Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июля 2022 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом предусматривается создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Фонд создаётся путём реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом определяются правовое положение Фонда, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их компетенция, регулируются вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, а также устанавливаются социальные гарантии работникам Фонда.
Целью создания Фонда являются осуществление государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки), а также осуществление иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону Фонд является страховщиком по указанным видам обязательного страхования, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки).
Фонд создаётся при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Функции и полномочия учредителя Фонда осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе создать совет по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением развития в Российской Федерации систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, совершенствованием деятельности Фонда.
Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
К функциям Фонда, в частности, отнесены:
назначение и выплата пенсий, государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;
предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Нормативные правовые акты Фонда, затрагивающие права и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Органами управления Фонда являются председатель Фонда (постоянно действующий единоличный орган управления, осуществляющий текущее руководство деятельностью Фонда) и правление Фонда.
Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда, в состав которого входят в том числе представители общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители территориальных органов Фонда, общероссийских общественных объединений инвалидов и организаций, деятельность которых связана с защитой прав граждан в сфере социального обеспечения.
Положение о правлении Фонда и состав правления Фонда утверждаются Правительством Российской Федерации.
Фонд, территориальные органы Фонда, которые, так же как и Фонд, создаются в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, его обособленные подразделения и подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы Фонда, подведомственные Фонду учреждения.
Подведомственные Фонду учреждения, включая реабилитационные центры, создаются в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Реабилитационные центры Фонда осуществляют деятельность по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации граждан (в том числе получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний), включая санаторно-курортное лечение.
Создание Фонда не является основанием для прекращения или изменения возникших до дня его создания обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, подведомственных им учреждений, в том числе обязательств, возникших в результате причинения вреда или из договоров (государственных контрактов), включая трудовые договоры с работниками указанных фондов и их территориальных органов.
В целях социальной защищённости работников Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, Федеральным законом предусматривается предоставление работникам ряда социальных гарантий (в частности, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за время трудовой деятельности, приём на целевое обучение).
Работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов (за исключением руководителей территориальных органов и главных бухгалтеров) со дня создания Фонда и его территориальных органов продолжают осуществлять трудовую деятельность без испытательного срока и аттестации. За этими работниками сохраняются государственные гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сокращение численности или штата работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и обособленных подразделений в связи с реорганизацией не допускается.
Нормативные правовые акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в установленных сферах деятельности действуют до издания нормативных правовых актов Фонда в соответствующих сферах деятельности.