В.Путин: Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Я готов коротко проинформировать вас о результатах нашей работы, но прежде всего хочу от имени всех участников сердечно поблагодарить Казахстан, казахстанский народ, руководство Казахстана и Президента Нурсултана Назарбаева за инициативу провести в этом чудесном месте нашу встречу и за блестящую организацию работы.
Думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что наша дискуссия была – хотя и неформальная, но очень интенсивная, откровенная – по самым насущным проблемам взаимодействия на пространствах СНГ.
Мы говорили о борьбе с терроризмом, об объединении сил и участии стран Содружества в усилиях международной коалиции. Мы отметили, что военный этап в значительной степени завершается, и наша общая задача – сформировать такие условия, которые способствовали бы нормализации жизни в Афганистане. Тем более что это пограничное для многих наших стран государство. Мы говорили об этом в практическом плане. Мы также говорили о дальнейшем взаимодействии в сфере экономического сотрудничества, в области экономической интеграции. Здесь высказывались различные точки зрения, разные мнения, но все сошлись в одном – это нужно всем.
Мы говорили и о политическом взаимодействии на пространстве Содружества, о тех моментах, которые сегодня находятся в поле зрения общественности наших стран. Мы сосредоточили свое внимание на важных государственных проблемах, которые носят уже международный характер и отражаются на международном климате.
Мы поддержали усилие руководства Молдавии по разрешению внутриполитических противоречий и считаем, что линия руководства Молдавии, Президента Молдавии выстроена политически грамотно, взвешена и направлена на удовлетворение всех политических сил демократическими методами для достижения мира, стабильности и процветания Республики Молдавия.
Мы уделили необходимое внимание и предвыборной ситуации в Украине по инициативе Президента Украины. СНГ, так же как и в случае с Белоруссией, направит своих наблюдателей на эти выборы.
Что касается экономического взаимодействия, то хочу вас проинформировать, что в завершение многоформатной встречи собрались представители четырех стран – Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и России, – которые провели четырехстороннюю встречу и договорились о взаимодействии в энергетической области, прежде всего в газовой сфере. Речь идет об объединении усилий наших государств на этом направлении, тем более что такие страны, как Россия и Туркменистан, являются крупнейшими производителями, а Казахстан и Узбекистан готовы предоставить свои транспортные системы. Это взаимодействие будет направлено, без всяких сомнений, на обеспечение энергетических потребностей всех стран Содружества, наших европейских партнеров и партнеров на мировых рынках, в том числе и на азиатских.
Мы, безусловно, эту тему продолжим и с другими коллегами. Несомненно, будем обсуждать эту тему в двустороннем формате с Президентом Украины. У нас есть хорошие подвижки в этом направлении, несмотря ни на какие сложности в этих вопросах, есть движение вперед, позитивное движение, и мы с украинскими коллегами будем эту проблему рассматривать, выстраивая взаимодействие в контексте наших общих обязательств перед нашими партнерами в других странах.
Подводя итог, думаю, что мы все можем быть удовлетворены этой работой. Хочу еще раз поблагодарить Президента Казахстана за те условия, которые он создал для всех нас, для достижения этих результатов.
Большое спасибо за внимание.
Вопрос: Как Вы видите российско-грузинские отношения в свете американского присутствия в регионе?
В.Путин: Мы на эту тему говорили, в том числе и с Эдуардом Шеварднадзе. Мы все благодарны, что он приехал сегодня сюда, несмотря на то что внутриполитическая ситуация складывается остро, в том числе и в связи с гибелью секретаря Совета Безопасности. Тем не менее Президент Грузии здесь, и это очень хороший, позитивный фактор, который дает нам возможность внести ясность в некоторые аспекты нашего взаимодействия, в том числе и в борьбе с терроризмом. Мы высоко оцениваем сотрудничество с Грузией на этом направлении, особенно в последнее время. После того как были произведены соответствующие замены в руководстве силовых структур и я откровенно сказал об этом, взаимодействие пошло гораздо более быстрыми темпами, улучшилось его качество. Я отмечаю не только визиты силовых министров в Грузию и в Россию, но и качество этой работы. Это первое.
Второе. Каждое государство имеет право осуществлять политику в области безопасности так, как оно считает нужным. Это право без всяких исключений должно быть признано и за Грузией. И Россия это право признает. Мы говорили о том, что в ходе международной антитеррористической коалиции мы со своими партнерами в Средней Азии находились и сейчас находимся в очень тесном контакте. Это не значит, что кто‑то спрашивает у России какого‑то разрешения, но, поскольку качество этой работы зависит от нас, оттого, что происходящее в этих регионах отражается на нашей внутренней жизни, мы сочли возможным координировать наши действия.
Что происходит во внутриполитической жизни России в связи с появлением контингента американских военнослужащих в Грузии? Никакой трагедии нет, да и быть не может. Почему в Средней Азии можно, а в Грузии нет? Почему для Грузии должны быть сделаны какие‑либо исключения? Конечно, нет. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что в данном случае мы об этом ничего не знали. И я об этом сказал. Непонимание того, что происходит, и вызвало такую реакцию. Нам поступала информация с американской стороны, а со стороны грузинских коллег она, к сожалению, запоздала. Думаю, этим и вызвана такая бурная реакция. Хотя я не считаю, что раскручивание этой ситуации идет на пользу делу борьбы с терроризмом в целом и на пользу двусторонним отношениям. На пользу идет эффективная, взаимная, настойчивая и целенаправленная работа, которую мы намерены с Президентом Грузии и продолжать дальше так, как это складывалось за последние месяцы.