К настоящему моменту созданы две рабочие группы, занятые разработкой конкретных предложений по изменению законодательства и организационных основ деятельности местного самоуправления. Кураторами данного вопроса назначены вице-премьеры Дмитрий Козак и Александр Хлопонин.
* * *
Д.Медведев: Добрый день, Николай Иванович!
Хочу затронуть с Вами для начала две темы. Первая касается моего решения обратить внимание на распределение полномочий между Федерацией, регионами и муниципалитетами. Вы знаете, что я собирал губернаторов, потом дал поручение создать две рабочие группы, которые сейчас занимаются темой, получившей условное название «децентрализация полномочий».
Хотел бы, чтобы и Вы как руководитель региона, где есть всё: и положительные примеры развития, и какие‑то сложности, – тоже в этом поучаствовали и подготовили свои предложения на эту тему. Это первый вопрос.
Второй вопрос уже текущий: расскажите в целом как дела, потому что на территории нашей страны установилась сухая летняя погода, и риски возникновения пожаров, и, соответственно, тех проблем, которые были в прошлом году, увеличились. Что Вами делается для того, чтобы эти риски снять или как минимум уменьшить?
Н.Меркушкин: Дмитрий Анатольевич, что касается первой темы, то работа уже идёт: мы получили от Правительства целую пачку…
Две рабочие группы занимаются темой, получившей условное название «децентрализация полномочий». Хотел бы, чтобы и Вы тоже подготовили свои предложения на эту тему.
Д.Медведев: Это меня пугает!
Н.Меркушкин: … для того, чтобы мы могли предметно над перераспределением полномочий поработать и высказать нашу точку зрения, как мы это видим на уровне республики, муниципалитетов. Эта работа сейчас активно ведётся.
Д.Медведев: Обратите внимание на две составляющие. Почему я назначил по просьбе губернаторов двух кураторов: Дмитрия Козака и Александра Хлопонина? Потому что нужно посмотреть и на экономическую – включая межбюджетную – составляющую, и на правовую.
Н.Меркушкин: Я считаю, что важно отработать экономическую часть, потому что когда принимался 131-й закон (на мой взгляд, неплохой закон), но что касается изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, то они не были внесены, а там предусматривалось внести изменения в эти фундаментальные законы. В итоге местное самоуправление сильно пострадало.
Более того, система, которая у нас работала, стала работать хуже, чем до принятия 131-го закона, потому что раньше было больше наших республиканских полномочий, которые мы могли передавать в муниципалитеты, а потом, когда 131-й закон был принят, он чётко прописал все полномочия на разных уровнях.
Д.Медведев: Вы считаете, что при создании модели управления лучше использовать такую конструкцию, которая была бы более гибкой, позволяла бы, если нужно, что‑то сохранять на уровне субъекта Федерации, а что‑то делегировать муниципалитетам, а не чётко расписывала, что здесь, что там?
Н.Меркушкин: Абсолютно верно. Я считаю, на сегодня нужно давать возможности нам, потому что условия самые различные в разных частях нашей страны, и, конечно, надо более гибко подойти в этих вопросах. Я согласен с общим Вашим посылом, потому что это должно дать возможность большей инициативы людям, которые работают во властных структурах на местах.
Д.Медведев: Хорошо, занимайтесь.
А как оперативная ситуация?
Н.Меркушкин: Что касается оперативной ситуации, то пока она складывалась значительно лучше, чем в прошлом году. Было больше дождей в этом году, урожай неплохой растёт. Конечно, не идеальные условия, но они, можно сказать, хорошие, точно удовлетворительные для сельского хозяйства.
На территории страны установилась сухая летняя погода, и риски возникновения пожаров и тех проблем, которые были в прошлом году, увеличились.
Что касается пожаров, то пока тоже всё контролируем, пока нет той опасности, которая была к этому времени в прошлом году: вся трава была жёлтой, в любом месте очаг возгорания уходил далеко. Пока этого нет, но и меры, которые принимаются сейчас на местах – и правительством в том числе – позволяют более жёстко контролировать ситуацию. У нас пока возгораний не было.
Д.Медведев: Значительная часть мер должна быть не на правительственном уровне и даже не на уровне руководства региона, республики, а на местах, в самом поселении, потому что это же вопрос защиты отдельного поселения, со всеми нюансами от того, как люди живут.
Н.Меркушкин: Прошлый год показал: там, где местное население было организовано, где глава поселения – грамотный и хороший организатор, там не допустили тех вещей, которые оказались в других поселениях.
Д.Медведев: Это очень важно, чтобы было обучение, потому что в этой ситуации обучен – значит, вооружён, то есть знаешь, что делать при возникновении такой очень сложной ситуации.
Н.Меркушкин: Мы получили достаточно техники – много, на порядок выше, чем было; больше возможности бороться и предотвращать пожары.
Д.Медведев: Держите на контроле.
<…>