Федеральный закон принят Государственной Думой 23 ноября 2022 года и одобрен Советом Федерации 30 ноября 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом предусматривается расширить перечень организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Так, правом на участие в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания наделяются общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации.
Федеральным законом сокращается с пяти до трёх лет срок осуществления правозащитной деятельности организацией, обладающей правом выдвижения кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии. Кроме того, Федеральным законом увеличивается с 90 до 120 дней срок выдвижения указанных кандидатур, а также на 15 дней увеличивается срок принятия советом Общественной палаты Российской Федерации решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры.
Федеральным законом предусматривается, что общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный контроль независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. При этом вмешательство политических партий, международных и иностранных организаций (объединений) в сферу деятельности общественных наблюдательных комиссий недопустимо.
В целях повышения эффективности осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественная наблюдательная комиссия ежегодно направляет отчётные материалы о своей деятельности по форме, установленной Общественной палатой Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации и в Общественную палату Российской Федерации, а также в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Федеральным законом предлагается оптимизировать финансовую деятельность общественных наблюдательных комиссий, предусмотрев возмещение расходов, связанных с осуществлением их членами своих полномочий, за счёт бюджетов общественных палат субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом уточняются полномочия Общественной палаты Российской Федерации по формированию общественных наблюдательных комиссий.