В.Путин: Уважаемые друзья! Уважаемые коллеги!
Это мероприятие мы где‑то месяца два назад запланировали, первоначально хотели даже в начале марта его провести, но из‑за технических сложностей не получилось. Но я очень рад, что все‑таки это происходит сегодня. И думаю, что место мы выбрали правильно: один из центров ВПК, Нижний Новгород – подходящее для этого место.
Открывая наше совещание, мне хотелось бы поблагодарить прежде всего всех работников отрасли за результаты работы в ушедшем 1999 году. Впервые за все годы реформ удалось достичь положительной динамики развития отрасли.
Темп роста общего объема производства составил в области ВПК 130 процентов к уровню 1998 года. Ваш труд – это залог могущества нашей державы.
Сразу же хочу подчеркнуть, в XXI веке любая страна, обладающая сырьевыми ресурсами, даже такими грандиозными, как у нас, будет обречена на зависимое, подчиненное положение, если у нее не будет развитой экономики и мощных Вооруженных Сил.
Однако развитие ВПК, и это мы с вами тоже прекрасно понимаем, – это само по себе не самоцель. Результат того, что мы имели в прошлом, тоже хорошо известен. Это перенапряжение военных сил двух блоков и двух основных держав, которые возглавляли эти блоки, и пустая трата ресурсов, накопление оружия сверх всякой меры. Кстати сказать, это характерно не только для нас, но и для наших прошлых оппонентов. Просто они вышли из этой ситуации, как известно, в другом качестве, чем мы.
Соперничать с другими державами нам приходится не только в отношении военного потенциала. Есть и другие формы международного соревнования: экономическая, финансовая, политическая, дипломатическая. И очень важная сфера сегодня, может быть, даже важнейшая – информационная.
Именно здесь мы по‑прежнему, со времен окончания «холодной войны», заметно уступаем многим странам. А раз уступаем по стольким направлениям сразу, то рано или поздно начнем уступать и во всем остальном.
Мы сегодня должны держать все направления в поле своего зрения. Срочно нужна разработка долгосрочной стратегии, чтобы в первую очередь направить развитие ВПК в оптимальное для экономики и для безопасности государства русло. И здесь невозможно переоценить роль военной науки. Она не должна ограничиваться теорией собственно вооруженной борьбы.
Разработка военной стратегии – это дело государственного, а не ведомственного масштаба. И Верховному Главнокомандующему, и Совету Безопасности страны должны поступать предложения по‑настоящему системного характера.
В пересмотре предмета военной науки, основ военной стратегии должна сказать свое слово Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Сам же Генеральный штаб должен стать координирующим органом подготовки предложений в военно-политической, в военно-экономической, в военно-идеологической, в военно-информационной и в военно-дипломатической областях.
Только на этой основе можно поставить задачи для оптимального развития военно-промышленного комплекса страны.
Должен отметить, что, несмотря на все потери переходного периода, страна еще обладает громадным научно-техническим и промышленным потенциалом. Его вполне достаточно и для поддержания высокой боевой готовности стоящих на вооружении образцов военной техники, и для оснащения Российской армии новейшими видами вооружения, не имеющими пока аналогов в мире.
Однако вы лучше меня знаете, что на ногах российского ВПК до сих пор весьма серьезные гири.
Во‑первых, огромная избыточность производственных мощностей чисто оборонного назначения.
Во‑вторых, долги государства.
В‑третьих, недостаточное финансирование мобилизационных мощностей.
В‑четвертых, отсутствие должной государственной поддержки конверсии.
Денег на все это у государства, конечно, нет. И изыскать их на все невозможно. Более того, даже если бы и нашли эти деньги, то они все равно не пошли бы на пользу, если бы таким образом ими распорядились.
К сожалению, внутреннее состояние экономики многих оборонных предприятий еще не готово к обеспечению полноценной жизнедеятельности в рыночных условиях.
Выделенные средства часто используются неэффективно, иногда на поддержание устаревших заделов. В этом смысле у многих предприятий есть очень печальный опыт.
Но не надо мои слова воспринимать как отказ государства платить по своим долгам. Наоборот, эту работу мы продолжим и завершим. Я думаю, что до многих сидящих в зале соответствующие планы Правительства доведены.
Однако обращу внимание, что кредиторская задолженность многих оборонных предприятий даже без учета пени в несколько раз превышает долги государственного бюджета.
Поэтому нельзя обеспечить дееспособность предприятий, производственных и научных объединений одним только погашением долгов. Нужна наша совместная кропотливая работа, требующая должной квалификации в области экономики, финансового анализа, маркетинга и так далее. Государство будет вам помогать в этой работе, но мы должны это делать только совместно.
В частности, будут приняты совместные меры Правительства России и Банка России по стимулированию кредитования инвестиционных проектов и инвестиций в основной капитал, и одновременно будет оказана помощь по выходу российской оборонной отрасли на новые рынки.
Сегодня оборонные предприятия – это сложные системы не только производств, но и организаций. К сожалению, типичная картина выглядит так. Все долги и убытки копятся на базовом, как правило, государственном предприятии, а весь приносящий прибыль бизнес выводится в дочерние юридические лица, а иногда и вовсе в неведомые структуры. Это характерно не только для оборонной сферы, но и для нее в том числе.
Вы, как люди государственные, не можете не понимать, что это, мягко говоря, неправильно. Ведь государственные средства и имущество, по сути, используются сторонними организациями в своих интересах. И я думаю, что мы вместе еще раз должны проанализировать, что там происходит, и навести соответствующий порядок.
Государство должно взаимодействовать с предприятиями ВПК не только экономически и финансово, а в целом, комплексно. Это крупномасштабная, комплексная проблема. И здесь, конечно, много нерешенных вопросов. На что бы мне хотелось обратить внимание?
Первое. Необходимо совершенствовать механизм государственного оборонного заказа. Нужно исключить дублирование деятельности ведомств – государственных заказчиков. В настоящее время это – Минобороны, МВД, Федеральная пограничная служба, ФАПСИ, ФСБ, МЧС и так далее, и тому подобное. При этом доля Минобороны России в заказе составляет примерно 88 процентов.
Нам нужен единый государственный заказчик. Ведь дело не только в том, что так будет проще предприятиям. Важнейший элемент – в другом. В самое ближайшее время мы встанем перед проблемой унификации вооружений и военной техники, собственно говоря, уже встали перед этой проблемой. А при таком многообразии заказчиков это практически невозможно будет сделать.
Но поскольку я близко знаком с сидящими в зале, знаком близко с производствами, с руководителями предприятий, бывал на многих предприятиях, то уверен, что многие согласятся со мной в том, что касается унификации. Невозможно будет двигаться дальше, не унифицировав требования. Мы просто разбазариваем государственные ресурсы. Такого в мире вообще нигде нет!
Это было возможно только в условиях Советского Союза. С одной стороны, это неплохо, это многообразие. Понятно, это вызывает к жизни определенные внутренние силы и возможности, стимулирует конкуренцию, и так далее. Но если мы в этом плане перестараемся, у нас никакой экономики не будет.
Второе. Необходимо завершить инвентаризацию предприятий оборонной промышленности. Сначала выделить те, которые и в перспективе будут выполнять отвечающий потребностям страны оборонный заказ и работать в условиях высоких технологий будущего, а затем определить четкий механизм государственной поддержки таких предприятий.
Третье. Вооружения и военную технику рано или поздно приходится утилизировать. У нас до сих пор нет действенной системы управления этим процессом. Поэтому постоянно поступают предложения по унификации.
Вот мы сегодня разгуливали по выставкам, по другим объектам, поступило сразу несколько предложений по утилизации военной техники, материалов, оборудования. И так везде.
Мы считаем, что на этапе НИОКРа необходимо разрабатывать не только само оружие, но и технологию его последующей утилизации. Будет намного дешевле и эффективнее.
Четвертое. Перед ВПК стоит задача сокращения времени внедрения новейших технологий в производство гражданской продукции. Но это уже вопрос конверсии. ВПК – это важный резерв спроса не только для акционерных обществ, но и для государственных предприятий.
Пятое. На наш взгляд, этот пункт очень важен. Хотел бы напомнить руководителям ВПК, что недостаток или отсутствие государственного финансирования не является поводом для утечки наукоемких технологий за рубеж. Вы понимаете, о чем я говорю. Вопрос очень тонкий и всем понятный. Теперь бюджет свои обязательства выполняет. А потому и спрос за утечку технологий будет строже. Собственно говоря, дело даже не в выполнении бюджетных обязательств, и далеко не только в этом. Я не буду эту тему развивать, мы знаем, о чем говорим.
Шестое. Мы должны признать, что мобилизационная готовность предприятий значительно снизилась, в основном из‑за массовой изношенности основных фондов оборонных предприятий. Например, срок службы станков составляет 25–30 лет вместо положенных 10–15. В промышленности безвозвратно утеряно примерно 300 технологий производства вооружений.
Поэтому необходимо разработать план конкретных мероприятий по переоснащению основных фондов ключевых заводов, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России, и мобилизовать для этого все необходимые ресурсы.
Седьмое. С 1996 года средний возраст работников ВПК увеличился с 47 до 58 лет. Через три-пять лет работать будет некому. Весь огромный научный и технологический потенциал, о котором мы говорим, постепенно исчезнет. Известно, что для практической подготовки грамотного инженера, конструктора или технолога нужно минимум три-четыре года. Поэтому задача, которую надо решать немедленно, – это создание условий для привлечения в ВПК молодых специалистов. Ясно, конечно, что в этом смысле роль государства как вашего союзника очень велика. Соглашаюсь сразу, что многое было не сделано для того, чтобы удержать имевшиеся кадры и готовить новые кадры сегодня.
Следующее. Как и по каким критериям расходуется валютная выручка предприятий ВПК?
Если проанализировать финансовое состояние российских экспортеров вооружений и военной техники и предприятий, работающих на удовлетворение внутренних потребностей, то разница будет небольшая. Сколько идет на переоборудование устаревшего производства, сколько на внедрение новых технологий, сколько на подготовку кадров, сколько на решение других обозначенных выше проблем? Если честно, толком этого никто не знает. А если разбираться поглубже, то мы поймем, что очень часто деньги расходуются неэффективно, нерационально, не на главном, так сказать, направлении.
Следующая проблема. У нас отсутствует целостная система управления качеством выпускаемой продукции. Никто не отвечает за конечный продукт производства. Поэтому так часты выходы техники из строя, аварии и катастрофы из‑за производственных дефектов. «Гарантийная ответственность не действует». Это прямая речь Министра обороны. Когда мы сегодня двигались к вам на совещание, то обсуждали с ним тезисы моего сообщения, я с ним как бы советовался, некоторые вещи ему озвучивал. Игорь Дмитриевич согласился.
Наконец, десятое. Давно наболевшая проблема – банкротство предприятий ВПК. Существующее законодательство не содержит специального правового регулирования этих вопросов. Дела возбуждаются на общих основаниях. Отсутствует и четкий контроль в системе управления государственной собственностью оборонных предприятий.
Необходимо законодательно закрыть это белое пятно. Предприятия ВПК должны быть надежно защищены от недобросовестных коммерческих структур, желающих установить контроль за их деятельностью или получить собственную часть их наиболее ликвидных активов. Я знаю, что эту позицию разделяет, наверное, 100 процентов руководителей предприятий ВПК. И более того, знаю, что многие ставят вопрос уже достаточно долгое время. К сожалению, он до сих пор не решен. Это в основном наша проблема, проблема Правительства. Я просто обещаю вам, что займемся этим плотнее.
Нужны поправки в Закон о банкротстве. Именно поправки, а не отдельный закон об особенностях несостоятельности организаций оборонной промышленности. Ведь в противном случае мгновенно появятся аналогичные законопроекты для других отраслей экономики, и все наше законодательство превратится в набор довольно сумбурных законодательных актов.
Я сразу же хочу оговориться, что об особом законодательном регулировании этой сферы речь должна идти только в случае предприятий оборонного комплекса, исключительно казенных предприятий, которые являются государственными, уникальными, можно сказать. Оно не должно распространяться на производство двойных, тройных и прочих технологий. Государство должно себя защитить, имея в виду очень узкую, небольшую группу, даже в отрасли ВПК.
В своем выступлении я остановился лишь на основных направлениях нашей совместной работы. Сегодня важно выверить и осуществить правильные тактические шаги. И наша сегодняшняя встреча посвящена именно этому.
Мы рассчитываем на то, что руководители отрасли, которые здесь собрались, будут выражать свое мнение откровенно, предметно, и наша встреча пойдет на пользу всем: и Правительству, и отрасли в целом, и отдельным предприятиям.
Большое вам спасибо за внимание.