Вопрос: Владимир Владимирович, Ваши общие впечатления от саммита и какие наиболее важные для России, на Ваш взгляд, вопросы обсуждались сегодня на первом рабочем заседании?
В.Путин: Общее впечатление очень позитивное, я бы сказал, даже по сравнению с прошлым саммитом, в котором я принимал участие. Хотя мы и работали по предусмотренному ранее плану, все‑таки он был, на мой взгляд, менее заорганизован, менее забюрокрачен. Поэтому мы часто отвлекались от запланированных тем на смежные проблемы. Был очень интересный позитивный диалог, который затрагивал, что важно для меня, интересы нашей страны по очень многим направлениям: сотрудничество с другими странами в двустороннем плане, международные аспекты. Фактически все, что мы обсуждали, для России представляет значительный интерес. Была возможность не только высказать и заявить свою позицию и выслушать позицию партнеров, но и в значительной степени скоординировать общие усилия по развитию международных отношений в целом, в двусторонних контактах и в некоторых проблемных вопросах, в частности в кризисных. Думаю, что все это можно оценить положительно.
Вопрос: В рамках саммита Вы уже провели четыре двусторонние встречи: с Федеральным канцлером ФРГ, премьер-министрами Великобритании, Японии и Италии. Каковы Ваши впечатления от этих встреч и что Вы ожидаете от завтрашней встречи с Джорджем Бушем?
В.Путин: Двусторонние встречи в рамках саммита «восьмерки» дело обычное, это очень удобная форма общения и продвижения двусторонних проблем. Поэтому мы воспользовались этой возможностью здесь. Действительно, и с канцлером встречались вчера вечером, достаточно долго разговаривали по двусторонним вопросам, и сегодня с Премьер-министром Великобритании, с Председателем Совета министров Италии. Конечно, на двусторонних встречах прежде всего обсуждаются взаимоотношения между двумя государствами. Но если есть особый интерес к координации усилий на международной арене, то обсуждаются и эти вопросы.
С канцлером ФРГ и председателем итальянского правительства обсуждали главным образом экономические вопросы. Здесь есть о чем поговорить. Германия и Италия – наши важнейшие торгово-экономические партнеры: Германия занимает среди европейских стран первое место, Италия – второе место. С Италией мы сейчас превысили докризисный товарооборот. Если в 1998 году у нас был товарооборот шесть с небольшим миллиардов, то в прошлом году мы уже перешагнули рубеж девяти миллиардов. Есть серьезные двусторонние проекты, причем не только в энергетической сфере, что для нас традиционно, но и в других областях, в частности в авиастроении и так далее.
С господином Берлускони поэтому мы обсуждали эти темы. Что касается Тони Блэра, то здесь говорили и по некоторым международным вопросам, в частности по Ближнему Востоку, по проблеме Ирака и по Балканам. Кстати говоря, Балканы были предметом дискуссии на саммите в целом сегодня во время рабочего завтрака. Я очень удовлетворен этим. Должен сказать, что, несмотря на боевые действия за так называемой зоной нашего рабочего взаимодействия, обстановка здесь была очень открытой, очень рабочей и в то же время достаточно неформальной. Это помогает в работе, и в общем и целом мы о многом договорились и многие вопросы согласовали.
С господином Коидзуми, конечно, говорили по всему комплексу вопросов, включая и пограничное размежевание. Мы с Премьер-министром познакомились, до этого разговаривали только по телефону. Но, и это важно, и российская, и японская сторона подтвердили, что все договоренности, которые были достигнуты до этого, в том числе и на встрече с его предшественником господином Мори в Иркутске, будут соблюдаться и это будет базой для строительства отношений в будущем.
С Президентом США встреча будет завтра, поэтому, наверное, по ее результатам лучше завтра поговорить или когда вернемся в Москву. Понятно, что Соединенные Штаты – важнейший наш партнер, и мы будем говорить о многом, прежде всего о наших экономических связях. Вы знаете, что в самое ближайшее время в Москву по нашей люблянской договоренности должны приехать министр торговли и министр финансов Соединенных Штатов, будут американские бизнесмены. Мы обсудим нашу встречу в Штатах, которая скорее всего пройдет осенью этого года, и, разумеется, будем говорить по вопросам международной стабильности, безопасности, обсудим весь круг этих достаточно непростых вопросов, в том числе и связанных с Договором по противоракетной обороне 1972 года. О результатах я вам смогу сказать только после того, как встреча завершится.
Вопрос: В каком ключе Вы обсуждали ситуацию на Балканах, в частности в Македонии, и как Вы оцениваете перспективы ее развития?
В.Путин: Вы знаете, мне понравилась сегодняшняя дискуссия по Балканам в целом и по Македонии. Мне понравился настрой наших партнеров и принципиальный подход к урегулированию этой очень сложной проблемы. Он заключается в том, что при всей сложности проблем, с которыми мы там сталкиваемся, есть один критерий, который является общим и с которым все согласились: это незыблемость границ в регионе, сохранение суверенитета, в том числе и Македонии. Вот это главное, это основное, и только на этой базе можно решать все другие вопросы, в том числе вопросы языка, культуры и так далее. Я абсолютно с этим согласен. Мы поддерживаем такой подход и будем сотрудничать с нашими партнерами в достижении урегулирования в Македонии и на Балканах в целом.