Федеральный закон принят Государственной Думой 29 октября 2024 года и одобрен Советом Федерации 6 ноября 2024 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на создание дополнительных механизмов противодействия незаконной миграции и обеспечение общественной безопасности.
В этих целях вносится ряд изменений в статью 3221 «Организация незаконной миграции» Уголовного кодекса Российской Федерации.
В частности, устанавливается нижний предел санкций, предусмотренных этой статьёй, что позволит обеспечить соразмерность и неотвратимость наказания. Часть вторая данной статьи дополняется такими квалифицирующими признаками, как совершение деяния с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Такие деяния отнесены к тяжким преступлениям, за совершение которых предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Статья также дополняется частью третьей, устанавливающей повышенную ответственность за организацию незаконной миграции в составе организованной группы или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации. Такие деяния будут признаваться особо тяжкими преступлениями, влекущими максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 5 миллионов рублей.
Кроме того, максимальный срок наказания в виде лишения свободы за преступления, связанные с фиктивной регистрацией и постановкой на учёт иностранных граждан и лиц без гражданства, увеличивается с трёх до пяти лет, а также предусматривается повышенная ответственность за подделку документов, изготовление или оборот поддельных документов, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
Корреспондирующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях уточнения подследственности уголовных дел о преступлениях, связанных с организацией незаконной миграции.