Федеральный закон принят Государственной Думой 24 мая 2022 года и одобрен Советом Федерации 8 июня 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года определяются порядок и условия назначения пенсий гражданам этих государств и членам их семей.
В настоящее время при назначении и выплате пенсий применяются соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в которых Россия выступает участником как государство – продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.
Эти соглашения, в том числе Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение), в большинстве своём основываются на принципе территориальности – пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств.
При этом предусматривается взаимное признание трудового стажа, в том числе льготного и специального, для установления права на пенсию, приобретённого на территории СССР за период до вступления в силу соглашений. Расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, несёт государство, его предоставляющее. Взаимные расчёты между государствами не производятся.
Необходимость такой модели международных договоров была обусловлена существующей структурой пенсионных прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств и государств Прибалтики, определяемой наличием у этих граждан значительного периода трудового стажа, выработанного в период существования СССР.
Однако за прошедшее с даты подписания Соглашения длительное время (30 лет) пенсионное законодательство как Российской Федерации, так и государств – участников Содружества Независимых Государств претерпело принципиальные изменения. В его основу положены страховые принципы, исчисление размера пенсии производится не из заработка, а из фактически поступивших взносов на обязательное пенсионное страхование, изменились и требования к стажу. Таким образом, нормы Соглашения не соответствуют современным реалиям и, как следствие, не позволяют гражданам указанных государств в полном объёме реализовать своё право на назначение пенсии.
Решение этих проблем возможно только путём осуществления плавного перехода от территориальной к пропорциональной модели построения межгосударственных отношений в области пенсионного обеспечения. Это означает, что каждое государство отвечает только за тот страховой (трудовой) стаж, который был приобретён на его территории.
Такие соглашения с отдельными государствами уже подписаны. Так, пенсионное обеспечение граждан Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Соответствующий договор подписан также между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, с Республикой Узбекистан и Республикой Молдова проводятся переговоры.
При денонсации Российской Федерацией Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников Содружества Независимых Государств будет осуществляться в соответствии с новыми заключёнными соглашениями либо (в отсутствие заключённых соглашений) в соответствии с национальным законодательством. При этом выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением, Российской Федерацией будет продолжена.