* * *
Д.Медведев: Привет всем!
Во‑первых, огромное спасибо [студентке, председателю студенческого совета Мордовского государственного университета] Насте [Гришневой] и вообще всем вам за то, что позвали меня на этот форум. Огромное спасибо за то, что я сегодня здесь стою без галстука: это для меня отдельное удовольствие и развлечение, которое я себе не очень часто могу позволить. Более того, когда мы сюда шли вместе с Министром, полномочным представителем, губернатором, я им сказал: «Давайте галстуки‑то снимайте». Они говорят: «Вот мы сейчас галстуки снимем, а следующее движение – без должности останешься». Но идея абсолютно правильная, потому что нужно обсуждать ключевые темы для развития нашей страны в максимально непринуждённой атмосфере, и мне кажется, она сегодня в зале присутствует. Это здорово.
Я действительно стараюсь регулярно общаться со студентами. Почему? Потому что я, в общем, всю жизнь общаюсь со студентами. Вы знаете, я долго работал преподавателем, и мне кажется, что любой руководитель, руководитель государства, тем более такого крупного и растущего государства, как Россия, обязательно должен общаться со студентами просто потому, что это будущее. И от того, как вы себя чувствуете в нашей стране, зависит в конечном счёте социальное самочувствие нашего государства, его развитие, его динамика.
Здесь прозвучало много интересных идей. Позвольте я тоже кое‑что прокомментирую.
Начну с добровольчества. Тема для нашей страны новая. Когда я был студентом, ни о каком добровольчестве речь не шла. Точнее, добровольчество было, но оно было принудительное. Мы добровольно-принудительно ходили на демонстрации, показывали своё отношение к стране, к руководству, демонстрировали свои политические предпочтения.
Сегодня добровольчество иное. Если у тебя нет внутреннего ощущения, зова сердца, если хотите, то можно никуда не ходить и ничего не делать, потому что пинками всё равно никого не заставить. Но если у тебя такой позыв души есть, мне кажется, это очень здорово. И его можно раскрыть в самых разных направлениях: и в ходе обычной жизни, и во время крупных форумов, студенческих форумов, форума АТЭС, о котором говорили, Универсиады или нашей большой Олимпиады, которая будет как бы на закуску. Хотя после Олимпиады, напомню, ещё будет чемпионат мира по футболу. Уверен, мы ещё чего‑нибудь выиграем. И это будет продолжаться долго и интересно.
Поэтому добровольчество, или волонтёрство, – это действительно такая форма общественной жизни, которая предполагает неравнодушие людей, занимающихся им. Но в то же время, мне кажется, государству нужно всё‑таки обратить на это общественное явление более пристальное внимание и действительно подумать о подготовке более современного законодательства, посвящённого добровольческим организациям, волонтёрству. Я обязательно такое поручение дам с учётом того, что звучало здесь у вас. Это не значит, что нужно всё заорганизовать, но какие‑то правовые рамки должны быть.
Конечно, наше общественное развитие сегодня укладывается в такое словечко, как «модернизация». Мне кажется, это правильно, потому что мы набрали нужный темп развития. Но нам нужно постоянно совершенствовать нашу жизнь, нам нужно посмотреть на неё другими глазами, нам нужно сделать нашу страну современной, эффективной, сильной, и для этого нужна модернизация экономической жизни, модернизация наших производств, модернизация нашего сельского хозяйства, науки. Кто может этим заниматься? Этим могут заниматься только люди неравнодушные.
Я сидел сейчас в зале и ловил себя на одной мысли: к жизни может быть два отношения. Первое отношение простое и довольно распространённое (его, кстати, можно наблюдать везде: и в очереди в магазин, и в социальных сетях, где хотите): «Немедленно сделайте нам это и это. Вы ничего не можете нам предложить. Мы ничего не можем сделать, наша жизнь скучная. Мы не понимаем, как мы будем жить в этом государстве, в этой стране». Это одна позиция. Она, кстати, была всегда, и в советские времена тоже. Только она была скрытой, латентной, сейчас она, естественно, выражается вслух легко и непринуждённо. И вторая позиция, которую я вижу в этом зале: «Да, мы можем и мы хотим что‑то менять. Да, нам многое не нравится. Но мы понимаем: если не мы, то кто этим будет заниматься?» Я считаю, что только те, кто занимает такую позицию, смогут добиться жизненного успеха. Поэтому я очень надеюсь на то, что все присутствующие здесь будут активными студентами, а впоследствии активными людьми, просто специалистами в самых разных сферах. И в этом случае, конечно, у нашей страны будет очень хорошее будущее. Будьте активными, пожалуйста. (Аплодисменты.)
Теперь в отношении малой родины и некоторых связанных с этим тем. Только что я заходил в Алтайский государственный университет, встречался со студентами, которые как раз там проводили лекционные занятия. И, на удивление просто, здесь прямое попадание, в вашей презентации говорилось про фонды целевого капитала или, на иностранный манер, эндаумент-фонды. То же самое я сказал вашим студентам, что очень важно, чтобы в каждом университете создавался такой фонд. Не беда, что он у вас не будет размером с фонд Гарварда или Йельского университета или какого‑то другого. Надо с чего‑то начинать.
Смотрите также
Вообще я считаю, что желание помочь своему любимому учебному заведению – это благородное чувство. Студенты дают немного, преподаватели – чуть больше. Но есть выпускники, которые заработали много денег – пусть они будут благодарны своему университету. И эти сборы в конечном счёте будут продвигать развитие самого университета.
Я сейчас спросил Министра образования, Андрея Александровича: а сколько у нас в стране фондов целевого капитала создано при университетах? Увы, Андрей Александрович мне на этот вопрос не ответил. Почему? Не потому, что Андрей Александрович плохо подготовлен, а по другой причине – потому что эти самые фонды целевого капитала пока не заняли подобающего места в нашей системе университетской жизни. Пока все расчёты, все надежды только на государственное финансирование. Государственное финансирование университетов будет всегда. В ряде случаев государственное финансирование не только у нас, но и в других странах доходит до 80–90 процентов. Но должны быть и альтернативные источники. Должны быть обязательно фонды целевого капитала, должны быть малые предприятия, которые работают при университетах.
Не знаю, шла ли об этом речь сегодня здесь, на этой сцене, но мне кажется, это тоже очень важное направление. Закон, который мы придумали и реализовали, работает практически в любом университете: где‑то хорошо работает, где‑то не очень работает. Но в любом случае такие малые предприятия могут создаваться, а стало быть, в них можно зарабатывать деньги и для развития университета, и для того, чтобы пополнить собственный бюджет. Поэтому, мне кажется, это очень важное направление той презентации, которая звучала. И я надеюсь, что и вы, а самое главное, ректоры ваших учебных заведений обязательно будут на это обращать внимание.
Мне бы хотелось пообсуждать с вами и другие вопросы. Я не слышал, был ли об этом разговор, но студенческая жизнь – это ведь не только учёба, хотя она, конечно, очень важна. Это ещё и отдых, досуг, возможность приятно провести время в компании единомышленников. Очевидно, что для этого не везде есть условия. Мне кажется, об этом тоже нужно говорить и на студенческих форумах, и в других местах, и обязательно планировать деньги для развития досуговой части, спортивных сооружений в университетах, потому что без этого нормальной, полноценной студенческой жизни быть не может.
Мне хотелось бы, чтобы вы поговорили и о самых сложных вопросах студенческого быта: те же самые проблемы общежитий. Если вы думаете, что мы в Москве сильно оторвались и не понимаем, каким образом живут студенты, то это не так. В общем, и в прежней жизни я регулярно посещал университетские общежития, и сейчас не так давно тоже заходил в несколько студенческих общежитий, посмотрел, как это в Москве выглядит. Надо признать, там общежития были хорошие, Президента в плохие не поведут, но очень много плохих общежитий.
Даже состояние дел в общежитии должно быть совместной заботой не только ректората или Министерства образования, но и вашей, потому что порядок есть там, где есть много людей, желающих этот порядок поддерживать. А мы обязательно будем предусматривать финансирование для того, чтобы наши университеты были не только блестяще оснащены с научной точки зрения, но и чтобы в них была интересная жизнь. Это, наверное, получится не сразу, но я уверен, что это обязательно будет. Почему? Потому что у нашей страны колоссальный интеллектуальный капитал, и это уже абсолютно серьёзно.
Этот капитал развивали наши предшественники. Мне, например, выпало счастье учиться и преподавать в Ленинградском, а потом в Санкт–Петербургском государственном университете. Вы знаете, я уверен, что я чувствовал то же, что чувствуете вы, когда гуляете, например, по своему университету, когда ходите на занятия, где бы он ни находился, когда бы он ни был создан. Это чувство гордости за то, что ты имеешь отношение к такому образовательному центру, где учились очень умные люди, впоследствии много сделавшие для своей страны.
Вообще ощущение себя интегральной частью университета, ощущение того, что есть, извините за пафос, альма-матер, откуда ты происходишь, обычно ведёт человека по жизни и помогает ему преодолевать самые разные жизненные трудности. Я искренне желаю, чтобы у всех вас любовь к родному университету сохранилась на всю жизнь, чтобы вы ему помогали, чтобы, может быть, кто‑то из вас через какое‑то время стал преподавателем этого университета, это очень благородная работа, но чтобы в любом случае наше университетское образование было одним из лучших в мире. Ещё раз подчёркиваю, для этого у нас есть все условия, во всяком случае, главное условие – у нас есть креативная нация и у нас есть желание менять нашу жизнь в самом ближайшем будущем, заниматься этим здесь и сейчас.
Надеюсь, что ваш форум будет иметь продолжение, а на этой сцене прозвучит ещё много интересных идей. Успехов вам и до встречи.