В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Хочу еще раз сердечно поприветствовать Президента Украины. Хочу поблагодарить его за то, что он принял мое предложение, приехал сюда для такого короткого блиц-визита, для того, чтобы иметь возможность обменяться мнениями по текущей ситуации в двусторонних отношениях, обсудить некоторые проблемы международного плана, где Украина и Россия очень тесно взаимодействуют и координируют свои усилия.
Должен отметить, что сейчас мы не заканчиваем, у нас еще будет время вместе поработать. Но уже могу сказать, что я весьма удовлетворен теми консультациями, которые состоялись, потому что мы поговорили практически по всем вопросам, которые представляют взаимный интерес. Это и политическое взаимодействие, это и экономика, и, как вы догадываетесь, энергетическая сфера, и сфера практического производства, промышленности, науки, сфера образования, культуры. Это и вопросы, которые, как я уже сказал, представляют интерес для наших внешнеполитических ведомств. Должен сказать, что практически по всем вопросам у нас есть полное понимание того, в каком направлении и что мы должны делать совместно для того, чтобы добиваться результатов.
Только что, когда мы к вам сюда направлялись, я Леониду Даниловичу сказал: так все смотрится, что не хотелось бы даже ничего кардинально менять. Далеко не все решено, много проблем, много споров, особенно на уровне экспертов, специалистов. Я не только не делаю из этого трагедии, наоборот, считаю, что это процесс очень позитивный. Специалисты России и Украины работают очень плотно друг с другом и спорят для того, чтобы прийти к решениям, которые бы соответствовали национальным интересам как Украины, так и России, ищут консенсус и по большинству случаев этот консенсус находят.
Но самое главное в том, что было сделано за последнее время: изменился характер нашего взаимодействия, качество отношений, очень повысилась планка доверия друг к другу. Вот в этом смысле и в этом плане не хотелось бы ничего менять. Я очень рассчитываю и уверен, что так оно и будет.
Л.Кучма: Спасибо, Владимир Владимирович, за эти добрые слова. Спасибо за приглашение встретиться. Я сразу это приглашение принял. Могу полностью согласиться с мнением Владимира Владимировича. И вы знаете, в этом месте хочется как‑то сравнить украинско-российские отношения – над нами нет никаких туч. Воздух чист и прозрачен. Температура соответствующая – ни чересчур жаркая, ни чересчур холодная, а просто нормальная. Мы с Владимиром Владимировичем видим хорошие и добрые перспективы прежде всего двусторонних отношений и в международных структурах. Везде наше слово должно быть услышано, а еще лучше, если его слышать будут. Спасибо.
Вопрос: Как вы оцениваете реализацию совместных российско-украинских проектов, в частности «Ан-70»?
Л.Кучма: Владимир Владимирович, я могу тут пояснить, почему у украинской стороны такая заинтересованность. В некоторых изданиях российской прессы вдруг начали возникать сомнения, а нужна ли вообще эта разработка. Мнение украинской стороны однозначное. «Ан-70» – это самое лучшее, что есть сегодня не только в наших совместных проектах, но и в современном авиастроении. Бросать его на завершающем этапе, в то время когда уже прошли первый этап государственных испытаний, совместных, подчеркиваю, – это будет колоссальный удар. Тем более что этот проект как раз – свидетельство наших высоких возможностей в области высоких технологий. Этот самолет – детище бывшего Советского Союза, потом мы продолжили его вместе. У него есть будущее.
В.Путин: Я открою маленькую тайну, хотя тайной это не является. Мы сейчас с Леонидом Даниловичем из моего кабинета, имея в виду наличие современных средств связи, провели небольшое совещание с нашим Министром иностранных дел и с начальником Генерального штаба. В части, касающейся «Ан-70», позиция специалистов, хочу подчеркнуть – именно специалистов, остается неизменной. Мы заинтересованы в этом проекте и будем над ним дальше работать. Вы знаете, что мы предприняли достаточно энергичные попытки совместно продвинуть этот продукт на международные рынки – не очень удачно, но мы не теряем оптимизма. Думаю, что мы найдем рынок для этого самолета. В разговоре с начальником Генерального штаба я дал ему поручение дополнительно проработать этот вопрос, мы будем дальше трудиться над реализацией этого проекта.
Л.Кучма: Я одну небольшую тайну раскрою. Мне ее Владимир Владимирович открыл, потому что у него здесь в кабинете аналогичный пульт, который стоит в Кремле, поэтому откуда нажимает кнопку Президент, все же думают, что из Кремля говорит, что он в Сочи. Так что я перенимаю этот положительный опыт.
Вопрос: Как вы оцениваете перспективы сотрудничества между Россией и Украиной в рамках ЕврАзЭС? Украина получила статус наблюдателя в этой организации, то есть, наверное, вы позитивно это оцениваете. Каковы ваши дальнейшие планы?
Л.Кучма: Я рассматриваю это только с одной – с позитивной – стороны. Наверное, это больше даже нужно Украине, чем, может быть, другим странам, которые входят в ЕврАзЭС. Сегодня везде идет борьба за рынки, а Украине сегодня предлагают быть полноправным членом рынка Евразийского экономического сообщества. Мы сделали первый шаг – стали наблюдателями. Мы сделали его абсолютно добровольно. Я думаю, что не за горами – поскольку сегодня работают и наши эксперты, и российские, и ЕврАзЭС, – не за горами и следующие глубокие шаги в этом направлении.
В.Путин: Со своей стороны я скажу следующее: я назову цифры и думаю, что будет лучше, если это сделаю я, чем потом из каких‑то мутных источников будет поступать информация и интерпретироваться так, как кому вздумается.
ЕврАзЭС – это, я подчеркиваю, сугубо экономическая организация, а не политическое объединение. По сути, это зона свободной торговли. В случае вступления Украины для нас это будет означать, что основные товары российского экспорта, прежде всего углеводородное сырье, будут поставляться на Украину по принципу сбора налогов по стране назначения. Это значит, что где‑то примерно 400–450 миллионов долларов США будет поступать от этих сборов не в бюджет Российской Федерации, а в бюджет Украины.
Кроме того, по данным наших и некоторых иностранных специалистов, это приведет к росту ВВП Украины только от этого фактора примерно на 1,5 процента. Вместе с тем мы полагаем, что даже не в среднесрочной, а в краткосрочной перспективе это будет иметь серьезный позитивный эффект и для экономики России, потому что прекратятся так называемые антидемпинговые расследования, ограничения, будут сняты прочие барьеры, которые мешают развитию экономики двух государств.
Мы не закончили процесс согласования, наши специалисты находятся в контакте друг с другом, но мы бы приветствовали, несмотря на упомянутые сложности для России, тот шаг, о возможности которого сказал Президент Украины – ее полноценное и полноправное участие в ЕврАзЭС. Но это – процесс переговоров, все наши партнеры по ЕврАзЭС должны сказать свое слово. Мы вместе должны принять это решение, разумеется, вместе с Украиной.
Процесс в связи с решением Президента Украины о статусе наблюдателя развивается позитивно.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, собирается ли Россия вступать в НАТО? Какие качественные изменения вы предвидите в отношениях Украины и НАТО? А также какую вы предвидите конструкцию отношений Украина–Россия–НАТО в будущем?
В.Путин: Россия не собирается вступать в НАТО. Россия, как вы знаете, ведет сегодня очень конструктивный диалог с Североатлантическим блоком по поводу создания новой структуры Россия–НАТО в рамках «двадцатки», где все двадцать стран будут представлены в национальном качестве, где каждый будет иметь один голос и все вопросы будут решаться без предварительных консультаций, без всяких блоковых общих решений по ряду вопросов, которые обговариваются. Вы о них уже знаете, сейчас практические консультации уже завершены: это терроризм, проведение гуманитарных операций, нераспространение средств массового уничтожения и другие вопросы.
Я абсолютно убежден в том, что от процессов расширения взаимодействия с Североатлантическим альянсом, с западными союзниками в целом Украина не будет в стороне. Украина имеет свои взаимоотношения с НАТО, действует Совет Украина–НАТО. В конечном итоге это решение, которое должна принять организация Североатлантического блока и Украина. Это дело двух партнеров.
Л.Кучма: Сегодня в мире произошли глобальные изменения в геополитике. Одно из них, и я его от души приветствую, – это изменение уровня отношений между НАТО и Российской Федерацией. Это эпохальное событие. Это действительно признание в полной мере, что сегодня нет «холодной войны». Это признание того, что Российская Федерация не является ничьим врагом, а наоборот, Россия является сегодня партнером во многих глобальных событиях, в том числе в такой известной нам теме, как антитеррористическая коалиция. Поэтому Украина приветствует такие шаги России. Конечно, 11 сентября [2001 года] мир изменило. Поэтому и Украина будет идти таким же путем. Надо сегодня признать, что НАТО сегодня является одним из элементов стабильности, прежде всего на европейском континенте. И не замечать, не считаться с этим, я думаю, сегодня уже никто не может. Так давайте искать консенсус во взаимоотношениях, а не что‑то противоположное.
Вопрос: Обсуждались ли перспектива и уровень сотрудничества в газовой сфере? Как вы оцениваете на сегодняшний день это сотрудничество?
В.Путин: Мы сейчас в том же режиме разговаривали с председателем правления «Газпрома» господином Миллером.
Российская сторона после подписания известных соглашений между Россией и Украиной в газовой сфере считает, что процесс развивается позитивно. И мы рассчитываем на то, что это взаимодействие будет углубляться. Мы подробно с Президентом говорили на эту тему. У нас есть определенные планы. И имея в виду, что основные покупатели газа – это европейские страны, мы подумаем на тему о том, как нам гармонизировать в этом смысле отношения в Европе, как выстраивать двусторонние отношения с Украиной таким образом, чтобы потребители газа, поступающего из России в Европу, чувствовали себя уверенно, спокойно. И имея в виду украинских партнеров, думаю, что эти цели вполне достижимы.
Л.Кучма: Я очень рад, что сегодня газовая проблема из предмета раздора превратилась в элемент глубокого сотрудничества. Я подтверждаю слова Владимира Владимировича, что мы в этом направлении будем идти дальше того, что сегодня есть.