Федеральный закон принят Государственной Думой 9 июля 2024 года и одобрен Советом Федерации 10 июля 2024 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства о местном самоуправлении в части, касающейся осуществления межмуниципального сотрудничества, а также пределов ответственности органов местного самоуправления за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом определяются цели образования совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что организацию взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, некоммерческих организаций, к целям деятельности которых относится обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, в целях представления и защиты общих интересов органов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе представления указанных интересов в рамках единой системы публичной власти и при организации сотрудничества муниципальных образований с международными организациями и иностранными юридическими лицами, осуществляет Ассоциация «Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления».
Федеральным законом предусматривается расширение перечня видов деятельности, осуществление которых некоммерческими организациями в соответствии с учредительными документами позволяет органам государственной власти, органам публичной власти федеральной территории и органам местного самоуправления оказывать им поддержку как социально ориентированным некоммерческим организациям. Федеральным законом к таким видам деятельности относится развитие межмуниципального сотрудничества.
Федеральным законом также уточняются требования к кандидату для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации в части, касающейся постоянного проживания на территории субъекта Российской Федерации.
Так, в частности, в соответствии с Федеральным законом требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не распространяется на кандидата для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, который в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, замещает или замещал государственные должности Российской Федерации либо который замещает или замещал должности федеральной государственной гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и имеет классный чин федеральной государственной гражданской службы или классный чин юстиции, соответствующий воинскому званию высшего офицера.