В.Крутько: В 22.30 с ГУ ЧС края поступило штормовое предупреждение. Мы проводили заседание комиссии, и весь состав был полностью в сборе. Расписав всё по пунктам руководителям предприятий – по постановке техники, по освещению и по информированию населения, – начали уже активные действия.
В 23.00 около 200 человек, это депутаты, ТОСы, квартальные, уже вышли непосредственно на территорию города, где наиболее подтопляемые участки. Это улица Весёлая, улица Фадеева и переулок Троицкий. Бегущая строка по телевидению, эсэмэски пошли. И у нас существует в оперативной службе такая система «Сигнал», которая в экстренных ситуациях в автоматическом режиме всех, кто есть – сто, двести абонентов – информирует по сотовой связи о ЧС.
Где‑то около 12 ночи я выехал в сторону Нижней Баканки, там вода уже начала прибывать, но не так активно, хотя дождь уже поливал и уровень воды начал приближаться к критической отметке. Туда прибыли наши подразделения ГО ЧС, пожарные наряды, которые обеспечивали эвакуацию людей уже механизированным способом в горы.
Активный подъём воды шёл с 2 часов ночи до 4 утра. Практически вся большая вода пришла к 4 часам утра в город. Уровень поднимался от 6 до 7 метров от нормативного. Большая часть домов 50–60-х годов постройки была залита под потолок, это практически несоизмеримо с жизнью. Многих мы снимали с чердаков, лодками. «КамАЗы» вынуждены были использовать тракторный ход, на высокой базе, для того чтобы пробиться и спасти. Развернули эвакопункт на 600 человек, где первыми распределялись мамы с грудничками, пожилые, престарелые, кто приходил по линии соцзащиты. Мы их старались в первую очередь эвакуировать. Конечно, это беда. И то, что сегодня официально в морге 56 тел, – это горе. И для жителей, для родных, для меня как главы муниципального образования Крымский район.
Вода начала убывать только в 12 часов дня, то есть подпор, который накопился в водоразделе между Новороссийском, Геленджиком, поддавливал. Даже на рассвете мы не могли по большей части затопленных территорий двигаться, потому что техника, «КамАЗы» глохли, буквально по лобовое стекло волной заливало. У нас было 20 лодок, течение сносило, приходилось врастяжку держать эти плавсредства, для того чтобы вёсельным методом дойти до дома, хаты, и потом уже вернуть на берег.
Ситуация и по взводу солдат возникла. Вы, если смотрели фотографии, знаете. Переворачивало «КамАЗы», у нас по городу такая ситуация возникала, течением реки затягивало. Слава богу, личный состав не пострадал, все солдаты живы. Но уже к часу-двум появились жертвы. Когда вода уходить стала, начали пешком обследовать домовладения, вскрываем двери – трупы. Такая на сегодняшний день ситуация.
Нами предприняты действия, созданы рабочие группы, которые пошли после большой воды, пусть ещё по затопленной территории, непосредственно по домовладениям, для того чтобы где‑то помощь оказать, где‑то выяснить обстановку и всё это актами провести. Для того чтобы впоследствии эти граждане имели возможности получить субсидии. Рассматривали этот вопрос с Александром Николаевичем [Ткачёвым] буквально сегодня – о суммах, которые будут выделяться из краевого бюджета всем, кто пострадал от стихии.
В.Путин: Как оповещение должно было бы работать и как работало? Откуда Вы должны получать информацию о возможных событиях подобного рода?
В.Крутько: ГО ЧС края сейчас внедрена система, когда на сотовый телефон главы сбрасывается…
В.Путин: Вы получили такое сообщение?
В.Крутько: Да.
В.Путин: Во сколько?
В.Крутько: Ориентировочно в 22 часа. И потом в 23.30 мы официально получили телефонограмму, подтверждение.
В.Путин: И после этого начали оповещать людей.
В.Крутько: Да. Совещание провели, буквально через 15 минут уже люди пошли по дворам. Но помимо этого пошла бегущая строка по телевизору.
В.Путин: Я попросил сюда подъехать руководителя Следственного комитета России [А.Бастрыкина]. Он проверит действия всех должностных лиц – как пришло оповещение, когда оно пришло, когда оно могло бы прийти, когда должно было прийти и кто как действовал. Я прошу оказать ему содействие. Бастрыкин сегодня прилетит к вам и начнет работать с группой своих специалистов. Это формальное дело, хотя, безусловно, мы должны уделить этому должное внимание, с тем чтобы понять, кто как работал, кто как действовал. Это первое.
Второе. Что касается федеральных и региональных служб. Как Вы как глава города оцениваете их работу? Как они включились, как функционировали?
В.Крутько: Довольно оперативно, начиная от сбора информации, мониторинга… Уже в 2 часа ночи стали прибывать сюда технические средства, личный состав. В связи с тем, что город был большей частью отрезан со стороны Краснодара и Новороссийска, только по Славянскому направлению можно было подъехать, объездными путями они сюда прибывали.
В.Путин: Сейчас они работают здесь?
В.Крутько: Да.
В.Путин: Сколько единиц техники и сколько людей – знаете?
В.Крутько: На 8 утра было около 100 единиц техники, сейчас значительно больше, наверное, до 150. Это пожарные ходы, которые откачивают воду из подвалов, со дворов, это большегрузная техника, которая ещё вывозит людей, детей, это автобусы, микроавтобусы и спецтехника.
В.Путин: Когда мы сюда ехали, я разговаривал с руководителем МЧС [В.Пучковым], минут через 20 он будет здесь сам, лично. И Министр регионального развития [О.Говоруном]. Что нужно сделать прежде всего? Нужно оказать помощь пострадавшим семьям. Конечно, и материальную помощь. Всем, кто утратил имущество, мы договорились с губернатором, в понедельник должно быть выплачено по 10 тысяч рублей. Это первая помощь, необходимая для того, чтобы нормально существовать все эти дни.
Затем край выделит по 50 тысяч пострадавшим на каждого члена семьи, а Федерация, федеральный бюджет, соответствующие указания у Министра финансов уже есть, и у зама Председателя Правительства, который курирует социальную сферу, – по 100 тысяч рублей на каждого члена семьи. И договорились о том, что семьям погибших будет выплачено по 1 миллиону рублей из федерального бюджета плюс ещё по 1 миллиону рублей из краевого бюджета.
Кроме этого, мы поможем восстановить утраченное жилище. Договорились с губернатором, что сделаем это 50 на 50: 50 процентов из регионального, 50 процентов из федерального бюджета. Но, конечно, Вам нужно будет вместе с сотрудниками МЧС определить объём этого ущерба по каждому домовладению.
И ещё один вопрос, он касается Неберджаевского водохранилища. На данный момент что там происходит и в каком оно состоянии? Неберджаевское водохранилище является собственностью Краснодарского края.
А.Ткачёв: В плановом режиме. Никаких прорывов, никаких сбросов не происходило ни по каким причинам. Это можно проверить, сегодня там работает комиссия, мы мониторим ситуацию. Я знаю, что некоторые оппоненты, оппозиция, пытаются рассказать сказки…
В.Путин: Бог с ним. Сейчас не об этом речь. Сейчас речь о безопасности людей. В каком состоянии водохранилище?
А.Ткачёв: Неберджаевское водохранилище в рабочем состоянии, нормально функционирует. Ничто не предвещает там проблем.
В.Путин: Попросите, чтобы адъютант набрал телефон, можно через Москву, можно через руководителя Ростехнадзора, их сотрудники должны быть прямо уже на этом водохранилище. Наберёте его и дайте мне трубку.
<…>
Специалист гидрометеослужбы: Циклон сформировался над Азовским морем. Он забрасывал влажные воздушные массы именно в эту зону, именно здесь выпали самые мощные осадки, которые отмечались вообще на территории Краснодарского края – 300 миллиметров за сутки, треть годовой нормы. Побит рекорд 1995 года, когда у нас было 296 мм осадков 17 июля. Эти осадки как раз и сформировали эти мощные паводки, которые по северному склону перевала, скатившись в Неберджай, повысили уровень реки до 5–7 метров. В данном случае получилось, что осадков было так много и, главное, таких больших, что вода не успевала впитываться в почву и сразу попадала в реку. Река не успевала пропустить такие большие объёмы – это 300 литров на каждый квадратный метр, и, соответственно, уровень сразу вырос и в Неберджайке, и в другой реке, и при слиянии получилось резкое увеличение объёма.
В.Путин: Неберджаевское водохранилище, по Вашим оценкам, в опасной зоне находится?
Специалист гидрометеослужбы: Оно стоит на реке Неберджай, перехватывает её и способствует тому, что воду для питья оттуда забирает Новороссийск. Оно было в мёртвом объёме, когда прошли осадки. После осадков уровень поднялся практически на 6 метров, но остался ниже уровня плотины практически на 2 метра. Начало работать сливное устройство, и в реку пошло 60 кубометров, максимум – 75 кубометров [воды]. В принципе, оно даже демпфировало этот паводок, приняло его на себя, аккумулировало, а потом его пустило в реку. Поскольку дальше тоже идут склоны, они сработали, и река поднялась. 60 кубометров из водохранилища, сток с уклонов, слияние с Баканкой – и там получился очень высокий уровень.
В.Путин: А были ли какие‑то искусственные сбросы воды, технологические?
Специалист гидрометеослужбы: Там такого быть не может. Я был на этом водохранилище, Владимир Владимирович. Оно не имеет шлюзов. Там глухая плотина и труба, как в ванне, – когда [водохранилище] переливается, то вода по этой трубе просто уходит в реку. Труба может пропустить максимум 130 кубометров, в данном случае она пропускала 60 кубометров.
В.Путин: Хочу уточнить ещё раз: искусственного сброса, технологического, с водохранилища сделать невозможно?
Специалист гидрометеослужбы: Нет, невозможно. Только разрушив плотину, чего не было. В данном случае водохранилище смягчило паводок, но не полностью, так как текло со всех склонов, и 300 мм осадков выпало как раз на хребте, а в Крымске – 71 мм, уже несколько поменьше. Это только существенно увлажнило всё, добавило воды в городе.
В.Путин: Но технологический сброс не предусмотрен?
Специалист гидрометеослужбы: Нет. Плотина полностью глухая. Вся вода из водохранилища идёт для водопользования города Новороссийска, а во время, когда водохранилище достигает определённого уровня, лишняя вода уходит в трубу. На отметке, по‑моему, 3 метра ниже уровня плотины.
В.Путин: И плотина не пострадала?
Специалист гидрометеослужбы: Нет, по оценке сотрудников водоканала, всё сработало в штатном режиме.
В.Путин: Ваши профессиональные оценки развития ситуации по погоде, по осадкам какие?
Специалист гидрометеослужбы: Погода будет идти на улучшение, у нас циклон, слава богу, заполняется, поэтому зона осадков смещается севернее, туда, где осадков не было, и они не доставят никаких хлопот. По этой зоне завтра будет больше солнца, но это вызовет большие испарения и влага будет немного конденсироваться, будут образовываться дождевые кучевые облака, и завтра прогремят локальные грозы. Они никоим образом не ухудшат ситуацию в зоне ЧС. С 9 июля – прекращение осадков, повышение температуры, и практически до конца недели будет стоять погода, которая не будет препятствовать спасательным работам.
В.Путин: (Обращаясь к В.Крутько.) Нужна здесь, в Крымске, какая‑то дополнительная медицинская помощь?
В.Крутько: Нет, спасибо, департамент Министерства прислал отряд «Медицины катастроф» с оборудованием, личным составом, психологами. Так что по этому поводу проблем не испытываем.
В.Путин: Есть ли такие домовладения, которые полностью разрушены?
В.Крутько: Есть. Сегодня мы обследовали 40% подтопленной территории, по предварительным оценкам, число таких домовладений составило 117 только по Крымску.
В.Путин: Я так понимаю, что их нужно будет строить практически заново.
В.Крутько: Да.
В.Путин: И будем исходить из того, что не на том же самом месте. Если это опасное место, то возводить их здесь нецелесообразно.
В.Крутько: Конечно, будем предлагать какие‑то другие варианты. Рисковать нельзя.
В.Путин: 150 лет не было таких тяжёлых событий, а вот случилось. Кто знает, когда это ещё может произойти? А если через 5 лет, через 10 лет? Такие потери нести было бы неоправданно, если сейчас есть возможность при строительстве новых домов построить их на более безопасном месте.
(Обращаясь к А.Ткачёву.) Вы вместе с главой города [Крымска] подумайте о том, где можно было бы построить новые дома. Мы с Вами несколько лет назад в других регионах Краснодарского края перемещали строительство на более высокие безопасные участки.
А.Ткачёв: Выделим землю, коммуникации, край вместе с Федерацией, как Вы сказали, построит новое жильё.
В.Путин: (Обращаясь к В.Крутько.) Дождитесь встречи с руководителем МЧС, Министром регионального развития и вместе с ними в ближайшие дни определите количество домовладений, которые фактически подлежат сносу и строительству заново. Выделим соответствующие деньги для того, чтобы восстановить полностью.
* * *
Телефонный разговор с представителем Ростехнадзора А.Плющем.
* * *
В.Путин: Нужно подумать о том, как помочь семьям, которые пострадали, если там дети есть. (Обращаясь к А.Ткачёву.) Александр Николаевич, нужно забрать детей, сейчас в этих домовладениях (домах) сложно будет, нужно их восстанавливать. Нужно забрать детей в дома отдыха, лагеря, чтобы они могли спокойно отдохнуть, прийти в себя.
И нужно оперативно выплатить деньги, сначала 10 тысяч, потом сразу 50. И мы дадим по 100, семьям, в которых погибли – от края миллион, от Федерации – миллион. Надо это быстро организовать, чтобы люди почувствовали эту помощь как можно быстрее, не ощущали себя брошенными, а, наоборот, увидели, что мы рядом с ними, помогаем, думаем о них.
(Обращаясь к В.Крутько.) Вы действуйте оперативно, главное, чтобы Вы были на месте. Если нужна какая‑то дополнительная помощь, связанная с медициной, сформулируйте, соответствующее поручение Министерство здравоохранения имеет, подключатся в любую секунду.
Самое главное, когда будете разговаривать с людьми, передайте самые искренние соболезнования всем пострадавшим, и прежде всего семьям погибших.