В.Путин: Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Мы с вами не так давно встречались в связи с трагическими событиями в Москве. Сегодня у нас рабочая встреча, о которой мы говорили ранее. Она очень важна для страны, поскольку сегодня мы будем обсуждать один из концептуальных вопросов строительства государства.
Вы знаете, что полтора года назад, примерно в июле прошлого года, я подписал указ, и была создана комиссия, которая занималась работой по разграничению полномочий между муниципалитетами, региональным уровнем власти и федеральным. Все эти вопросы обсуждались давно, напряженно, они назрели для решения, и перед внесением их в Государственную Думу я бы хотел с вами посоветоваться по этим проблемам, узнать ваше видение предложений, которые сделаны в проектах законов. Это и в обществе широко обсуждалось, в средствах массовой информации, обсуждалось на уровне Госсовета. Я знаю, что и в парламенте прошли соответствующие слушания по этому вопросу. Одним словом, в стране прошла большая дискуссия по этим проблемам.
На основании такого глубокого и всестороннего обсуждения комиссией подготовлены соответствующие законопроекты. Должен сказать, что комиссией проделана огромная работа, проанализировано свыше 250 законов. Эта работа велась совместно с регионами, с представителями региональных властей и муниципалитетов. Предваряя наш разговор, хотел бы остановиться на некоторых важнейших положениях этого законопроекта.
Самое главное, что их реализация должна привести к значительной децентрализации власти там, где это нужно, и по тем вопросам, для эффективного решения которых из Москвы либо даже с уровня региональной власти не дотянуться. Необходимо создать надежные правовые механизмы, обеспечивающие самостоятельность и ответственность региональных и местных властей.
Самостоятельность и ответственность – в пределах ясных и четких полномочий. С одной стороны, мы должны провести границу в обязательствах субъектов Федерации и органов местного самоуправления перед гражданами и государством. А с другой – обеспечить единый подход в регулировании отношений региональной и местной власти между собой и федеральным центром.
Мне представляется принципиальным и справедливым, чтобы правила взаимоотношений региональной власти и местного самоуправления строились на тех же принципах, на которых должны строиться отношения между федеральным центром и региональным органом власти.
Стержнем законопроектов является закрепление правил и механизмов, определяющих права, обязанности и ответственность федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Суть этих правил, если очень коротко сказать, заключается в следующем. Так называемые собственные полномочия региональных и местных властей будут определяться исключительно Конституцией и двумя представленными вам законопроектами. Эти полномочия должны финансироваться исключительно за счет собственных региональных и местных бюджетов.
Для реализации этих полномочий за региональными и местными бюджетами должны быть закреплены соответствующие доходные источники. Здесь, разумеется, потребуются дополнения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Я знаю, что у депутатов Государственной Думы есть на этот счет свои соображения и опасения: как бы вот эти изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы не опоздали. И есть желание синхронизировать работу по этим документам, что касается и разграничения полномочий, и финансового обеспечения прав и обязанностей, о которых там идет речь.
Вторая проблема – это делегированные полномочия. Те, кто работал в регионах, знают, что это такое. Я знаю это по своему опыту, когда в ходе года, в процессе исполнения уже принятого бюджета сверху скатываются какие‑то проблемы на региональные органы власти, либо на местные органы власти навешиваются задачи, о которых они раньше не подозревали, но ничего не говорится об обеспеченности финансовыми ресурсами.
В представленных вам проектах установлено, что делегированные полномочия должны финансироваться только за счет целевых субвенций из вышестоящего бюджета. Если вышестоящий уровень власти озадачил нижестоящий уровень власти какими‑то проблемами, пусть позаботится о том, чтобы профинансировать их решение.
Теперь несколько слов о развитии местного самоуправления. Несмотря на требования Конституции, все еще есть регионы, где местное самоуправление как институт фактически отсутствует. Где‑то оно функционирует в противоречии с законом. А где‑то уже появились и устоялись действительно позитивные модели. Позитивные модели организации местной власти. Такие примеры тоже есть.
Чтобы не повторять ошибок, необходимо учесть как положительный, так и отрицательный опыт. Свести к минимуму сплошь и рядом возникающие конфликты, от которых страдают люди. Поскольку самая близкая власть – это местная власть. На местные муниципалитеты ложится бремя решения многих тяжелейших социально-экономических проблем.
Полагаю, что общие принципы территориальной организации муниципальной власти должны быть установлены федеральным законом. А определение границ муниципалитетов, объединение или разделение конкретных муниципальных образований должно остаться прерогативой субъектов Российской Федерации и граждан, проживающих непосредственно на этих территориях, в городах, селах и районах. Как и учет региональной специфики, исторических традиций и культурных особенностей.
Это только некоторые вопросы, которые я позволил себе затронуть. Уверен, что в ходе сегодняшней дискуссии у вас возникнут и другие.
Вопрос, который мы с вами сегодня будем обсуждать, крайне важен для страны. Это, собственно говоря, и есть строительство государства. Вы, люди, которые избраны от регионов непосредственно, часто бываете на территориях, наверняка знаете эти проблемы. В конечном итоге решение этих вопросов будет за вами. И мне бы хотелось – как это у нас было с пакетом законов о судебной реформе – с вами посоветоваться, выслушать и учесть, если у вас будут какие‑то замечания, до внесения в Государственную Думу.