В.Путин: Прежде всего хочу поблагодарить господина Премьер-министра за то, что он выполнил обещание: приехал сам в Москву и привез с собой такую представительную делегацию. Этот визит как нельзя кстати, потому что, как мы только что говорили, несмотря на высокий уровень политического взаимодействия, в том числе на международной арене, мы все‑таки не удовлетворены уровнем развития экономических связей.
Вы знаете, что экономика России находится на известном подъеме, она стабилизировалась, и наши отношения со многими странами Европы и с США развиваются весьма успешно, мы наблюдаем рост товарооборота. А вот, к сожалению, с Канадой за прошедший год небольшой спад в торговом товарообороте есть. И поэтому приезд «сборной Канады» является очень своевременным. И мы сегодня занимались тем, что выявляли причины такого состояния дел, намечали пути развития наших контактов, в том числе и в сфере подготовки и создания необходимой правовой базы сотрудничества.
Мне приятно отметить, что наши специалисты практически согласовали двусторонние документы в области таможенного дела и в значительной степени продвинулись в подготовке соглашений по поддержке инвестиций. Мы с большим удовлетворением отмечаем, что в ходе этого визита предполагается подписание соглашений, контрактов и протоколов о намерениях более чем на миллиард долларов США.
Мы очень рады, что вместе с господином Премьер-министром приехали и деловые люди, и руководители различных провинций, потому что сотрудничеству регионов России и Канады мы уделяем особое внимание и придаем ему особое значение. Такие регионы России, как Москва, Петербург, Самара, Татарстан, Тюмень и некоторые другие, имеют многолетние и плодотворные взаимоотношения с канадскими партнерами в соответствующих провинциях Канады.
Господин Премьер-министр особо обратил внимание на необходимость развития нашего взаимодействия в гуманитарных сферах: образования, культуры, других направлениях подобного рода. И мы всячески приветствуем интерес канадских партнеров к взаимодействию в этих областях.
Мой коллега, господин Жан Кретьен, постоянно подчеркивает, что мы являемся соседями через Северный полюс, и это действительно так. Он давно предлагает мне встретиться на Северном полюсе, и я думаю, что мы это когда‑нибудь сделаем.
Спасибо.
Вопрос: Господин Президент, вопрос касается военной политики и, в частности, политики США. Не беспокоит ли Вас «размахивание саблей» в отношении некоторых стран и что вы думаете о возможных последствиях такой политики? Не обеспокоены ли Вы до определенной степени тем, что некоторые страны, в числе которых, может быть, находится и Канада, становятся все более и более «молчаливыми» партнерами США в этой области?
В.Путин: Что касается позиции России, то, как хорошо известно, в строительстве межгосударственных отношений можно идти двумя путями. Можно все время акцентировать внимание на противоречиях и постепенно двигаться в тупик. А можно смотреть на проблему по‑другому: смотреть на то, что нас объединяет, и искать пути устранения каких‑то противоречий либо разных подходов. Мы считаем, так же как и наши коллеги, наши партнеры в США, в Канаде, в других странах, что проблема борьбы с терроризмом – это одна из реальных, глобальных опасностей сегодняшнего времени. Это нас объединяет. Это первое.
Второе: мы исходим из того, что это именно глобальная международная проблема. И мы понимаем, что именно так и нужно рассматривать эту проблему. Если говорить конкретно, то мы знаем, представители каких стран, граждане и подданные каких государств с оружием в руках воевали на стороне талибов в Афганистане. И кто финансировал деятельность талибов, и из каких стран. Ирак в этом списке не значится. Но это не значит, что у международного сообщества нет проблем с Ираком. И об этом только что мой коллега, Премьер-министр Жан Кретьен, сказал. Мы вместе с нашими партнерами в рамках ООН, в Совете Безопасности эту проблему активно обсуждаем и ищем решение. Мы и дальше намерены совместно решать эти проблемы. Что касается взаимоотношений Канады и США, то это совсем не мой бизнес. Канада и США имеют давние и традиционно довольно тесные отношения партнерства. Нас это не только не пугает, но и никак не беспокоит. Вообще, это не наше дело. И мы с господином Премьер-министром эти сферы не обсуждаем. Мы обсуждаем двусторонние российско-канадские отношения и делаем это, по‑моему, неплохо. Меня это радует.
Вопрос: В течение последних десяти лет канадский бизнес понес значительные финансовые потери. И наши бизнесмены выражают недоверие российской судебной системе, которая не помогает решать различные вопросы. Вы говорили о правовых реформах. Какие шаги конкретно предстоит сделать?
В.Путин: Хорошо известно, что бизнес очень пуглив. И он не работает там, где не созданы соответствующие условия. И уж совсем не работает там, где несет убытки. Сегодня в ходе нашей встречи с господином Премьер-министром мы приводили и положительные примеры сотрудничества. Это канадские фирмы, которые сейчас работают на всей территории Российской Федерации. Они занимаются консалтингом и инженерингом, занимаются преобразованиями, в том числе железнодорожного транспорта, работают в Магадане по добыче золота. Совместно с российскими партнерами работают в высокотехнологичных областях, таких, как аэрокосмическая сфера. Только что Президент Татарстана говорил о хорошей кооперации по производству вертолетов и отдельных элементов этого направления деятельности. Российские специалисты используют авионику, моторы канадского производства. Очень хорошо в России уже в течение 8–10 лет работает фирма «Пратт энд Уитни». В Самаре при содействии канадской стороны построен отличный онкологический центр. Уверяю вас, что если бы, кроме убытков, ничего не было, то мне нечего было бы сегодня сказать. А если говорить о потерях, то они, конечно, связаны прежде всего с кризисом 1998 года. Но давайте будем справедливыми: не Россия породила этот кризис, она стала его жертвой.
Мы признаем, что есть проблемы, решение которых зависит только от нас. И сегодня наши канадские коллеги ставили перед нами эти вопросы. Это касалось и малого, и среднего бизнеса, и других направлений деятельности. Последние преобразования в российской экономике впечатляют: это революционное снижение налогового бремени, ее разбюрокрачивание и принятие целого пакета законов в этой сфере, регулирующих трудовые отношения, соответствующие рыночной экономике. Должен сказать, что не в последнюю очередь положительный эффект мы чувствуем и за счет расширения покупательной способности населения. Рост экономики за последние полтора года был обеспечен, главным образом основываясь на внутренних факторах. Приняты важнейшие решения в сфере регулирования земельных отношений. И эта работа будет продолжена в этом и в следующем году. Должен вам сказать, что, если бы любое западное правительство хотя бы половину сделало за весь период своего существования, можно было бы считать, что оно функционировало успешно. И последнее, на что вы обратили внимание, – это судебная реформа. Принят целый пакет законов в этой сфере. Они направлены на повышение ответственности и лучшее функционирование всей судебной системы и на большее и качественное обеспечение прав и законных интересов граждан. Все это дает нам основания полагать и утверждать, что далеко не все еще сделано, но мы действуем в правильном направлении и полны решимости продолжать эту политику в будущем.
Вопрос: Вопрос к Жану Кретьену. Канада признала черную металлургию в России рыночной, но при этом до сих пор ведет в отношении российских производителей антидемпинговые процедуры. В том числе именно и из‑за этого сократился товарооборот между нашими странами. Как бы вы могли прокомментировать это?
В.Путин: Я воспользуюсь вашим вопросом, чтобы отметить одно обстоятельство. Вы упомянули вопросы, которые действительно являются проблемными. Но должен сказать, что все они или большинство из них отпадет, если Россия станет членом ВТО. В этом смысле Канада для нас является важным партнером, поскольку поддерживает стремление России вступить в ВТО на приемлемых для нас условиях.
Спасибо.