<…>
Д.Подорящий: Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Добрый день, уважаемые коллеги!
Получилось три группы основных тезисов, которые хотелось бы озвучить в рамках этой задачи. Первая группа – это опыт и компетенции.
<…>
На мой взгляд, данный вопрос является ключевым. Мы все знаем о проблематике преемственности поколений, о необходимости сохранения компетенции в области инженерной науки, это очень важный момент, его необходимо развивать, сохранять и способствовать. Необходимо устранять тот информационный разрыв, который возник между поколениями.
<…>
В ходе обсуждения достаточно чётко прозвучала мысль о том, что отмечена положительная тенденция оборудования вузов необходимым с точки зрения лабораторных исследований оборудованием. Есть чёткие подвижки, и это очень хорошо на самом деле. Но необходимо сделать немножко больше, сделать шаг дальше. С точки зрения популяризации именно профессии инженера, популяризации имиджа инженера необходимо сделать два шага навстречу, не дожидаясь, пока индустрия создаст конкурентоспособные условия для специалистов и рынок сам расставит всё на свои места: у людей будут высокие зарплаты, рабочие места. Необходимо уже на уровне студенчества обеспечить систему стимулирования в виде (назывались разные варианты) и грантов, и стипендий для того, чтобы выдвинуть студента, который выбрал путь инженера, на качественно новый уровень и предоставить ему конкурентоспособную среду для образования. Пожалуй, раздел «Опыты и компетенция» я этим закончу.
<…>
Д.Медведев:
Хотел две вещи обозначить из того, что Вы назвали. Вы сказали об информационном разрыве между поколениями. На самом деле это реальная вещь, хотя иногда удивляешься тому, как зачастую люди уже среднего и старшего поколения, допустим, используют те или иные новые технологии. С другой стороны, конечно, эта проблема есть.
Хочу просто у Вас спросить, Вы как считаете правильным этот информационный разрыв преодолевать, что для этого нужно делать государству?
Д.Подорящий: Я считаю, что нужно действовать двумя способами. Первый способ – я убеждён в том, что этот способ должен включать в себя краткосрочные меры. В рамках таких мер можно отметить как привлечение интернационального состава, обобщая это одним термином «интернационализация российских компаний» в каких‑то разумных пределах, позволяя получить этот недостающий опыт от иностранных коллег, это один вариант. Вариант второй – это активная позиция по обучению студентов, обучению молодых специалистов в зарубежных компаниях, в зарубежных вузах для того, чтобы они в максимально сжатые сроки получили тот недостающий опыт и смогли его применить в ходе текущих проектов.
И вторая часть, о которой я упомянул, это скорее такой долгосрочный проект: это в целом необходимость глубокой модернизации образовательной системы, которая позволила бы в будущем сократить этот разрыв до минимума и, собственно говоря, обеспечить полное перекрытие и полную поддержку будущих кадров.
Д.Медведев: Вы эту проблему видите как сугубо национальную, российскую, или же это проблема международная? Потому что, я помню, на заседаниях «большой восьмёрки» ещё в 2000 году возникла впервые для обсуждения тема так называемого цифрового разрыва между различными странами, потому что одни страны очень активно осваивают информационно-коммуникационное пространство, используют интернет, сейчас – широкополосный интернет, другие виды технологий передачи баз данных, а в других странах всё движется медленнее.
Так вот применительно к вот этой проблеме – Вы считаете, это наша проблема или международная? Я просто не очень понял.
Д.Подорящий: Я считаю, что у нас она в большей степени выражена ввиду нашей истории, ввиду тех фактов, которые имели место в 90-е годы, что делает эту проблему более актуальной. Хотя я не скрываю, что в ряде стран мира эта проблема существует – может быть, существует в другом масштабе, в другой степени актуальности.
Д.Медведев: У нас по понятным причинам всё это обострилось в 90-е годы именно в силу того, о чём говорил Ваш предшественник, – падение престижа науки, инженерных кадров на этой проблеме самым существенным образом сказались.
<…>