В.Школьник: Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
Позвольте вас сердечно приветствовать на юбилейном V Форуме приграничных регионов Казахстана и России и предоставить слово Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Нурсултану Абишевичу.
Н.Назарбаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники настоящего форума!
Я рад приветствовать всех вас в городе Актобе, который на два дня стал центром казахстанско-российского сотрудничества. И особо хочу отметить, что этот форум совпадает с годом десятилетия подписания договора о вечной дружбе, сотрудничестве и союзничестве, обращенного в XXI век. Этим договорённым обязательствам, как казахстанская сторона, так и российская, мы постоянно следуем, и Казахстан, как надёжный партнёр, союзник и сосед, всегда рядом стоит с Россией.
Вы знаете, мы чёткую свою позицию выразили по недавним кавказским событиям. И мы на ОДКБ договорились о том, что члены этой организации ни в коем случае не будут поддерживать антироссийскую риторику, где бы это в мире ни происходило. И сегодняшняя наша встреча – продолжение этого сотрудничества.
Только что увиденная нами выставка говорит об огромных возможностях, о том, что мы уже сделали, и об огромных возможностях того, что мы можем сделать, поскольку сегодня форум посвящён именно вопросам инновационной интеграции между нашими государствами. Регулярное проведение встреч руководителей приграничных территорий – это яркий пример двусторонней интеграции Казахстана и России. Проходившее в рамках форума регионов обсуждение и достигнутые договорённости значительно дополнили межгосударственные усилия по развитию казахстанско-российских отношений, придали им конкретный характер. Нынешний Форум в Актобе имеет особое значение. Наша декларация, о чём я говорил, о вечной дружбе и союзничестве, стала долгосрочной основой отношений между нашими странами.
По договорённости с Президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым мы решили расширить формат ежегодных встреч регионов. Сегодня в работе форума участвуют главы казахстанских и российских регионов, вносящих значительный вклад в развитие отношений взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами. Рад приветствовать руководителей и представителей Санкт-Петербурга, Москвы, Свердловской области, Ингушетии, Татарстана, которые раньше не участвовали. Казахстанская сторона на нынешней встрече представлена также акимами 11 из 16 областей страны. Таким образом, отныне Форум приграничных регионов становится Форумом межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Я бы хотел, и мы говорили с Дмитрием Анатольевичем, именно так его в будущем называть. Убеждён, что в дальнейшем состав участников расширится ещё более. Сегодня нам предстоит обсудить взаимодействие между регионами, определиться с практическими задачами и планами на перспективу.
Прежде всего хотел бы отметить нарастающее укрепление двустороннего экономического сотрудничества. Только за семь месяцев текущего года товарооборот между двумя странами составил почти 12 миллиардов долларов. Это на 32 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ещё одну статистику можно привести: с тех пор, как мы начали проводить эти форумы, шесть лет назад, товарооборот между нашими странами вырос в четыре раза. Основную лепту в достижение таких показателей вносит приграничное сотрудничество, которое осуществляют присутствующие здесь руководители регионов соответствующих стран.
Одна Актюбинская область, где мы сейчас находимся, даёт более 10 процентов от общего объёма казахстанско-российской торговли. Судя по тому, что мы видели на выставке, это сотрудничество имеет огромный потенциал для дальнейшего развития.
Важно отметить, что рост товарооборота, а значит, и укрепление наших торгово-экономических связей происходит на фоне глобальных кризисов. В то время, как многие страны испытывают экономические трудности, порождаемые ростом цен на продовольственные ресурсы, кризисом на ипотечном рынке, наши страны на сегодня демонстрируют стабильность. Мировой финансовый экономический кризис явился новым вызовом для наших экономик, и мы отслеживаем, конечно, ситуацию, но надо сказать, что последствия до конца ещё не ясны. Поэтому желательно, чтобы наши экономические ведомства обменивались опытом, чтобы совместно противостоять этому кризису. Наше совместное сотрудничество приобретает ещё большую актуальность, обеспечивая защиту от негативного влияния внешних факторов.
Говоря об углублении торгово-экономических связей между нашими странами, надо отметить приоритетность развития сотрудничества в сфере высоких технологий, чему и посвящена сегодняшняя наша встреча. Этой теме посвящён и форум. На международном уровне у нас уже имеется опыт взаимодействия в сфере высоких технологий, реализуется ряд крупных проектов. Мы сейчас убедились в этом, рассматривая выставку.
Так, в атомной энергетике совместно осуществляется проект по производству обогащённого урана на базе учреждённого нами международного центра в городе Ангарск Иркутской области. В рамках ЕврАзЭС выполняется программа по разработке новых высокоэффективных технологий производства конкурентоспособной биопродукции для медицины, сельского хозяйства, охраны окружающей среды. Сотрудничество России и Казахстана в космической сфере ярко выражено на примере взаимодействия по вопросам использования космодрома Байконур, создания стартового комплекса «Байтерек», участия в навигационной системе ГЛОНАСС, на повестке дня совместные исследования в космосе с участием казахстанских космонавтов. Этот опыт необходимо наращивать совместными усилиями.
В этом году по предложению Президента России создана рабочая группа по активизации казахстанско-российского сотрудничества в сфере инновационного развития, работает рабочая группа. За короткое время проведены встречи, определены главные направления её деятельности, основные сферы инновационного сотрудничества. В рамках этой рабочей группы одной из российских компаний – «Роснано» уже предлагается к реализации 9 проектов по нанотехнологиям.
Сегодня также рассматривается вопрос создания совместного казахстанско-российского венчурного фонда между акционерным обществом «Фонд устойчивого развития «Казына», компанией «Роснанотех» и Российской венчурной компанией. Новый фонд будет осуществлять инвестирование инновационных проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации и Республики Казахстан в области нанотехнологий. И у Казахстана, и у России имеется достаточная научная база, позволяющая развивать наукоёмкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений. В условиях мирового продовольственного кризиса у наших стран, обладающих колоссальным сельскохозяйственным потенциалом, огромными территориями, имеются значительные возможности внести свой вклад в решение глобальных проблем за счёт внедрения агротехнологий.
Сегодня мы с Дмитрием Анатольевичем, конечно, как всегда, поговорили по всем направлениям нашего сотрудничества в политике, в экономике, в безопасности. Мы говорили о проблемах экономического кризиса, о том, что Россия и Казахстан всегда могут обеспечить своё население энергоносителями и всегда могут обеспечить себя всеми видами продовольствия – это уже огромное благо для наших народов. И в этом плане совместная работа очень важна в настоящее время.
Особого внимания заслуживают совместные высокотехнологичные проекты в химической отрасли, в том числе производство минеральных удобрений, а также проекты по разработке и внедрению агротехнологий в целях повышения урожайности и эффективности сельского хозяйства в целом. Здесь огромное поле деятельности. Урожайность наших полей, продуктивность нашего животноводства оставляет желать намного лучшего, и мы знаем, что есть такие технологии не только за рубежом, но и у нас.
Актуальными сегодня являются вопросы охраны окружающей среды. Мы уже начали активно работать над разработкой законопроекта по возобновляемым источникам энергии, программой энергосбережения, которые придадут долговременный импульс устойчивому развитию. Если доля использования возобновляемых источников энергии в мире занимает порядка 18 процентов, то аналогичные показатели Казахстана и России сегодня ещё незначительные, и мы видели зачатки, что мы можем сделать в этом направлении, есть разработки. Наверное, нужны и средства, нужно желание, нужно раскрывать все возможности и не мешать развиваться этому направлению.
Поэтому важной задачей развития сотрудничества в этом направлении представляется реализация совместных проектов в области «зеленой энергии». Такие задачи во всём мире сегодня стоят в передовом ряду приоритетных вопросов технологического развития. То, что у нас есть нефть, газ, уголь, – это не должно ни в коем случае нас останавливать в этом плане. За счёт таких технологий идёт вообще технологический прорыв экономики любой страны.
Очень интересным направлением для совместного сотрудничества является развитие атомной промышленности. В настоящее время стороны приступили к реализации совместного проекта по разработке реакторов малой и средней мощности, объединения возможностей наших предприятий атомной промышленности. При этом мы нацелены не только на создание атомной электростанции, но и на дальнейшее использование полученных технологий и выход с ними на международный рынок.
На наш взгляд, сотрудничество Казахстана и России в инновационной сфере должно быть направлено на объединение научных, производственных ресурсов, создание совместных фондов, формирование системы обмена передовыми технологиями. Мы создали ряд венчурных фондов, крупных международных технологических центров в Японии, США, Германии, Сингапуре и других странах. Это позволяет нам получать выход на ведущие технологические компании мира, строить открытую систему обмена знаниями и опытом. Мы могли бы совместно с Россией поработать в этом направлении, обеспечить трансферт передовых технологий для наших стран.
Можно совместно рассмотреть вопрос покупки средних высокотехнологичных компаний с последующим переносом их производственных мощностей на территории наших стран. Безусловно, такой характер сотрудничества необходимо переносить на межрегиональный уровень.
Большое значение для наших стран будет иметь практическая работа по созданию транспортного коридора, связывающего Западную Европу, Западный Китай по маршруту Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актюбинск – Алма-Ата – Китайская Народная Республика, к строительству которого мы, в Казахстане, приступили.
Меморандум о сотрудничестве Казахстана и России по реализации этого проекта будет подписан сегодня. Казахстанские и российские регионы, по которым пройдёт эта магистраль, должны внести свой вклад в осуществление проекта. Речь идёт о создании современной придорожной инфраструктуры, логистических центров, сети комфортабельных пунктов отдыха, торговли, хранения грузов и так далее, в конечном счёте создании тысяч рабочих мест, улучшении благосостояния людей, живущих вдоль этой магистрали.
Важным направлением является интеграция двух стран в научно-образовательной сфере. Следует расширять межвузовское сотрудничество, обмен преподавателями и студентами, проводить совместные научные и образовательные исследования. Для этого считаю необходимым поручить министерствам образования и науки наших стран разработать планы совместной деятельности научных организаций и образовательных учреждений наших регионов. В наших странах создаются технопарки, наукограды. Предлагаю нашим коллегам для обмена опытом и информацией рассмотреть возможность формирования на их базе совместных научно-исследовательских центров.
Мы приглашаем наших коллег к реализации крупных высокотехнологичных проектов в области информационных, ядерных технологий, биотехнологий, агротехнологий. Здесь есть над чем работать, причём в первую очередь на межрегиональном уровне.
Считаю, что интеграция Казахстана и России в инновационной сфере – это особо важный элемент завоевания совместной ниши в мировом научно-техническом пространстве, ведь именно инновации являются одним из самых важных факторов обеспечения экономического развития, качественного изменения структуры внешней торговли любой страны. Такой комплексный подход позволит нашим странам не только сконцентрировать ресурсы на прорывных направлениях научно-технического инновационного развития, но и обеспечит значительную экономию во времени при разработке и выводе на рынок конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции, работ и услуг.
Мы обсуждали и вопрос о том, чтобы наша работа не была от форума и до форума. Можно поговорить о том, чтобы создать специальную рабочую группу, может быть, поручить нашим министрам, которые готовили этот проект, и правительствам создать постоянно действующий, я его назвал, казахстанско-российский институт. Может быть, это просто рабочая группа, которая будет отслеживать ежемесячно ход выполнения поручений, которые мы даём.
Уважаемые друзья! Сегодня мы видим, как стремительно расширяется география казахстанско-российского сотрудничества. Шесть лет назад, инициировав создание под эгидой глав государств Казахстана и России Форум приграничного сотрудничества, мы рассчитывали на рост взаимной торговли, расширение экономических связей между регионами, взаимодействие по гуманитарным вопросам. Нашей общей задачей стало превращение казахстанско-российской границы в рубеж добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества и доверия.
Сегодня можно твёрдо сказать, что эти цели во многом достигнуты. На очереди следующий этап – обеспечение качественного рывка двух стран в инновационном развитии. В этом плане огромным потенциалом обладают регионы Казахстана и России. Конечно, у России возможностей намного больше, и мы опираемся на эти возможности и надеемся на такую поддержку. Выражаю уверенность в том, что плодотворное, конструктивное, взаимовыгодное межрегиональное сотрудничество поднимает уровень партнёрства наших стран на новую высоту.
Д.Медведев: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые коллеги! Друзья!
Рад в свою очередь приветствовать вас на Форуме руководителей приграничных регионов. Это действительно уже пятая по счёту встреча, и с каждым разом мы убеждаемся в том, насколько важным и востребованным является этот формат работы.
Авторитет форума растёт, состав его участников расширяется. Только что Нурсултан Абишевич сказал, что мы договорились о дальнейшей работе, о том, чтобы этот форум носил уже, по сути, межрегиональный характер. Наверное, это в большей степени будет отражать многоцветную палитру российско-казахстанских отношений – это и выгоднее и удобнее, да и, по сути, это уже на сегодняшний день так и есть.
Мы только что были на выставке. Я сказал Нурсултану Абишевичу, что, на мой взгляд, такая выставка по такому уровню представительства с таким количеством образцов и совместной продукции и просто перспективных разработок могла бы украсить и любой многосторонний форум, то есть она могла бы быть частью большой выставочной работы, а на самом деле это только часть наших возможностей, часть возможностей, которые представлены рядом казахстанских регионов и российских регионов. Опять же свидетельство того, какими потенциалами мы в этой сфере обладаем и какие у нас есть перспективы.
Всё больший интерес, и это очевидно, к форуму проявляют и наши деловые круги, общественные круги, и это, безусловно, яркий показатель дружественных, глубоких и взаимовыгодных отношений между Россией и Казахстаном по всему спектру отношений и в политической, и экономической, и в гуманитарной сферах.
Подчеркну, что Россия и Казахстан вносят свой позитивный вклад в усилия мирового сообщества по поиску адекватных ответов на вызовы современности. Только что Нурсултан Абишевич об этом говорил, и я хотел бы в свою очередь отметить, что, конечно, тот финансовый кризис, который в настоящий момент, по сути, создаёт много трудностей для мировой экономики, создаёт и необходимость искать на этот кризис совместные ответы. И чем более скоординированными будут действия государств, а тем более близких государств-партнёров, тем проще будет преодолевать последствия такого рода кризисных явлений.
Не менее сложными процессами сопровождается рост цен на природные ресурсы и продовольствие. И в целом мы видим, что существующая сегодня глобальная система управления этими процессами не отвечает требованиям текущего дня. Об этом говорят много в разных местах, но, к сожалению, новой системы поддержания глобального равновесия в экономике, в финансовой сфере до сих пор не создано. И за то, что такой системы пока нет, приходится расплачиваться, по сути, целым экономикам. Отсутствуют, кстати сказать, и международные площадки, на которых бы подробно и оперативно обсуждались эти острейшие вопросы. Была попытка обсуждать эти вопросы, скажем, во время проведения «большой восьмёрки» в Японии, но по понятным причинам там тоже никаких решений принято не было. А жаль. Может быть, в новую волну финансового кризиса ряд наших государств, государств-партнёров, вступил бы [в кризис] в другой ситуации.
В таких условиях на передний план выходят взаимопонимание и поддержка в рамках двустороннего сотрудничества. Именно такое взаимодействие, имеющее выход и влияние на мировые сырьевые и финансовые рынки, и обеспечивает устойчивость социально-экономического развития. В вопросах укрепления доверия и развития экономических контактов немалую роль играют и как раз непосредственные соседи – приграничные районы России и Казахстана.
Несколько слов, касающихся нашего стратегического сотрудничества в энергетической сфере: оно прямо связано с укреплением региональной энергобезопасности. Известно, что существующая практика взаимоотношений участников мирового энергетического рынка всё меньше устраивает как поставщиков, так и импортёров. Все они крайне заинтересованы в стабильности и предсказуемости. Но эта стабильность – она должна быть взаимной. Здесь не может быть рецептов, которые применимы или полезны только для одной стороны.
Поэтому мы и выступаем за совершенствование международных инструментов в этой сфере. Невозможно обеспечить, допустим, комфортные условия для потребителей энергоресурсов и не создать нормальных условий для поставщиков энергоресурсов, а Казахстан и Россия относятся к числу поставщиков энергоресурсов, и для транзитных государств. Это связанные процессы, и именно в этом направлении мы и должны сконцентрировать на будущее свои усилия.
Стабильность и предсказуемость – два принципа, на которых основано в целом наше взаимодействие с Казахстаном. Мы будем продолжать наращивать добычу и экспорт углеводородного сырья, строить новые трубопроводы в тех случаях, когда это выгодно и необходимо, привлекать масштабные инвестиции в топливно-энергетический комплекс. Будем заниматься диверсификацией используемых источников энергии, будем заниматься снижением энергоёмкости, развивать новые виды энергетики. И уверен, что на этих направлениях у наших государств есть очень хорошие перспективы. Кстати сказать, и выставка, которую мы посетили только что, свидетельствует именно об этом.
Ещё одна важная сфера, о которой тоже сказал Нурсултан Абишевич, где наши совместные действия могут дать очень позитивные результаты, – это сельское хозяйство. Совершенно очевидно, что по своему потенциалу Россия и Казахстан могут претендовать на роль ведущих аграрных держав.
Вы знаете, что быстрый рост цен на продовольствие привёл к мировому продовольственному кризису, который сопровождался социальными потрясениями в целом ряде стран. Реакция некоторых государств на такого рода кризисные явления – пример так называемого экономического эгоизма. Это не только не способствует разрешению проблем, но, напротив, усиливает глобальные кризисные явления и, более того, растягивает эти кризисные явления на длительную перспективу. Наиболее действенным, наиболее адекватным ответом на эти вызовы было бы сочетание мер по стимулированию производства аграрной продукции, чем мы, собственно, и занимаемся сегодня, и корректировке национальных энергетических стратегий.
Считаем, что в интересах как России, так и Казахстана продвижение интенсивного диалога в целях создания новой, более эффективной системы мировой продовольственной безопасности, политики и торговли. И здесь, на форуме, такого рода инициативы обсуждались и ещё будут обсуждаться.
Полагаю, что в целом тенденции развития современного мира говорят прежде всего о необходимости развития инноваций и высоких технологий. Мы действительно договорились некоторое время назад о том, чтобы интенсифицировать эту работу в российско-казахстанских взаимоотношениях. И это понятно, потому что в основе долгосрочной экономической политики России и в основе долгосрочной экономической политики Казахстана лежит полноценная модернизация ключевых отраслей промышленности и инфраструктуры. И, содействуя инновационному прорыву в этих сферах, мы должны двигаться и к более тесному технологическому партнёрству. Наращивать взаимные инвестиции в высокотехнологичные отрасли, в том числе и в сфере нанотехнологий.
Сегодня мы в России стремимся создать режим наибольшего благоприятствования для деятельности иностранных предпринимателей и в целом для деятельности предприятий в реализации инновационных производств. И здесь, в Казахстане, тоже есть такого рода проекты, причём некоторые из них уже очень развитые. Считаю, что наши совместные действия способны принести здесь очень хороший эффект.
Год назад была создана специальная корпорация нанотехнологий, она уже активно работает с нашими казахстанскими партнёрами. Мы признательны тому, что руководство Казахстана уделяет этому направлению особое внимание. Импульс как раз этому сотрудничеству придали наши договорённости в мае нынешнего года в Астане. Тогда же было, кстати, подписано и соглашение о взаимодействии между «Роснанотехом» и «Фондом устойчивого развития «Казына».
Здесь большие возможности для сотрудничества. Вот мы ходили по выставке, смотрели и возможности по производству солнечных батарей космического базирования, красок всякого рода огнезащитных, нефтяных насосов, газовых станций, различного рода продукции с использованием нанотехнологий, есть и другие проекты – самое главное, чтобы ими заниматься на предметной основе.
Мы рассчитываем также на скорейшее создание Венчурного фонда. Проекты для его портфеля уже давно подготовлены. Они позволяют использовать возможности нанотехнологий в таких сферах, как медицина, строительство, жилищно-коммунальный комплекс. Есть и коммерчески привлекательные разработки в сфере энергетики, в технологиях двойного назначения. Уверен, что сотрудничество в этой сфере будет очень полезным.
Уважаемые коллеги!
Свидетельством стремления наших народов к более тесному общению являются, действительно, межрегиональные связи: они очень активно развиваются, деловые круги включены в эти процессы. Хорошо работают и образовательные, научные, культурные программы. И что, может быть, самое важное – укрепляются родственные и дружеские контакты между людьми.
Нурсултан Абишевич уже сказал о тех показателях, на которые мы вышли. Это действительно очень хорошие показатели: и четырёхкратный рост товарооборота, и то, что за первые пять месяцев товарооборот приблизился к отметке почти в 10 миллиардов долларов, на треть, практически, опередив цифры за тот же период прошлого года.
В приграничных районах России и Казахстана сосредоточена сильная сельскохозяйственная, производственная и научная базы. Осуществляются разработки в сфере высоких технологий, существует многолетняя практика подготовки высококвалифицированных специалистов. И это всё очень мощная основа для нашего сотрудничества. И, может быть, не менее важно то, что местные власти заинтересованы в нём с обеих сторон и помогают людям, снимая барьеры для контактов. Например, в прошлом году на двух участках российско-казахстанской границы открылось семь новых пунктов её пересечения. Но нам нужно и дальше развивать эти процессы, нам нужно упрощать этот порядок. Мы сегодня тоже говорили об этом с Нурсултаном Абишевичем, чтобы здесь, по сути, процедура была единой, пункты тоже были единые и процессы оформления и пересечения границы были бы максимально благоприятными.
Широкое поле для приграничного сотрудничества – это культурно-гуманитарная сфера. Потенциал здесь никак не меньше, чем в экономике. Нужно более активно обращаться к тому опыту, который накоплен в наших государствах, проводить самые разные информационные мероприятия, фестивали, конференции, чем, собственно говоря, мы и занимаемся.
Хорошо, что к сотрудничеству подключились не только приграничные регионы, но и крупные города и регионы наших стран: имею в виду Санкт-Петербург, Алма-Ату, Татарстан, Карагандинскую область. Поэтому и принято решение о преобразовании форума.
Не случайно местом проведения нынешнего форума выбрана Актюбинская область – один из успешно развивающихся районов Казахстана. В области действует более ста совместных российско-казахстанских предприятий. И это именно действующие структуры, а не просто бумажные. Мы будем и впредь всемерно поддерживать развитие межрегиональных связей, приграничных связей, в том числе тех, которые обогащают и укрепляют взаимодействие между нашими странами.
По итогам проведения сегодняшнего форума мы договорились, что дадим необходимые поручения, что также необходимо для того, чтобы то сотрудничество, которое сегодня будет обсуждаться, получило уже и формальную поддержку, поддержку на уровне руководителей государств.
В заключение позвольте пожелать форуму плодотворной работы, а нашим регионам, приграничным регионам, и в целом регионам Казахстана и России – дальнейших успехов.
Н.Назарбаев: Дальнейшее ведение предоставляется председателю казахстанской части Межправительственной комиссии Владимиру Сергеевичу Школьнику, министру индустрии и торговли, с российской стороны – Виктор Борисович Христенко.
Пожалуйста, дальше ведите.
В.Школьник: Спасибо, Нурсултан Абишевич.
Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Разрешите выразить глубокую благодарность за ваши содержательные выступления и сформулированные направления нашей дальнейшей работы. Они будут, несомненно, учтены, и всё будет выполнено.
Надо отметить, что на сегодня для Казахстана Россия является основным торговым партнёром, об этом свидетельствуют масштабы и динамика развития двусторонних торгово-экономических отношений, о которых было сказано в выступлениях уважаемых глав государств. Сохраняются темпы инвестиционного сотрудничества между нашими странами. При этом инвестиции из России привлекаются в приоритетные для Казахстана сектора экономики: это промышленность, строительство, финансовая деятельность, транспорт, связь. Одновременно надо отметить, что инвестиции из Казахстана в Россию составляют 30 процентов от всех инвестиций, осуществляемых за рубеж за последние четыре года. На сегодняшний день проведено 11 заседаний Межправкомиссии. Очередное 12 заседание состоится 26 ноября. В рамках Межправкомиссии работают её пять подкомиссий. Это военно-техническое, приграничное и межбанковское сотрудничество, в области транспорта и по космодрому Байконур. Начала работать шестая подкомиссия в области топливно-энергетического комплекса, задачей которой является выполнение поручений руководителей наших стран в области энергетики, а также реализация совместных энергетических проектов. В преддверии данного Форума проведено восьмое заседание подкомиссии по приграничному сотрудничеству (это в начале сентября) в Москве, на котором рассмотрены итоги выполнения договорённостей, достигнутых на предыдущем Форуме в Новосибирске.
Разрешите буквально кратко доложить.
Первое – реализация проекта Прикаспийского газопровода. Между правительствами Казахстана, России, Туркменистана подписано Соглашение по Прикаспийскому газопроводу, в котором определены обязательства сторон по реализации данного проекта. В настоящее время Соглашение проходит внутригосударственные процедуры.
Второе – создание совместного предприятия по ремонту и модернизации бронетанковой техники на территории Казахстана. Идут консультации экспертов, изучена существующая производственная база акционерной компании «Семей инжиниринг». На шестом заседании подкомиссии в начале октября этого года в Санкт-Петербурге должны быть приняты решения по этому вопросу.
Третье – сохранение экосистемы реки Урал. Ведутся консультации между ответственными органами обеих стран. Министерством окружающей среды Казахстана направлены в адрес губернатора Оренбургской области и Министерства природных ресурсов России соответствующие предложения. Вопросы создания казахстанско-российского комитета по трансграничной реке Урал, информационно-аналитического центра в Оренбурге рассмотрены подкомиссией по приграничному сотрудничеству в сентябре в Москве. Российская сторона представит в ближайшее время свою позицию и как этот вопрос будет решаться.
Нам представляется необходимым соответствующим государственным органам обеих стран завершить выполнение поручений, принятых в Новосибирске, в максимально сжатые сроки.
Буквально полминуты. В Казахстане разработана стратегия индустриального инновационного развития страны до 2015 года, принята программа по формированию и развитию национальной инновационной системы. Для их выполнения созданы соответствующие институты, это упоминавшийся Фонд устойчивого развития «Казына» и социально-предпринимательские корпорации. Создаются необходимые индустриальные инновационные инфраструктуры, имеются в виду технопарки, индустриальные зоны, индустриальные парки, специализированные экономические зоны. Определены перспективные научно-технические направления. К ним относятся нанотехнологии, биотехнологии, ядерные, космические технологии, а также новые технологии для углеводородной и горно-металлургической промышленности. Надо подчеркнуть, что в этих направлениях идёт тесная работа с предприятиями и учёными России. У нас здесь есть громадный потенциал и большие возможности занять соответствующие ниши на мировых рынках. Подтверждением этого являются уникальные технологии, увиденные на выставке. Кстати, в выставке принимают участие 115 предприятий из 20 регионов России и Казахстана. В данный момент идёт бизнес-форум, в котором принимают участие около 300 российско-казахстанских компаний, заинтересованных в совместных инновационных проектах.
Спасибо за внимание.
Слово предоставляется сопредседателю Межправкомиссии Министру промышленности и торговли Виктору Борисовичу Христенко.
В.Христенко: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Прежде всего хотел бы от своего имени и от имени своих коллег поблагодарить казахстанских коллег за радушный прием. Радует то, что нам удаётся поддерживать высокую интенсивность контактов, вести регулярный диалог на разных уровнях.
Одной из таких площадок является Российско-Казахстанская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Фактически протоколы этой комиссии – это своеобразная летопись экономических отношений между нашими странами за последние десять лет.
Напомню, что ещё пять лет назад на точно таком же форуме в Омске мы обсуждали пути борьбы со стагнацией экономических отношений и снижением товарооборота. Решали различные тактические проблемы, в то время как многие сложные вопросы стратегического характера были в замороженном состоянии. Наши страны только-только входили во вкус постоянного экономического роста и учились работать в новых условиях растущих рынков и возможностей. Затем последовали пять лет плодотворного сотрудничества, в результате которого наш товарооборот по сравнению с 3 миллиардами в 2003 году только за первые семь месяцев этого года составил уже почти 12 миллиардов долларов.
Безусловно, поддерживать такой высокий темп – задача очень непростая. И здесь видятся три источника. Первый источник – это внутреннее развитие экономик наших стран. Второй источник кроется в интеграционных процессах, в которых участвуют наши страны. Ну и третий – это внешняя обстановка, дай Бог благоприятная.
Если то, что касается третьего, влияние наше, в общем, так или иначе ограничено, то первые два полностью находятся в компетенции соответствующих стран.
За эти годы наши страны окончательно определили дальнейший путь своего экономического развития. Этот выбор сделан вполне однозначно. Им стал модернизационный проект на основе инновационного развития.
Вслед за определением глобальной траектории развития и важнейших его целей была начата и практическая работа. В России, в Казахстане, как сейчас уже звучало, практическим инструментом перехода к инновационному развитию стало формирование специальных институтов, корпораций, банков, венчурных компаний и так далее. Но, кроме того, в России таким инструментом стала разработка и реализация отраслевых стратегических документов на 15–20-летние периоды.
Логично, что и наше двустороннее сотрудничество мы начали выстраивать в рамках среднесрочных совместных документов, таких как План совместных действий, Программа экономического или Программа приграничного сотрудничества. И эти документы являются и должны являться продолжением национальных стратегий развития, фиксируя наше общее видение будущего.
Мне представляется, что на нынешнем этапе развития российско-казахстанских отношений чрезвычайно важной и актуальной является совместная работа по использованию потенциала национальных отраслевых стратегий.
Если не вдаваться глубоко в подробности, то результатом такой работы будет, во‑первых, не осложнение, а умножение возможностей и соответственно экономических результатов. Во‑вторых, существенное снижение рисков при реализации бизнес-проектов. И, в‑третьих, наполнение, если хотите подталкивание, интеграционных процессов и проектов в рамках формирующегося таможенного союза.
Что особенно важно, стратегия отраслевого развития носит долгосрочный характер, содержит в себе конкретные инструменты и механизмы достижения целей, а это значит, что включение их в арсенал двустороннего сотрудничества позволит расширить горизонты планирования российско-казахстанского сотрудничества, при этом оставаясь абсолютно конкретными по содержанию, что особенно значимо для реализации бизнес-проектов.
За последние годы были начаты и реализованы многие важные проекты, сегодня из них часть упоминалась, часть – можно было воочию убедиться и участвовать в пуске. Можно привести очень много примеров, но возможности ещё на самом деле гораздо больше, и они в самых разных направлениях. Освоение Каспия – это означает новые возможности для стратегического развития металлургического, судостроительного комплексов, нефтегазового, машиностроения и так далее. Развитие сельского хозяйства, про которое сегодня достаточно подробно шла речь, – это и сельхозмашиностроение, и химический комплекс, я могу сколь угодно долго продолжать этот перечень.
Думаю, что мы с нашими казахстанскими коллегами, мы сегодня с Владимиром Сергеевичем Школьником об этом договорились, должны провести целую серию межминистерских мероприятий, коллегий, семинаров, специальных рассмотрений, чтобы презентовать свои наработки, национальные отраслевые стратегии, с одной стороны, а с другой стороны – выйти на модель использования национальных отраслевых стратегий в качестве инструментов двустороннего сотрудничества.
Столь тесное взаимодействие наших стран требует соответствующего выстраивания экономической инфраструктуры. К сожалению, следует констатировать, что развитие таких инфраструктур, будь то финансовая, таможенная, транспортная, не всегда успевает за ростом возможностей наших экономик, за идеями российско-казахстанских деловых кругов. В частности, незавершенная работа по формированию таможенного союза увеличивает внешнее давление на совместные проекты и торгово-экономические связи и тем самым генерирует для них избыточные риски. В качестве примера можно привести ситуацию в автомобилестроении, которое за последний год существенно уменьшило свой вклад в наш товарооборот. А выход в том, чтобы выровнять параметры таможенного тарифного регулирования на входе на наши рынки и условия реализации инвестиционных проектов внутри наших стран.
С другой стороны, есть весьма позитивные примеры, когда наша скоординированная работа позволила достичь адекватного уровня развития финансовой инфраструктуры. Прежде всего, в этой связи надо отметить начало сотрудничества банков развития России и Казахстана и деятельность Евразийского банка развития. Созданный всего два года назад, этот банк на сегодняшний день уже участвует в реализации проектов, кредитуя их на сумму 770 миллионов долларов как на территории Казахстана, так и на территории России. При этом портфель рассматриваемых проектов составляет 5 миллиардов долларов.
При этом, наверное, значение этого института и инфраструктуры финансовой подчёркивает тот факт, что сегодня у нас, как бы в «листе ожидания», желающими вступить в этот банк являются Таджикистан, Беларусь, Армения, и, надеюсь, что это желание воплотится. Примеры Евразийского банка развития хорошо показывают комплексный характер наших экономических отношений. Нельзя чуть-чуть интегрироваться, поэтому набор конкретных проектов промышленности, в том числе в обязательном порядке, должен сопровождаться адекватным развитием инфраструктур политических и экономических. В этом мне видится наша основная задача на текущем этапе.
Спасибо за внимание.
В.Школьник: Спасибо.
Слово предоставляется министру образования и науки Республики Казахстан Туймебаеву Жансеиту Кансеитовичу.
Пожалуйста, регламент – пять минут.
Ж.Туймебаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые участники Форума!
Российско-казахстанское научно-техническое сотрудничество осуществляется в приоритетных областях – нанотехнологий, ядерных, информационных и космических технологий, экологии и рационального природопользования, а также в сферах, традиционно развиваемых и значимых для национальных экономик, – переработки минерального и углеводородного сырья.
В рамках реализации послания главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана в текущем году завершается процесс создания ряда крупных лабораторий по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны, оснащённых современным оборудованием.
В 2007 году созданы и успешно функционируют десять университетских лабораторий инженерного профиля. В этом году открываются ещё пять университетских лабораторий и пять национальных научных лабораторий коллективного пользования.
Инфраструктура науки в стране также получает развитие на основе создания сети научно-образовательных консорциумов и холдингов. Консорциум является одной из основных форм международной интеграции науки и образования и направлен на совместное использование интеллектуального потенциала и материальных ресурсов организации науки и образования.
На сегодня с участием организаций науки и образования Российской Федерации Республикой Казахстан организованы три международных инновационно-образовательных консорциума. В области ядерных технологий создан консорциум, в состав которого вошли Евразийский национальный университет имени Гумилева, Национальный ядерный центр Республики Казахстан и Объединённый институт ядерных исследований (город Дубна, Российская Федерация).
По вопросам водного транспортного соединения Каспийского моря, Азово-Черноморского бассейна создан международный консорциум, в состав которого вошли Центр наук о земле, металлургии и обогащения и Институт водных проблем Российской академии наук. Также в целях развития нанотехнологий, нанонауки организован Российско-казахстанский международный научно-образовательный инновационный консорциум.
Как было подчеркнуто главами государств, научные организации и вузы наших стран осуществляют научно-техническое сотрудничество путём проведения совместных научных исследований, семинаров, конференций, прохождения стажировок, обучения в аспирантуре и докторантуре талантливой молодежи. Научно-производственный центр «Фитохимия» поддерживает тесные творческие связи с Московским государственным университетом имени Ломоносова, институтами органической химии, физиологически активных соединений, биохимической физики и другими вузами. Противоопухолевый препарат арглабин зарегистрирован также и в Российской Федерации.
Центром наук о земле, металлургии и обогащения Казахстана совместно с Физическим институтом имени Лебедева РАН и Институтом лазерной физики Сибирского отделения РАН ведутся работы по созданию международного научно-исследовательского центра «Евразийский высокогорный научный центр космических лучей». По инициативе Президента Республики Казахстан Назарбаева проводится работа по подготовке глобального прогноза «Энергоэкологическое будущее цивилизации». Данная инициатива была озвучена главой государства на сессии ООН в городе Нью-Йорке. Центром наук о земле, металлургии и обогащения Республики Казахстан и Международным институтом Сорокина–Кондратьева подписано соглашение, направленное на реализацию данного проекта.
Казахстан и Россия тесно сотрудничают в области подготовки кадров. По количеству стипендиатов программы «Болашак» Россия занимает одно из лидирующих мест среди стран обучения: в России в 52 вузах обучаются наши стипендиаты.
Мы также хотим сказать, что Казахстаном разработан совместно со Всемирным банком проект коммерциализации технологий на сумму 75 миллионов долларов США. Мы приглашаем российских коллег к сотрудничеству, в частности в рамках данного проекта. В данном выступлении озвучена только часть мероприятий, проводимых казахстанскими и российскими учеными в рамках международного научно-технического сотрудничества. Подробная информация представлена в материалах, розданных вам.
Благодарю за внимание.
В.Школьник: Спасибо, Жансеит Кансеитович.
Позвольте предоставить слово Министру регионального развития Российской Федерации Козаку Дмитрию Николаевичу.
Д.Козак: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
То, что Форум руководителей приграничных регионов России и Казахстана стал доброй традицией, а также расширение географии участников этого Форума свидетельствуют о том, что у нас сложились очень добрые, дружеские и партнёрские отношения не только на уровне политического руководства наших стран, но и на уровне региональных и местных властей, и, как было отмечено Дмитрием Анатольевичем, самое главное – на уровне людей, проживающих по обе стороны границы.
Из 27 субъектов Российской Федерации, которые расположены по границе с государствами СНГ, 13 граничат с 7 акиматами Казахстана. На приграничные регионы России и Казахстана приходится 40 процентов двустороннего товарооборота. В приграничной зоне действует более 340 совместных российско-казахстанских предприятий. Показатели этого сотрудничества неизменно имеют положительную динамику. Такая закономерность не случайна, ведь именно на сопредельных территориях можно эффективно реализовать потенциал совместного сотрудничества между нашими странами – за счёт использования преимуществ приграничного положения, совместного создания и эксплуатации транспортной и энергетической инфраструктуры, на основе рационального межрегионального разделения труда с использованием и взаимодополнением естественных конкурентных преимуществ соответствующих территорий за счёт сокращения избыточной конкуренции между территориями.
Ответственность за координацию такого сотрудничества, за поиск новых возможностей и решение имеющихся проблем возложена на подкомиссию по приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
К слову сказать, на последнем заседании, состоявшемся в Москве 4 сентября 2008 года, – это было восьмое заседание подкомиссии – достигнуто принципиальное понимание по таким актуальным вопросам двустороннего сотрудничества, как заключение Соглашения о реадмиссии; сохранение экосистемы трансграничной реки Урал; сотрудничество в области размещения золошлаковых отходов филиала Троицкой ГРЭС.
Наиболее важные двусторонние проекты закреплены в Программе приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008–2011 годы. Планом мероприятий по реализации этой Программы предусмотрено осуществление важнейших мер в сфере экологии, транспорта, здравоохранения, топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственных комплексов, информационных технологий.
Справедливости ради надо отметить, что сотрудничество между регионами России и Казахстана развивается не только по линии приграничных территорий – сегодня 76 российских регионов поддерживают торгово-экономические связи с Республикой Казахстан на постоянной основе. Наиболее активные из них – это Москва, Челябинская область, Свердловская область, Оренбургская, Тюменская, Астраханская, Омская и многие другие, не буду всех перечислять.
Сегодняшний Форум посвящен теме высоких технологий в приграничном сотрудничестве, внедрения в экономику приграничных субъектов Федерации и акиматов Республики Казахстан новейших разработок, способных дать солидный импульс развитию производственных мощностей и рынков услуг до такого уровня, когда выпускаемая продукция и предлагаемые услуги при осуществлении совместных проектов будут конкурентоспособны на мировых рынках. Примерами такого сотрудничества может стать создание на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода совместного предприятия между «Газпромом» и «Казмунайгазом», которое на основе в том числе казахстанского природного газа будет выпускать высокотехнологичную химическую продукцию.
Другой пример – создание в Саратовской области транспортно-логистического центра, призванного повысить эффективность совместной российско-казахстанской транспортной инфраструктуры опять же на основе новейших технологий в этой сфере.
В целом, уверен, надо стремиться, чтобы количество высокотехнологичных проектов в нашем портфеле приграничного сотрудничества неуклонно возрастало.
Хотел бы также подчеркнуть следующее. Проекты, реализуемые в рамках приграничного сотрудничества, должны быть тесно увязаны с планами социально-экономического развития России и Казахстана, с региональными программами развития территорий на долгосрочную перспективу. Проблеме стратегического планирования мы в последнее время уделяем большое внимание. Я знаю о том, что эта работа активно ведется на территории Казахстана. Когда наши приграничные проекты будут увязаны с планами и программами социально-экономического развития территорий, именно тогда можно будет рассчитывать на то, что проекты получат ощутимую политическую и финансовую поддержку.
Критериями успешного развития приграничного сотрудничества по обе стороны границы, подчеркиваю, должны стать стандартные экономические показатели, такие как увеличение валового регионального продукта, рост объёма частных инвестиций в региональную экономику, число рабочих мест и другие. И здесь на повестку дня выходят вопросы координации разработки, взаимоувязки стратегий и программ развития территорий. В этом случае эффективность нашего сотрудничества, отдача от него будут значительно больше, чем мы имеем сегодня.
Понимание этого сегодня есть. И те тенденции, которые развиваются в сфере приграничного сотрудничества, свидетельствуют о том, что российские и казахстанские руководители регионального и муниципального уровня великолепно понимают стоящие перед ними задачи.
Спасибо за внимание.
В.Школьник: Спасибо.
Слово предоставляется генеральному директору Национального ядерного центра Кадыржанову Карату Камаловичу. Пожалуйста.
К.Кадыржанов: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Взаимодействие России и Казахстана в ядерной области имеет долгую историю. При этом мы убеждены, что наиболее эффективным способом организации реального взаимовыгодного сотрудничества в научной сфере является реализация крупных совместных программ, в частности реабилитация бывшего Семипалатинского ядерного полигона и обеспечение режима нераспространения. Результаты, полученные в ходе проведенных исследований бывшего СИП [Семипалатинского испытательного полигона], свидетельствуют о сложном и неоднозначном характере формирующейся на сегодняшний день радиационной ситуации на полигоне. Исходя из интересов дальнейшего расширения сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, а также в целях развития и повышения эффективности научных и практических связей России и Казахстана существует необходимость решения проблем бывшего ядерного полигона в полной мере и передача в народно-хозяйственный оборот в ближайшие 5–7 лет до 95 процентов территорий СИП, а также выход на новые соглашения между Россией и Казахстаном по обеспечению безопасности и реабилитации территорий бывшего СИП.
Программа создания российско-казахстанского центра по синтезу новых сверхтяжёлых элементов: один из удачных примеров использования науки для сближения народов даёт Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна), имеющий статус международной организации, но, по сути, являющийся визитной карточкой России. В 2002 году Вами, Нурсултан Абишевич, было дано указание о создании в Астане Междисциплинарного научно-исследовательского комплекса на базе ускорителя тяжёлых ионов, совместной разработки ОИЯИ и Национального ядерного центра. Комплекс создан, получил высокую оценку многих специалистов, в том числе Нобелевского лауреата по физике Алфёрова, который охарактеризовал созданный комплекс как единственную крупную ядерно-физическую установку на пространстве СНГ за всю постсоветскую историю.
В развитие этого совместного проекта Вам, Нурсултан Абишевич, было направлено совместное письмо российских и казахстанских специалистов с новым предложением о развитии в Казахстане работ по синтезу новых сверхтяжёлых элементов таблицы Менделеева. Проектом предусмотрено создание лучшего в мире по параметрам специализированного ускорительного комплекса на базе мощного циклотрона разработки ОИЯИ. В качестве ближайшей достижимой цели поставлена задача синтеза на данном комплексе нового химического элемента таблицы Менделеева с порядковым номером 117 и выше. Нам представляется весьма обоснованным и взаимовыгодным софинансирование этого проекта с созданием казахстанско-российского научного центра.
Программа создания высокотемпературного ядерного газового реактора нового поколения. В последнее время в наиболее технологически развитых государствах – США, Япония, Франция, Корея – интенсивно разворачиваются работы по водородной экономике. Особый интерес вызывает создание, использование высокотемпературного гелиевого атомного реактора, или ВТГР, для промышленного производства водорода. Отечественный и мировой опыт разработки ВТГР показал уникально высокий уровень его безопасности и способность обеспечивать температуру гелия на выходе до 950 тысяч градусов Цельсия. Кроме того, высокотемпературный реактор решает вопрос нераспространения ядерного оружия. В настоящее время мы стоим на стадии практически подписания – Национальный ядерный центр и Агентство по атомной энергии Японии – разработки технико-экономического обоснования такого реактора в городе Курчатов.
Мы считаем, что российские учёные могут внести значительный вклад в решение этих задач. Цель предполагаемого долговременного сотрудничества – создание атомной электростанции четвёртого поколения на базе технологий ВТГР.
С учётом изложенного предлагаем скорейшую реализацию совместных работ по следующим направлениям: реабилитация бывшего СИП и обеспечение режима нераспространения, создание российско-казахстанского центра по синтезу новых элементов таблицы Менделеева, создание высокотемпературного газового реактора как основы атомной и водородной энергетики будущего.
Спасибо за внимание.
В.Школьник: Спасибо.
Слово предоставляется генеральному директору государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» Меламеду Леониду Борисовичу.
Л.Меламед: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые участники Форума!
Четыре месяца назад, в мае этого года, в Астане было подписано соглашение между Фондом устойчивого развития «Казына» и Государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий». За эти четыре месяца сделано следующее.
Мы совместно отобрали девять проектов первой очереди, в пяти из этих проектов уже найдены инвесторы с казахской стороны, по двум из этих проектов сегодня на нашем Форуме подписано соглашение, где обсуждены уже конкретные аспекты бизнеса. Так, например, по проекту «Аквавалис» уже в этом году начнется монтаж установок, позволяющих на 100 процентов осуществлять бактериологическую очистку воды в школах, детских садах, больницах, жилых домах в Астане и в Алматы, а уже к первому полугодию следующего года будет запущено масштабное производство таких установок на территории Казахстана.
Такое интенсивное движение стало возможным во многом благодаря той поддержке, которую мы получаем сегодня от Комиссии, возглавляемой с российской стороны Аркадием Дворковичем, с казахстанской стороны возглавляемой Асетом Исекешевым. Мы от наших партнёров Фонда устойчивого развития во главе с Арманом Дунаевым и Банком развития Казахстана во главе с Муканом Сагиндыковым.
Уважаемые участники Форума! В России по решению Президента и Правительства создан мощный инструмент для поддержки внедрения инноваций в области нанотехнологий. К сожалению, регламент не позволяет рассказать о всех тех льготах и поддержках, которые мы на сегодняшний день оказываем подобного рода проектам. Прошу поверить на слово, что такого уникального объёма льгот и преференций для инноваторов не существует ни в одной стране мира. И я с удовольствием приглашаю вас воспользоваться этими уникальными возможностями для продвижения экономик наших стран вперёд.
Спасибо за внимание.
В.Школьник: Спасибо, Леонид Борисович.
В нашем Форуме принимают участие представители и неграничащих регионов наших стран.
В этой связи слово предоставляется акиму Карагандинской области Нигматулину Нурлану Зайруллаевичу. Пожалуйста.
Н.Нигматулин: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Реализация стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана, утверждённой Президентом нашей страны, конечно же, стимулировала развитие высоких технологий и в Карагандинской области. Основой для этого стали прежде всего как промышленно-научный потенциал региона, так и созданная инновационная инфраструктура. И одним из главных элементов этой инфраструктуры является Карагандинский технопарк. Технопарк обеспечивает поддержку высокотехнологичных компаний на начальной стадии их развития. Этот технопарк взаимодействует с 30 инновационными компаниями по 42 проектам, почти половина из которых сегодня ведётся с российскими партнёрами.
С новокузнецкой компанией «Сибэкотехника» организовано инновационное предприятие по созданию композиционного водоугольного топлива из угля и угольного шлама.
Ещё один крупный проект, который сейчас осуществляется в рамках кластерной модели, – индустриальный парк «Металлургия – металлообработка». Уже сегодня имеется ряд интересных совместных с российскими партнёрами проектов, включая и развитие альтернативных источников энергии.
В рамках государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» в области идёт реализация такого инновационного проекта, как строительство завода по производству металлургического кремния компанией «Силициум-Казахстан», и уже в этом году начнется выпуск готовой продукции. Но, как вы знаете, металлургический кремний после переработки используется в самых высоких технологиях: в космической отрасли, в авиации, при производстве компьютеров, солнечных батарей. Предполагается, что свыше 80 процентов этой продукции пойдет на экспорт. Интерес к ней проявляют сегодня и россияне, в частности, корпорация «Роскосмос» и ряд российских предприятий, работающих в области высоких технологий.
Кроме того, производство кремния в Караганде и наличие павлодарского алюминия-сырца открывают очень широкую перспективу производства алюминиевого и кремниевого сплавов для развивающегося машиностроения как России, так и Казахстана. Это тоже ещё одно перспективное направление.
Ещё один проект, который мы планируем открыть совместно с Казахстанским национальным инновационным фондом в городе Балхаше, – это предприятие по производству чугуна без использования дорогостоящего кокса, что, конечно же, позволит перерабатывать любой неподготовленный железосодержащий материал и тем самым снизить себестоимость готовой продукции. Инжиниринговой компанией в этом проекте выступил московский институт «Стальпроект».
Сегодня ученые Караганды, Москвы и Кузбасса совместно работают над важнейшим проектом по извлечению и использованию метана при освоении угольных месторождений. Эти исследования, безусловно, имеют особую актуальность для всех угледобывающих регионов как Казахстана, так и России. И уже сейчас в Карагандинском угольном бассейне в сотрудничестве с учёными Московского государственного горного университета создана экспериментальная технология по добыче шахтного метана и его использованию в промышленных целях. Это лишь часть инновационных проектов, осуществляемых сегодня совместно с российскими учёными. Но я думаю, и они дают уже представление о том, насколько активно идёт работа, насколько широким является спектр решаемых проблем. Кроме того, эти примеры указывают на то, в каких направлениях могло бы расширяться и углубляться наше совместное сотрудничество.
Спасибо за внимание.
В.Школьник: Спасибо, Нурлан Зайруллаевич.
Слово предоставляется Премьер-министру Республики Татарстан Минниханову Рустаму Нургалиевичу. Пожалуйста.
Р.Минниханов: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Республика Казахстан для нас не просто стратегический, торговый и индустриальный партнёр, а в первую очередь это братский, очень близкий нам исторически, культурно и духовно народ, с которым мы издревле очень тесно связаны и к которому питаем очень тёплые чувства. Мы очень ценим это сформировавшееся на протяжении многих веков наследие, благодарим за всемерную поддержку и понимание в наших начинаниях и придаем развитию сотрудничества самое большое значение.
Мы активно изучаем казахстанский опыт развития и стараемся рационально использовать его в нашей практической работе. Принимая во внимание формат нынешней встречи, накопленный опыт взаимодействия, позвольте в выступлении остановиться на ключевой проблеме.
Конкурентность наших стран в настоящее время и на долгосрочном горизонте будет определять скорость и удобства доступа наших товаропроизводителей на важнейшие международные и внутренние рынки. К сожалению, даже самый поверхностный анализ складывающейся ситуации показывает, что основные транспортные коридоры существенно перегружены, модернизируются недопустимо медленно, а логистические расходы начинают занимать одну из существенных статей затрат, что сказывается на привлекательности производимых нами товаров. Подобная ситуация в перспективе может стать серьёзной угрозой не только межторговому развитию, но и экономическому росту обоих государств.
Нурсултан Абишевич уже в своём выступлении сказал о формировании нового международного транспортного коридора Западная Европа – Казахстан – Западный Китай. Нашей республикой уже в 2004 году с привлечением профильных федеральных проектных учреждений проведена оценка целесообразности и подготовлена концепция проектного решения данной проблемы для российского участка транспортного коридора. Расчёты показывают, что новый транспортный коридор по ряду категорий грузов способен почти в три раза сократить срок и, соответственно, стоимость доставки грузов. Учитывая потенциал нашего соседа и потенциального партнёра по проекту, Китая, и его растущее влияние на мировую экономику, новый транспортный коридор способен вывести территории, через которые он проходит, на качественно новый уровень не только в плане обслуживания новых товарных потоков, создания логистических центров, но и развития промышленности.
Проект поддержали, Нурсултан Абишевич, Вы, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство транспорта Казахстана, все главы субъектов Федерации, через которые планируется проложить этот маршрут. Большое содействие проекту оказывает глава Оренбургской области Алексей Андреевич, аким Актюбинской области Елеусин Наурызбаевич, и сегодня я могу сказать, что согласно протоколу, подписанному министерствами транспорта Российской Федерации и Казахстана, в нашей республике с привлечением частного инвестора начата реализация проекта и уже уложено железнодорожное полотно на участке между федеральной дорогой М-7 и М-5, и мы готовимся к возведению мостовых переходов.
По информации премьер-министра Казахстана, казахстанская часть коридора будет готова уже к 2012 году. Поэтому важно, чтобы и российский участок к этому времени начал функционировать, в основном по всей своей продолжительности.
Учитывая стратегическую важность проекта для обеих стран, хотел бы просить Вас, уважаемые Дмитрий Анатольевич, Нурсултан Абишевич, придать ему межгосударственный статус. Этот коридор мог бы в данном случае стать реальным евразийским мостом. Приграничное сотрудничество регионов обеих стран в этом случае получило бы реальную инфраструктурную поддержку. Новый транспортный коридор позволил бы нам развивать на новом уровне промышленную кооперацию в области автомобилестроения и автокомпонентов, которые в последнее время активно развиваются в Российской Федерации.
У Казахстана и России есть положительный опыт в создании СП. Один из таких проектов – это производство, сборка «КамАЗов» в Казахстане. Сейчас мы готовим новые проекты. «КамАЗ» приобрел в Великобритании один из заводов по производству тракторов мирового уровня «Маккормик».
Принимая во внимание масштабные проекты Казахстана в области развития агропромышленного комплекса, строительного комплекса, совместная сборка тракторов, коммунальной и строительной техники могли бы стать новым перспективным направлением сотрудничества.
Аналогично мы могли бы расширить взаимодействие в области вертолётостроения, в которой у Российской Федерации имеются серьёзные конкурентные преимущества.
Сегодня, хотя объёмы внешнеторгового оборота между Республикой Татарстан и Казахстаном составляют порядка 700 миллионов, мы считаем, что при решении определённых задач мы можем к 2011 году эту цифру утроить, в первую очередь, на наш взгляд, за счёт продукции нефтехимии и нефтепереработки. Поскольку Казахстан становится крупным игроком в области нефтедобычи и нефтехимии, а наша республика реконструирует существующие нефтехимические комплексы, строит новые нефтехимические комплексы, освоен выпуск новых инновационных высокотехнологических полимеров, каучуков, компенсационных материалов, расширяется производство минеральных удобрений по самым современным технологиям, планируется освоение новых видов продукции по ароматическим углеводородам. Мы приглашаем бизнес Казахстана к сотрудничеству по реализации новых нефтехимических производств в Республике Татарстан.
Также мы сегодня представили ряд перспективных проектов в области нанотехнологий.
Благодарю за внимание.
Спасибо.
В.Школьник: Спасибо, Рустам Нургалиевич.
Позвольте слово предоставить губернатору Оренбургской области, которая граничит с Актюбинской областью, нас принимающей, Чернышёву Алексею Андреевичу, пожалуйста.
А.Чернышёв: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые коллеги!
Прежде всего мы отмечаем позитивную роль подобных форумов, которые приобрели по‑настоящему системный характер.
Для Оренбургской приграничной многонациональной области развитие взаимных связей с Казахстаном является приоритетом. Только за последние три года объём торговли с казахстанскими партнёрами у нас увеличился в три раза и достиг 1,4 миллиарда долларов. В регионе зарегистрировано около 70 совместных российско-казахстанских предприятий. За последние годы казахстанские инвестиции в экономику Оренбуржья составили более 100 миллиарда долларов, а капиталовложения оренбургских предприятий в экономические проекты Республики Казахстан по объёму примерно сопоставимы. Внешнеэкономический фактор в целом, в том числе ориентированный на Казахстан, оказывает существенное влияние на развитие экономики нашей области. За последние годы, начиная с 2001 года, валовой региональный продукт увеличился на 80 процентов, а объём инвестиций в основной капитал увеличился в 3 раза. Высокие темпы экономического развития и в текущем году, только промышленное производство выросло к уровню прошлого года на 9,3 процента, а самое важное – растут доходы населения. Заработная плата увеличилась за это время на 28 процентов, а реальные денежные доходы – более чем на 19 процентов.
Правительством области разработана и реализуется программа развития региона до 20-го года, в её основе программа перевода экономики на инновационные подходы. Созданы благоприятные условия для привлечения новейших технологий, приняты соответствующие законодательные акты, которые стимулируют привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для модернизации предприятий. Активно ведется у нас реконструкция производственных мощностей «Уральская сталь», комбината «Южуралникель», Орского механического завода и ряда других предприятий.
В агропромышленном комплексе используются также современные технологии, возводятся крупные животноводческие комплексы.
Приграничное взаимодействие области с соседними территориями Республики Казахстан строится у нас на взаимовыгодных подходах. Так, в 2007-м году в ходе рабочей встречи с акимом Актюбинской области подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве. С участием послов Республики Казахстан в России и России в Казахстане открыто у нас «Казахское подворье» в строящемся комплексе «Национальная деревня».
Мы за последний год на нашем участке границы открыли 17 пунктов упрощённых мест пересечения границы. Развиваются гуманитарные контакты. Только в образовательных учреждениях Оренбургской области обучается около 700 граждан Казахстана. Оренбургский государственный аграрный университет сотрудничает с университетом имени Жубанова в городе Актобе и университетом имени Жангирхана в городе Уральске. И самое главное, они имеют совместные научные разработки по внедрению технологий, повышению эффективности аграрного производства, о чём уже сегодня говорилось.
Новейшие технологии используются у нас и в медицинских учреждениях. Только Оренбургским филиалом микрохирургии глаза за два года проведено более 16 тысяч операций, из них более трёх тысяч операций для граждан Республики Казахстан. Кроме того, жители приграничных территорий получают у нас в лечебных учреждениях другие виды медицинских услуг, в том числе операции на открытом сердце, лечение онкологических заболеваний и другие.
Основу двусторонних отношений России и Казахстана, межрегионального сотрудничества составляют, конечно, крупные проекты, но с каждым годом активнее подключается к приграничному сотрудничеству малый и средний бизнес. Не случайно в Оренбурге у нас общественной организацией «Опора России» и казахстанской организацией «Атамекен» проведена совместная конференция «Роль малого бизнеса в развитии приграничного сотрудничества». Для Оренбуржья, например, и Западно-Казахстанской области наиболее крупным проектом, важным инновационным проектом, конечно, является совместная переработка углеводородного сырья Карачаганакского месторождения на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Мы надеемся, что уже в ближайший год вновь созданное совместное предприятие начнёт свою работу. В настоящее время на этом заводе осуществляется реконструкция, в том числе предусматривающая, конечно, использование современных технологий очистки. Это вызвано необходимостью переработки газа, сырья из Казахстана с повышенным содержанием кислых компонентов.
Очень значимым проектом является, конечно, создание транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, о котором сегодня уже говорилось.
Уважаемые участники Форума! С ростом промышленного производства, увеличением добычи и переработки углеводородного сырья остро встаёт вопрос экологической безопасности. У нас в области реализуется целевая программа, которая предусматривает различные источники финансирования этих работ на общую сумму более шести миллиардов рублей.
Оренбургским научным центром Уральского отделения Российской академии наук совместно с казахстанскими партнёрами проводятся исследования экологической и сейсмической обстановки, а Институтом степи реализуется совместный проект по оценке современной динамики степных агроландшафтов. Но, откровенно говоря, несмотря на принимаемые меры, экологическая ситуация, конечно, остается напряжённой.
В настоящее время у нас создана объединённая система экологического мониторинга, которая позволяет получать информацию и своевременно реагировать на угрозы экологического характера. В связи с этим настала, на наш взгляд, необходимость создания межгосударственной системы приграничного экологического мониторинга, а информационно-аналитический центр мониторинга может быть размещён у нас в областном центре. При данном подходе в систему войдут и приграничные регионы в целом, а также природоохранные территории, которые объединяет трансграничная река Урал – сегодня тоже об этом говорилось – и её притоки.
Уважаемые Нурсултан Абишевич и Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
По согласованию с моими коллегами я вношу предложение и приглашаю очередной Форум в 2009 году провести в городе Оренбурге. Прошу поддержать мое предложение.
Спасибо.
В.Школьник: Спасибо большое.
И завершающее выступление в списке записавшихся акима Актюбинской области Сагиндыкова Елеусина Наурызбаевича.
Е.Сагиндыков: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники Форума!
Позвольте выразить вам признательность за честь принимать вас на актюбинской земле. Актюбинская область использует все возможности и направления приграничного сотрудничества для укрепления интеграционных процессов наших стран. В первую очередь это выражается в постоянном укреплении экономических и культурных связей с нашим ближайшим российским соседом – Оренбургской областью. Мы с губернатором Оренбургской области Алексеем Чернышёвым, который только сейчас передо мной выступал, делаем всё необходимое для достижения этих целей. Ежегодно проводится десяток мероприятий в области экономики, культуры, социальной сферы, торговли и так далее, имеются в виду совместные мероприятия.
Но самым большим событием за последнее время стало открытие десяти упрощённых пунктов перехода российско-казахстанской границы для жителей приграничных районов. Многие тысячи россиян и казахстанцев выражают главам наших государств чувство благодарности за постоянную заботу о простых людях и внимание к их будничным проблемам.
Российская Федерация – основной торговый партнёр и потребитель продукции Актюбинской области. В 2007 году внешнеторговый оборот с Россией составил 1 миллиард 200 миллионов долларов. С начала 2008 года темпы роста внешней торговли значительно выросли, есть уверенность, что до конца года внешнеторговый оборот области с Российской Федерацией составит не менее 2 миллиардов долларов. С вводом новых высокотехнологических предприятий увеличится экспорт на российский рынок меди, никеля, кобальта, хрома, глинозёма, калиевой глины, неметаллических труб, блоков из ячеистого бетона, химической и другой востребованной продукции.
В нашей области российскими партнёрами создано более 200 предприятий, как сегодня отметил Дмитрий Анатольевич. А если говорить точнее, в области нет предприятия, которое не имело бы связи с партнёрами из России, а их у нас действует более 37 тысяч.
Приведу пример сказанному. Например, Донской горно-обогатительный комбинат и Актюбинский завод ферросплавов не создавали совместных предприятий, но имеют связи более чем с 400 предприятиями Российской Федерации.
За последние три года российские инвесторы вложили, по нашим подсчётам, в экономику Актюбинской области 1,5 миллиарда долларов. Два крупных проекта и государственная программа «30 корпоративных лидеров Казахстана» реализуются в том числе с участием российского капитала. Они сегодня были продемонстрированы на выставке.
Возрастание конкурентоспособности области сегодня в большой степени зависит от использования трансграничного и транзитного потенциала. Этим вопросам главы наших государств уделяют самое пристальное внимание и акцентируют их направленность в регионы. Для нас, региональных руководителей, ценность приграничных формул состоит в возможности использования новых встреч и расширения горизонтов сотрудничества.
В связи с этим позвольте высказать несколько предложений.
Введение новых индустриальных объектов, уже формирующих основу инновационных экономик наших стран, требует пересмотра существующих положений по совместной эксплуатации действующих и подлежащих эксплуатации объектов недропользования, которые являются трансграничными. Это касается, например, месторождения медно-цинковых руд, разработку которого ведут ЗАО «Русская медная компания» и его дочерняя структура ТОО «Актюбинская медная компания».
Южная часть месторождения расположена в Хромтауском районе Актюбинской области, а северная – в Домбаровском районе Оренбургской области. Хотя освоение месторождений ведётся одним инвестором, его трансграничное расположение приводит к делению на два самостоятельных промышленных объекта. Это ведёт к формированию дополнительных мощностей, созданию с каждой стороны инженерно-транспортной инфраструктуры, а в конечном итоге к значительному удорожанию проекта и увеличению сроков разработки месторождений на несколько лет.
Мы полагали бы целесообразным рассмотреть возможные варианты решения вопроса в рамках Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов от 27 марта 1997 года.
На предыдущих форумах высказывались предложения о создании международных центров приграничного сотрудничества. Мы просим рассмотреть возможность создания такого центра на казахстанско-российской границе в Мартукском районе Актюбинской области.
Актуальность данного вопроса возрастает в связи с реализацией проектов строительства международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. По согласованию с правительством Оренбургской области мы предлагаем создать межрегиональную рабочую группу для внесения предложений по совместной реализации части этого проекта, проходящего по территориям наших областей.
Разрешите ещё раз выразить глубокую признательность Вам, уважаемый Нурсултан Абишевич, и Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, всем участникам Форума приграничных регионов России и Казахстана за ваше внимание и добрые пожелания.
Желаю вам здоровья и благополучия, добрых достижений и успехов, направленных на благо народов России и Казахстана.
Спасибо за внимание.
В.Школьник: Уважаемые коллеги!
Список записавшихся выступающих исчерпан, и позвольте слово для заключения предоставить главам наших государств.
Д.Медведев: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые коллеги!
Хотел бы поблагодарить всех участников нашего форума за содержательные выступления, в которых имеются и вполне конкретные предложения, требующие дополнительной оценки, проработки, а в некоторых случаях и просто прямой реализации. В этой связи назову ещё четыре позиции, по которым считал бы важным продолжить совместную практическую работу.
Одна из идей, которая здесь была озвучена Нурсултаном Абишевичем, заключается в создании специальной мониторинговой группы, для того чтобы смотреть за развитием основных позиций нашего сотрудничества. Думаю, что эта идея заслуживает поддержки. Уровень и состав этой группы мы определим нашим совместным решением, и она приступит к работе. Имеется в виду, чтобы в своей деятельности она не собиралась от раза к разу (раз в полгода или ещё реже), а чтобы мониторинг этот происходил постоянно. Тем самым можно было бы принимать быстрые решения, вносить изменения, которых требует обстановка. Уровень российско-казахстанского взаимодействия заслуживает такого рода рабочей группы.
Ещё одна тема, которая давно и по‑разному обсуждается, – это две возможности по развитию судоходства, имею в виду идею расширения возможностей канала «Волгодон» и канала «Евразия». Думаю, что мы на сегодняшний день как минимум обязаны поставить точку в работе экспертов, точнее, простимулировать их полноценную работу. Надо создать уже окончательную экспертную группу, независимую, неангажированную, которая смогла бы оценить плюсы и минусы каждого варианта и представила бы нам свои выводы. Поэтому думаю, что министры транспорта могли бы этим заняться, и, соответственно, другие наши коллеги могли бы тоже подключиться к этому – подготовить такое решение и принять.
Ещё одна тема, которая обсуждалась и в ходе посещения выставки, и в некоторых выступлениях звучала, – имею в виду дорогу, которая соединяет Восточный Казахстан и Республику Алтай. Нам нужно подумать над развитием этого проекта, может быть, рассматривая его как совместный проект, подключив туда средства и инвестиционного фонда, и создать, может быть, какое‑то российско-казахстанское партнёрство, потому что это очень важная артерия. Думаю, что мы могли бы тоже придать этому проекту импульс после заседания нашего форума.
И последнее. Наш коллега, глава Оренбургской области, выступил с предложением собраться в следующем году в Оренбурге. Мы обменялись с Нурсултаном Абишевичем своими соображениями. Думаю, что мы могли бы принять это приглашение и договориться о том, что следующий форум состоится в Оренбурге в начале сентября 2009 года.
Н.Назарбаев: Дмитрий Анатольевич, хочу поблагодарить Вас за то, что, несмотря на это непростое время, Вы нашли время приехать, для того чтобы мы провели этот форум столь успешно, как это мы видим.
Хочу поблагодарить всех наших российских друзей, присутствующих здесь, за то, что вы прибыли к нам и выражаете свои дружеские чувства, активно работали и внесли свои предложения для дальнейшего улучшения нашего сотрудничества. Конечно, мы благодарим всех экспертов, двух сопредседателей, которые работали и подготовили это заседание.
Благодарю акимат Актюбинской области, который упорно готовил город, как видите, чистил, убирал, и это была большая польза для города, для области. И постарался, я сам не узнал, бывший Дом политпросвещения превратить в такой замечательный зал заседаний. Спасибо всем, переживали и готовились по‑всякому.
Согласен с теми замечаниями, которые высказал Дмитрий Анатольевич. Я за то, чтобы мы создали какой‑то институт, орган или группу, которая будет постоянно следить за российско-казахстанскими отношениями, не от форума до форума, а в постоянном режиме – думаю, это будет полезно.
Хотел бы ещё раз, чтобы в нашем протоколе или к следующему заседанию было записано завершение внутригосударственных процедур по прохождению государственных границ между нашими странами. Мы договаривались об этом в прошлом году, подписали договор, казахстанская сторона ратифицировала. Это будет помогать прохождению людей, товаров, ресурсов между нашими странами, они сейчас испытывают большие сложности, люди нам спасибо скажут за это.
И из практических вопросов, Дмитрий Анатольевич, ещё раз хотел бы Вас просить, чтобы мы поручили правительствам до конца довести вопрос расширения КТК. Это очень важно, чтобы нефть казахстанская проходила именно через Россию. Мы ожидаем, что в следующем году увеличение добычи нефти возрастёт за один год на 12 миллионов тонн. В 2012–2013 годах пойдет большая нефть Кашагана. Мы должны готовиться не только к КТК, но и через Атырау–Самара в сторону Балтики. И думаю, что это выгодно для всех для нас, и мы должны точку поставить в этом вопросе.
И здесь премьер-министр Татарстана говорил о дороге Западный Китай – Западная Европа по Казахстану. Это стоит семь с половиной миллиардов американских долларов. Мы приступили к строительству этой дороги. Причём с большим удовольствием принимают участие и в концессии, и в частно-государственном предпринимательстве многие бизнесмены, и мы вкладываем. Эта дорога даст очень много для наших стран. Хочу сказать, что с казахстанской стороны я лично слежу. Думаю, что российская сторона, знаю, придаёт этому больше значение.
И последнее. Поначалу это была российская энергетическая компания, с которой мы вместе, 50 на 50, владеем Экибастузской ГРЭС-2 и крупнейшим в мире разрезом «Богатырь». Вопрос стоит о расширении ГРЭС-2 – строительстве второго и третьего блоков. Можно было бы ещё раз рассмотреть, чтобы на следующем заседании нам иметь решение по этому вопросу, что абсолютно выгодно для России и для Казахстана: снабжает электроэнергией как российскую, так и казахстанскую часть.
В целом хочу поблагодарить всех вас за это обсуждение, организацию замечательной выставки и форум, который проходит сегодня. Это всё работает на нашу интеграцию, на интересы наших государств, нашего народа, дальнейшее сближение наших стран в стратегическом плане. Большое спасибо.