В.Путин: Сегодня у нас встреча все‑таки не вполне формальная, полуофициальная, поэтому, думаю, у нас будет возможность и пошутить, и посмеяться. То, что Вы сказали об особых отношениях между Францией и Россией, – это абсолютная правда. Можно было бы сейчас сделать какой‑то хороший, красивый, исторический экскурс. У меня здесь заготовлен даже ряд тезисов, где все изложено очень последовательно, логично, правильно и достаточно стройно. Но жизнь богаче того, что излагается на бумаге.
Должен признаться, сегодня у нас был очень насыщенный трудовой день, я бы так сказал, очень насыщенный рабочий график: встречи в обеих палатах парламента Франции, встреча с премьером, встреча с деловыми людьми Франции. Многие из них здесь представлены. После утреннего совместного завтрака с представителями французского бизнеса было намечено очень важное мероприятие – возложение венка к Могиле неизвестного солдата, к Вечному огню под Триумфальной аркой. Неожиданно оно стало для меня весьма знаменательным, потому что в Париже существует хорошая традиция: присутствие на мероприятии подобного рода ветеранов, французских ветеранов. И когда я здоровался с ветеранами, подошел к одному из них, он на довольно сносном русском языке говорит: «Приветствую Вас, господин Президент, во Франции. Я воевал в России. Я – красноармеец». Как неожиданно было увидеть среди французских ветеранов человека с французским знаменем в руках, который считает себя солдатом России!
В этом сегодняшнем эпизоде на самом деле заложено очень и очень многое. Нас действительно связывает с Францией больше, чем экономическое сотрудничество или общие геополитические, внешнеполитические интересы в сфере глобальной безопасности. Есть действительно что‑то общее в сердце. Действительно, в подавляющем большинстве сердец российских граждан есть место Франции. Я говорю это без всякого преувеличения, потому что влияние французской культуры на культуру нашей страны поистине огромно. Я знаю, что и лучшие представители русской литературы, живописи и музыки внесли свой вклад в развитие французской культуры. Не случайно здесь сегодня у нас присутствуют люди, которые признаны в качестве выдающихся деятелей культуры и в России, и во Франции. Мы сегодня еще будем иметь возможность наслаждаться их творчеством, насколько мне известно.
Именно поэтому мы придаем нашей поездке в Париж огромное значение. Без всякого преувеличения можно сказать, что есть области сотрудничества между Россией и Францией, которые вообще ничем нельзя заменить. Потому что единая позиция Франции и России на международной арене является фактором, с которым все вынуждены считаться. И это очень позитивный элемент в современных международных отношениях. Исключительно позитивный с учетом того, что и Франция, и Россия полагают, что архитектура сегодняшняя и будущая архитектура международных отношений должны быть многополярными. В этом смысле у нас очень много общего в подходах к крупнейшим, глобальным вопросам в сфере безопасности, в области регулирования и влияния на сложные проблемы, возникающие в различных регионах мира, таких как Балканы, Ближний Восток, Иран, Ирак.
У нас очень много общих взаимных интересов в сфере экономики. И дело не только в энергетике, хотя и это очень важно для объединенной Европы и для Российской Федерации. Ясно, что Европа заинтересована в том, чтобы диверсифицировать свои риски, не быть зависимой только от одного источника энергии. Россия, в свою очередь, заинтересована в привлечении инвестиций. И вместе мы заинтересованы в том, чтобы экспортировать наш совместный продукт в третьи страны. Рынки, скажем, европейских стран нуждаются в экспорте и нефти, и газа, и электроэнергии, и ядерной энергетики. И здесь у нас очень много точек соприкосновения.
У нас интересное, далеко идущее и очень перспективное сотрудничество в высокотехнологичных сферах, таких как освоение космического пространства, авиастроение.
У нас есть о чем подумать, поговорить и есть что вместе сделать в сфере образования. Огромные преимущества Европы в целом, Франции в особенности,— это высокий уровень образования населения и высокий класс общеобразовательных школ и высшей школы. Я думаю, что сегодня мы можем то же самое говорить и про Россию. Во всяком случае, фундаментальные исследования в России находятся на очень высоком уровне.
Мы не должны забывать и о таких перспективных сферах, которые являются традиционными. Я уже не говорю о том, что сегодня из всего газа, который потребляется во Франции, 28 процентов – это российский газ. Я не говорю о том, что огромное количество пищевых продуктов, продуктов легкой промышленности в России – французского производства.
Но у нас есть и другие традиционные области сотрудничества – это культура. Культура, которая создает блестящую базу и сама является как бы материальным фактором развития межгосударственных отношений.
Конечно, я уверен, знаю это, нашим французским партнерам не безразлично, что происходит в России, каковы основные тенденции развития государства в России. Что делается для того, чтобы стабилизировать экономику, каково ее состояние сегодня, на что можно рассчитывать завтра.
Большое спасибо Вам за внимание.