В.Путин: Уважаемый господин премьер-министр!
Уважаемый господин председатель!
Дамы и господа!
Сегодня здесь собрались ведущие, как у нас говорят, деятели, капитаны экономики ФРГ, политики и бизнесмены, для которых сотрудничество с Россией – это первостепенная задача. Это и господин Рау, и господин премьер-министр Клемент. Для меня такие встречи очень важны, здесь мы можем откровенно обсудить все вопросы нашего делового сотрудничества.
Мы ценим постоянство и последовательность германского делового сообщества по отношению к России. Мы знаем Вашу требовательность и принципиальность. И, в свою очередь, стремимся к тому, чтобы бизнес в России строился на правовой основе, был максимально прозрачным.
Со времен Петра I Россия не только ощущала, но и в действительности была частью Европейского континента в самом широком смысле этого слова. И тогда уже у России сложились прочные традиции европейской экономики и культуры. Можно даже сказать, европейской светской жизни.
Сегодня базовые европейские ценности становятся органичной частью российского образа жизни. На этом – европейском пути – Россия только упрочит свои позиции и утвердит свою самобытность.
Мы хорошо понимаем, что процесс укрепления государственности может быть тесно увязан с развитием общественных и гражданских институтов. Это и есть по большому счету «европейский путь» России. Но не меньшее значение имеет собственно экономическое измерение – участие России в создании общеевропейского хозяйственного пространства.
Уже сейчас до 40 процентов нашей торговли приходится на страны Евросоюза. Оттуда же к нам пришли 64 процента прямых инвестиций. Это реальное свидетельство взаимного приближения и взаимодополняемости наших стран. В России существует огромная потребность в модернизации. И самое главное, хочу это подчеркнуть, воля к проведению этой модернизации.
То, что уже сделано для развития экономики в последние полтора года, еще недавно считалось практически невозможным. Двери для реформ в нашей стране еще никогда не были распахнуты так широко, как это Вы наблюдаете сегодня. Приведу в качестве доказательства лишь некоторые факты.
В прошлом году рост ВВП составил более 8 процентов, объема промышленного производства – 11,9 процента. Таких темпов российская экономика не знала лет тридцать. В текущем году ожидается рост не менее 5,5 процента. Это стало возможным в том числе и благодаря налоговой реформе, основная цель которой – снижение фискального бремени. С этого года ставка налога на доходы физических лиц 13 процентов, а была 30 процентов.
В итоге – самое главное, что мы получили в результате, – поступления в казну не только возросли, а возросли настолько, насколько мы даже не ожидали. За 7 месяцев текущего года на 54 процента. А общие налоговые сборы в стране возросли на 30 процентов как в результате более сбалансированной налоговой политики, так и в результате улучшения администрирования.
Мы намерены продолжать работу в этом направлении. Недавно принят закон, который снижает ставку налога на прибыль с предприятий с 35 до 24 процентов. А для банков с 43 до 24 процентов. То есть почти в два раза. Это также один из самых низких налогов в Европе. Надеемся, что подобные меры будут стимулировать инвестиционную активность в российской банковской сфере.
Хотя мы сейчас обсуждали этот вопрос, мы понимаем, что этим не ограничится. Особенно в банковской и финансовой сфере.
Отменены многие налоговые льготы, что тоже очень важно и делает нашу налоговую систему более прозрачной. Хочу подчеркнуть, что наряду со снижением налогового бремени устранение всяких льгот, которые создают преференции неизвестно для кого, – это тоже, на наш взгляд, серьезный шаг цивилизованного рыночного хозяйства.
Должен сказать, что на это направлено очень много из того пакета, который мы называем пакетом по дебюрократизации экономики. Если использовать традиционную терминологию – это не что иное, как либерализация экономики.
С 1 июля следующего года для регистрации нового бизнеса в России будет необходимо максимум пять дней вместо сегодняшних трех месяцев. Кроме того, приведена в порядок и кодифицирована сфера лицензирования. Количество видов деятельности, требующих лицензирования, снижено с 2000 до 104. И 104 много, но пока посмотрим, что из этого получится.
Очень важным моментом считаю четкое использование государственного бюджета. В прошлом году впервые достигнут его профицит. Профицит бюджета будет и в этом году. Мы намерены ориентироваться на его сохранение и в дальнейшем. Проект бюджета на 2002 год впервые изначально сверстан с профицитом, причем с заметным (1,2 процента ВВП).
Надо отметить и другое – это бюджет либеральной экономики, который был сформирован на сильно обновленной законодательной базе. Ее несущие звенья, как я уже говорил, это низкие налоги и дебюрократизация. Хочу обратить внимание, что наряду со всем, что я только что сказал, мы намерены проводить и взвешенную социальную политику. Нужно поднимать жизненный уровень населения, создавать у населения доверие к тому, что делается Правительством и руководством страны, и, используя это доверие, развивать успех. Поэтому намечены серьезные сдвиги в поднятии заработной платы, которое никаким негативным образом не скажется на основных параметрах бюджета.
Хотел бы особо подчеркнуть, что бюджет предусматривает четкое обслуживание внешних финансовых обязательств. Мы аккуратно платим по долгам, фактически в одиночку, без всякого финансирования и помощи со стороны международных финансовых организаций. Только за первую половину этого года внешняя задолженность сокращена на 2,6 миллиарда долларов. В долларовом выражении ВВП превысит в этом году 300 миллиардов. В результате долговая нагрузка на ВВП снизится до 60 процентов по сравнению со 120 процентами в 1999 году.
Еще одна важная составляющая нашего экономического курса – это вступление в ВТО. Мы прекрасно понимаем, что это принесет не только преимущества, но и дополнительные обязательства. На этот счет у нас идут острые дискуссии, не все отрасли нашей экономики готовы к открытой конкуренции на мировых рынках, мы это знаем. Однако мы убеждены, что наш бизнес должен разделить с государством бремя ответственности и издержки.
Надеюсь также, что к России в процессе вступления в ВТО не будут предъявлять заведомо невыполнимые требования. К сожалению, мы наблюдаем сегодня использование таких стандартов при обсуждении вопросов по вступлению России в ВТО, которые к другим потенциальным членам этой организации не предъявляются в ходе переговорного процесса.
Уважаемые дамы и господа!
В наших двусторонних экономических связях укрепляются позитивные тенденции. В прошлом году мы достигли рекордного товарообмена – 41,5 миллиарда марок. В первой половине этого года отмечен новый прирост на 24 процента. Согласитесь, что это серьезный показатель. Если так пойдет дальше – то сможем завершить год с хорошим показателем.
Я в этой связи хотел бы выразить слова благодарности Федеральному канцлеру господину Шрёдеру. Именно он в своей серьезной политической манере, лишенной всяких театральных эффектов, не только сохранил все, что было создано за последнее десятилетие позитивного в отношениях между двумя государствами, но и проявил достаточно политического мужества в известной ситуации несколько лет назад, чтобы двигать наши отношения дальше. Если так же позитивно наши отношения будут развиваться, то показатели оборота выйдут на 44–45 миллиардов марок в год. В условиях спада мировой экономической конъюнктуры это весьма неплохим образом может сказаться на процессе экономического развития в России, Европе и Германии, но и может иметь весьма позитивный эффект в социальной сфере европейских государств и, конечно, России и Германии.
Мы готовы продолжать изучение вопроса о постепенном переводе наших торговых отношений в расчете на евро. Такие вопросы мне неоднократно задавались, хочу здесь Вам об этом доложить. Мы готовы к этой работе. Думаю, что германская сторона должна быть заинтересована в повышении привлекательности такой формы расчетов. Мы будем рассчитывать на Ваши предложения в этой области.
Однако вопрос не только и не столько в том, чтобы поддержать наши успехи в торговле. Думаю, что настало время подумать и о качественных изменениях нашего взаимодействия. Хотелось бы особенно в этом кругу избежать просчетов, будто бы Россия намерена строить все собственное благополучие преимущественно на экспорте нефти и газа. Речь, разумеется, не идет о сокращении поставок. Россия заинтересована в дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения энергетической безопасности Европы. Более того, в случае развития тех или иных региональных конфликтов Россия готова поставками дополнительных объемов углеводородов компенсировать возможное сокращение предложения на европейском рынке. Говорю это совершенно ответственно.
Но должен заметить, что наше сотрудничество в сфере высоких технологий сулит в перспективе не меньший эффект, чем тот, что сегодня дает взаимодействие в энергетике.
Россия – один из мировых лидеров в области авиации и ракетостроения, имеет множество уникальных научных разработок. Подписав в апреле в Санкт-Петербурге соглашение о сотрудничестве в мирном освоении космоса, мы сделали шаг в правильном направлении.
У нас уже есть 66 совместных проектов, большая часть которых относится к областям высоких технологий. Это проекты в области ядерной и тепловой физики, геохимии, молекулярной биологии. Уверен, что за ними будущее.
Другой ключевой вопрос – это инвестиции. Их динамика обнадеживает. Объем инвестиций, поступивших в Россию из‑за рубежа в первом полугодии этого года, почти на 40 процентов больше, чем за этот же период 1999 года. В общем объеме инвестиций, которые были вложены в Россию, Ваша страна делит первое-второе место с США.
Сегодня в России зарегистрировано свыше 1900 предприятий с участием Германии, работают более 900 представительств немецких фирм. Есть примеры успешного многолетнего инвестиционного сотрудничества. В этом году в соответствии с пожеланиями инвесторов, в том числе немецких инвесторов, мы организовали агентство по привлечению иностранных инвестиций, которое уже начало работать по принципу так называемого одного окна. В его составе отдел по работе с немецкими инвестициями, в котором будут постоянно работать несколько сотрудников, представляющих интересы немецкой экономики.
Однако в целом динамика инвестиционного сотрудничества, к сожалению, пока заметно отстает от торговли. Ежегодные объемы германских инвестиций в Россию в 2,5,–3,5 раза меньше, чем в Чехию, Венгрию или Китай. И в 4–6 раз меньше, чем в Польшу.
Россия, мы с Вами хорошо знаем, – огромный рынок будущего. Но, чтобы успешно в него вписаться, конечно, нужно занимать места своевременно. Мы прекрасно понимаем, что многое в бизнесе зависит от нас самих. Известно, что именно успехи на российском рынке предопределили будущее целого ряда немецких концернов. И я уверен, что этот хороший пример, который нам дает историческое прошлое, будет востребован и в сегодняшнем дне.
Устойчивое положение германских предприятий в России даст Вам стартовое преимущество для освоения рынков соседних государств. Что касается наших планов реформирования экономики и создания благоприятного инвестиционного климата, то я позволю себе назвать только некоторые из них.
Во‑первых, это коренное изменение системы таможенного администрирования и таможенного законодательства. Речь идет о принятии нового Таможенного кодекса.
Что касается Таможенного кодекса, то здесь мы пойдем по пути принятия наибольшего количества законов прямого действия, таким образом, чтобы сузить до минимума базу коррупции любого рода, чтобы в этой сфере регулирование шло не на уровне ведомственных инструкций и различных писем.
Во‑вторых, мы будем форсировать принятие законов, обеспечивающих защиту прав собственников и кредиторов.
В‑третьих, продолжим упрощение бюрократических процедур, мешающих развитию бизнеса. И очень важна в этом направлении юридическая реформа, судебная реформа, которая должна повысить ответственность судов за принимаемые решения и создать условия исполнения этих решений.
Уважаемые дамы и господа!
Наш главный общий капитал – это долголетний опыт сотрудничества, хорошее знание друг друга, взаимное доверие. Это само по себе большое преимущество.
Сегодня многое делается в рамках нашей стратегической группы по вопросам экономического и финансового сотрудничества, о создании которой мы договорились с Федеральным канцлером в июле прошлого года в Берлине. Ее главная задача – разработка стратегии двустороннего экономического взаимодействия. Однако не стоит ждать государственных гарантий под любые капиталовложения.
Думаю, что вы могли бы попытаться выстраивать деловые отношения на условиях доверительности с российским бизнесом, в рамках тех законов, которые работают в любой приличной экономике.
Считаю, что вопрос о доверии в бизнесе, как и в политике, – стержневой вопрос как внутренней, так и внешней политики. В этой связи хотел бы сказать еще об одном. О начавшихся компенсационных выплатах жертвам нацизма в России. Думаю, что это жест в очень правильном направлении, и он очень высоко оценен в России и создает очень хорошую атмосферу в обществе, в том числе и для бизнеса.
Говорю об этом здесь, несмотря на то, что прямого отношения к нашей встрече это не имеет.
Уважаемые дамы и господа!
Сейчас наши двусторонние связи можно назвать многообещающими. Мы анализируем наш опыт, выстраиваем стратегию, извлекаем уроки из тех ошибок, которые допустили. Наши отношения прочные и давние, но во многих аспектах они абсолютно новые. Важно, чтобы имеющийся огромный потенциал был максимально востребован и реализован в практических планах, выработанных совместных проектах.
Я от всего сердца хочу пожелать успеха и всем собравшимся в этом зале, и всем тем, кто нас слышит сегодня или просто занят конкретной работой по выстраиванию экономического партнерства, которое, безусловно, должно и будет хорошей базой для взаимодействия России и Германии в области политики, культуры, во всех других областях.
Спасибо.