проходит лишь десятая часть. В последние годы наметилась негативная тенденция роста случаев аварийного сброса в водоемы сточных вод с экстремально высоким уровнем загрязнения. Наибольший удельный вес подобных сбросов в прошлом году приходился на бассейны рек Невы (77,2 %) и Северной Двины (73,5 %).
В целом по стране только 1% исходной воды поверхностных источников соответствует нормативам, 34% водозаборов из открытых водоемов не имеют полного комплекса очистных сооружений и 20% — обеззараживающих установок. В 2001 году каждая пятая проба воды, поступающей потребителям, не отвечала санитарным требованиям.
Неудовлетворительно используются для водоснабжения и подземные воды. Практически неконтролируемая их эксплуатация способствует образованию депрессионных воронок, что приводит к прекращению подачи воды из существующих скважин. Подобные явления зарегистрированы в отдельных районах городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Брянске, Саранске и ряде других.
Неудовлетворительно выполняется Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». На территории Российской Федерации накоплено свыше 1,9 млрд.т токсичных отходов. В 2001 году на свалки и полигоны их вывезено около 140 млн.т, при этом половина их приходится на территории Красноярского края, Волгоградской, Кемеровской, Оренбургской и Челябинской областей. Значительная доля отходов, в том числе и опасных, вывозится на так называемые неорганизованные свалки, которые образуются, как правило, вблизи населенных пунктов. На них отсутствует система защиты от загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод, что создает значительную экологическую опасность.
Остро стоит проблема переработки и обезвреживания отходов. Основным видом их обезвреживания остается захоронение. Всего по стране имеется 2,6 тыс.мест захоронения токсичных отходов, занимающих площадь почти 30 тыс.га, четвертая часть из них не соответствует действующим нормативам. Из образовавшихся в прошлом году отходов использовано и обезврежено немногим более трети.
Положение усугубляется тем, что по программе «Отходы» за весь период ее реализации из федерального бюджета выделено всего 206 млн. рублей, или 12% от запланированного. Недостаточно финансируются эти мероприятия и из региональных бюджетов.
Не решены вопросы обезвреживания и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов. На полигоне в ст.Варениковской Краснодарского края их захоронено около 2 тыс. тонн. Из‑за оползней в месте захоронения происходит миграция химикатов в почве. В хозяйствах Самарской области скопилось 42 т пестицидов, хранящихся большей частью в ветхих и неохраняемых складских помещениях. На их утилизацию требуется около 5 млн.рублей, однако финансовые средства на эти цели из областного бюджета не выделяются.
МПР России его территориальные органы не проявляют должной требовательности к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, нарушающим Земельный кодекс Российской Федерации. На территории страны почти повсеместно наблюдается деградация почвенного и растительного покрова. Эрозии подвержено 58,6% сельскохозяйственных угодий, ежегодно утрачивается более 1,5 млрд.т плодородного слоя. За последние годы из оборота выведено около 30 млн.га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. в 2001 году — 8,1 млн.га, а площадь нарушенных земель составила 1,15 млн.га.
В Поволжье, Забайкалье, Республике Дагестан, Воронежской, Оренбургской, Омской областях и некоторых других регионах около 100 млн.га земель угрожает процесс опустынивания. На грани полного разрушения находятся экосистемы Черных земель в Республике Калмыкия.
В республиках Бурятия, Карелия, Мордовия, в Красноярском и Приморском краях, в Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Новгородской, Самарской областях и ряде других регионов почва вокруг промышленных предприятий заражена солями тяжелых металлов, содержание которых превышает допустимые нормы.
На территориях Сибирского и Южного федеральных округов, республик Коми, Башкортостан и Татарстан загрязнено нефтью и нефтепродуктами 4,2 тыс.га земель, из них только в 2001 году — 3 тыс.га.
МПР России не принято необходимых мер по улучшению организации государственной экологической экспертизы, являющейся важнейшим инструментом превентивного контроля в области охраны окружающей среды.
В ряде случаев в нарушение требования ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» она проводилась без необходимых заключений и согласований с федеральными органами надзора и контроля. Подобные нарушения допущены при экспертизе проектов реконструкции платформы на Пильтун-Астохском лицензионном участке в Сахалинской области, накопительной площадки для временного хранения контейнеров с отработанным ядерным топливом ВМФ России на РТП «Атомфлот» и других.
Почти пятая часть материалов, представленных на экспертизу, не были зарегистрированы. Не всегда соблюдались сроки ее проведения, из 165 проектов в прошлом году каждый четвертый рассмотрен с нарушением установленных сроков. Положение о департаменте государственной экологической экспертизы не утверждено.
Федеральные органы исполнительной власти не обеспечили своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона «Об охране окружающей среды». Правительство Российской Федерации до настоящего времени не внесло в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего взимание платы за загрязнение окружающей природной среды, и Россия оказалась единственной промышленно развитой страной, где не действует в полной мере один из основных принципов — возмещение вреда окружающей среде. В результате выпадающие доходы бюджетной системы могут в текущем году составить более 7,5 млрд. рублей. Не установлен порядок нормирования в области охраны окружающей среды, не определен перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю и другие.
Учитывая создавшееся положение в области охраны окружающей среды, полагали бы целесообразным Правительству Российской Федерации:
— внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего взимание платы за загрязнение окружающей природной среды;
— ускорить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
— поручить заинтересованным министерствам и ведомствам обеспечить разработку и внедрение экологически безвредных технологий переработки и безопасного хранения промышленных и бытовых отходов.
* * *
Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.
Информация по этому вопросу направлена в Правительство Российской Федерации. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Христенко поручил МПР России (В.Артюхову), Минэкономразвития России (Г.Грефу), Минфину России (А.Улюкаеву) и Минпромнауки России (И.Клебанову) рассмотреть информацию Главного контрольного управления Президента Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных недостатков.
Главное контрольное управлениеПрезидента Российской Федерации