Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии. Правда, надо честно сказать, не всегда использовали это преимущество. Думаю, пришло время нам вместе со странами, входящими в Азиатско-Тихоокеанский регион, переходить от слов к делу – наращивать экономические, политические и другие связи. Все возможности для этого в сегодняшней России есть.
За короткое время в странах региона – прежде всего в Японии, Китае, странах АСЕАН – произошли огромные изменения. Россия, естественно, не остается в стороне от процессов, происходящих здесь.
Полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана естественно и неизбежно. Ведь Россия – своеобразный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку.
Готовясь к поездке в Бруней, на форум «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества», мы думаем прежде всего о том, какие конкретные проекты может предложить Россия своим экономическим партнерам в АТР.
Сегодня перед нами открыт весь спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экологии, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов.
Например, можно найти не одно обоснование использованию странами АТР российских транспортных артерий. Они намного короче и не менее надежны, чем путь в обход по морю – например, от Иокогамы в Роттердам. Для морских контейнеров, отправленных через Транссибирскую магистраль, «дорога» в Европу может сократиться более чем вдвое. Знаю, многих беспокоит состояние наших терминалов на Дальнем Востоке или «узкие места» в Санкт-Петербурге. Мы активно работаем над их реконструкцией. Работаем пока самостоятельно, но готовы и эти проекты реализовывать с участием зарубежных инвесторов.
Мы имеем благоприятные условия для осуществления мирового коммуникационного прорыва, который значительно сблизит Евроатлантический и Азиатско-Тихоокеанский регионы. Далеко не все знают, что для многих азиатских стран кратчайший воздушный путь в Северную Америку пролегает через российское воздушное пространство и далее над Северным полюсом. Экономия времени за один такой рейс составляет 2–3 часа. Это огромный резерв повышения эффективности воздушного сообщения.
Наши воздушные коридоры и даже Северный морской путь также значительно сокращают расстояния между странами АТР и Европой. Сегодня же значительная часть электроники, произведенной в Азии, поступает в Россию через Европу. Каковы при этом издержки и временные затраты на таможенное оформление грузов, производители прекрасно знают.
Возможно, что путь через Сибирь по нашим железным дорогам заставит многих вспомнить о богатейших природных ресурсах нашей страны. Ведь это богатейший по своим природным запасам край. Россия только приступает к его масштабному освоению. И мы приглашаем наших соседей по АТР к активному сотрудничеству. Уже сейчас российские производители стали задумываться о новых рынках сбыта, а добывающие компании – о повышении эффективности разрабатываемых месторождений.
Свидетельством этого является разработка грандиозных планов вроде создания энергетического моста из России в Японию через Сахалин, газопроводов из Томской области в Западный Китай и из Иркутской – в Восточный Китай и далее в Северную и Южную Корею.
Считаю необходимым особо отметить, что уже сегодня Россия в регионе не только поставщик сырья, но и современных технологий. Во Вьетнаме постоянно наращивает добычу нефти совместная российско-вьетнамская компания «Вьетсовпетро». Там же по российским технологиям возводится крупный нефтеперерабатывающий завод.
Российские нефтяники совместно с компанией «Калтекс Пасифик Индонезия» реализовали пилотный проект, позволивший существенно повысить отдачу на нефтяных месторождениях Суматры, после чего эти технологии было рекомендовано использовать на всех месторождениях «страны тысячи островов». Думаю, что это хороший пример для тех, кто в условиях дефицита нефтепродуктов обращается к технологиям, позволяющим существенно повысить отдачу пластов.
Немаловажно и то, что в феврале этого года на орбиту с помощью российского ракетоносителя был выведен индонезийский искусственный спутник «Гаруда-1». Теперь наши отношения выходят на новый технологический уровень. Деловые круги Индонезии заинтересовались и нашими разработками в области использования нетрадиционных источников энергии, в медицине, информатике и целом ряде иных отраслей.
Это только отдельные примеры эффективного использования странами АТЭС технологического опыта, накопленного Россией. Мы готовы предоставить государствам региона услуги по запуску космических аппаратов, по использованию российских космических данных дистанционного зондирования Земли для решения природоресурсных, метеорологических, экологических и других задач.
Россия имеет солидный опыт и необходимую базу в деле предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Резервы наших спутников и каналов связи можно использовать для становления в АТЭС современного информационного обмена.
Три года назад Россия стала членом АТЭС. Это дало импульс нашему сотрудничеству. Этот регион будет всегда нуждаться в России – и в вопросах сохранения стабильности и безопасности, и в обеспечении баланса интересов всех сторон. Мы готовы сотрудничать и с большими, и с малыми государствами региона. С экономически развитыми и теми, кто пока только стремится достичь этого уровня.
Вступление России в АТЭС отвечало нашему стремлению к более активному участию в азиатско-тихоокеанской кооперации. Во многих странах Азии нас знают как надежного экономического партнера. И мы стремимся к расширению круга этих стран.
К государствам – участникам АТЭС в полной мере относится инициатива России, прозвучавшая на «Саммите тысячелетия» ООН о совместной разработке инновационной реакторной технологии и ядерного цикла естественной безопасности. Эти вопросы заинтересуют не только государства, для которых проблема утилизации ядерных отходов уже стоит в повестке дня, но и тех, кто может рассчитывать на укрепление своего экономического потенциала, используя дешевую электроэнергию.
Россия предлагает современные технологии, исключающие использование в мирной энергетике обогащенного урана и чистого плутония. Это особенно важно, учитывая угрозу расползания ядерного оружия.
Многие из стран АТР входят в число мировых лидеров по темпам экономического роста. В этом году Россия по своим показателям вошла в число таких лидеров. Прирост ВВП планируется у нас более шести процентов. Уверен, что дальнейший подъем экономики в странах АТР, а также дальнейший рост экономики России ускорят развитие нашего взаимовыгодного сотрудничества. Мы намерены активно содействовать продвижению и работе российских компаний на рынках региона.
Нынешний визит будет для меня второй поездкой на форум АТЭС. В качестве главы российского Правительства я уже участвовал в саммите прошлого года. Деловая конструктивная атмосфера, готовность выходить на согласованные решения, совместно планировать наше общее будущее произвели на меня большое впечатление. Программа предстоящей встречи и график моих двусторонних контактов в Брунее предполагают продолжение такого конструктивного общения.
Как известно, на этот раз вопросы повестки дня форума в значительной мере перекликаются с темами, которые обсуждались на встрече «восьмерки» на Окинаве в июле. Там проблемы международной торговли и информационно-коммуникационных технологий также были в числе главных. Важно, что разговор, начатый в Японии, будет продолжен в гораздо более широком формате. Мы будем стремиться к тому, чтобы июльские договоренности получили развитие в ходе брунейского форума.
У нас нет скрытой повестки дня в АТР. Заявленные цели российской политики в регионе предельно ясны. Наша страна, проходящая этап глубинных внутренних преобразований, заинтересована в общем оздоровлении региональной обстановки, сохранении в Азии и на Тихом океане стабильной, предсказуемой ситуации.
К сожалению, в Азиатско-Тихоокеанском регионе по‑прежнему сохраняется немало «горючего» материала региональных конфликтов. На пороге третьего тысячелетия здесь нашли питательную среду терроризм, религиозный экстремизм и сепаратизм, транснациональная преступность. До конца не преодолено и взаимное недоверие, порожденное многими годами отчуждения. По этим вопросам мы настойчиво ищем взаимоприемлемые решения на всех уровнях, во всех организациях, созданных для этих целей, прежде всего в ООН.
В последние годы в российской внешней политике произошел решительный поворот в сторону АТР. Преемственность этой линии будет сохранена. О серьезности наших намерений продолжать активное присутствие в регионе свидетельствует не только плотный график моих встреч с лидерами стран АТР. За полгода мне удалось посетить с официальными визитами Китай, КНДР, Японию, провести ряд важных встреч с главами региональных государств на «Саммите тысячелетия» в Нью-Йорке. В эти дни пройдет мой визит в Монголию. Высоко ценим то, что монгольское руководство придает приоритетное значение активизации разноплановых связей и взаимовыгодного сотрудничества с Россией, в том числе и в международных делах. Речь, однако, идет не столько о частоте контактов на уровне руководства, сколько о происходящих в последние годы существенных качественных изменениях в отношениях России со странами АТР.
Судите сами. Россия и Китай уверенно держат курс на строительство равноправного и доверительного партнерства, которое стало весомым фактором сохранения глобальной стабильности.
Идет успешный процесс строительства партнерских отношений с Японией. Мы вышли на серьезные договоренности в сфере экономического сотрудничества – на глобальные проекты в области транспорта и энергетики.
В последние годы в самостоятельное направление российской внешней политики выделились отношения с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющей все страны этого обширного субрегиона АТР. У нас исторически тесные отношения с Вьетнамом, тысячи граждан Камбоджи и Лаоса обучались в наших вузах, мы внимательно анализируем опыт экономического развития Малайзии, Таиланда, других стран Юго-Восточной Азии и готовы развивать с ними взаимовыгодное сотрудничество во всех областях.
Россия как ответственный партнер не намерена отстраняться и от участия в развязывании сложных региональных «узлов». Наглядный тому пример – ситуация на Корейском полуострове, в отношении которой Россия стоит на позициях помощи и содействия национальному примирению Севера и Юга, их продвижению к мирному, самостоятельному объединению. Приоритет России в этом регионе – мир и стабильность, без чего немыслимы социально-экономический прогресс и развитие всех государств Северо-Восточной Азии.
Сегодня, на рубеже тысячелетий, обширный Азиатско-Тихоокеанский регион переживает этап становления во всех измерениях: экономическом, политическом, военном, социальном, культурно-цивилизованном.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что следующее тысячелетие – это время новых возможностей для АТР. А для России открываются новые восточные перспективы, которые мы будем, безусловно, развивать и активно участвовать в процессе превращения этого региона в наш «общий дом».