Полный текст документа:
В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьёй 88 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращаюсь с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации временно применяемого Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор) заключён Президентом Российской Федерации и уполномоченными представителями Республики Крым и города Севастополя 18 марта 2014 года и опубликован в «Российской газете» 19 марта 2014 года.
Правовым основанием для заключения Договора являются: часть 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации, согласно которой принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом; пункт «б» статьи 86 Конституции Российской Федерации, согласно которому Президент Российской Федерации ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; главы I и II Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Основанием для заключения Договора послужило предложение Государственного Совета Республики Крым – парламента Республики Крым и Законодательного Собрания города Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город Севастополь, и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. В соответствии с порядком, установленным названным Федеральным конституционным законом, Президент Российской Федерации уведомил об этом предложении Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Рассмотрение предложения и подготовка Договора осуществлялись в соответствии с Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
При заключении Договора соблюдены требования Конституции Российской Федерации, государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учтены сложившиеся исторические, экономические и культурные связи России с Крымом и городом Севастополем.
В Договоре содержатся положения, определяющие наименования и статус новых субъектов Российской Федерации – Республика Крым и город федерального значения Севастополь, действие законодательства Российской Федерации на их территориях, порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины и лицами без гражданства, а также устанавливается переходный период, в течение которого формируются новые органы государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Согласно Договору государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
В соответствии со статьёй 6 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и статьёй 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Договор подлежит ратификации.
Прошу Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая сложившуюся ситуацию вокруг Крыма и Севастополя, рассмотреть данный запрос без проведения публичных слушаний, так как Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов направлен на соблюдение государственных интересов Российской Федерации, прав и свобод как жителей Крыма и Севастополя, так и граждан Российской Федерации, укрепление сложившихся экономических и культурных связей России с Крымом и Севастополем.