Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2021 года и одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятый в развитие изменений, внесённых в Конституцию Российской Федерации по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 года, заменит Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанными изменениями закрепляется принцип единства системы публичной власти в Российской Федерации, реализация которого призвана повысить эффективность взаимодействия всех уровней публичной власти (федерального, регионального и местного) для более качественного решения задач, стоящих перед органами публичной власти, а также усилить контроль деятельности и повысить ответственность этих органов.
Так, Федеральным законом устанавливаются принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия. Предусматривается согласование назначения на должность или освобождения от должности в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в таких важнейших сферах, как образование, здравоохранение, финансы, государственное регулирование тарифов, жилищный контроль (надзор), строительный надзор, контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации. Такое определение статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации дало юридические основания для установления новых мер ответственности, применяемых к нему, – предупреждения и выговора. При этом в случае неустранения причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора, Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности. Помимо этого расширяется круг оснований для отрешения руководителя региона от должности в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, которые ранее были связаны с несоблюдением антикоррупционных требований. В случае если гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, был отрешён от этой должности Президентом Российской Федерации, он не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации в течение пяти лет.
Одновременно главы регионов наделяются полномочиями по привлечению к ответственности глав муниципальных образований: за ненадлежащее исполнение обязанностей по осуществлению переданных полномочий высшие должностные лица субъектов Российской Федерации могут выносить им предупреждение или объявлять выговор. В случае непринятия мер по исправлению ситуации глава муниципального образования может быть отрешён от должности.
Федеральным законом не ограничивается количество сроков замещения должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем не исключается возможность закрепления такого ограничения в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом также предусматривается изменение некоторых элементов статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Конкретизируется перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Повышается роль Государственного Совета Российской Федерации как конституционного органа, обеспечивающего согласованное функционирование всех уровней публичной власти. Предусматривается возможность рассмотрения рабочими органами Государственного Совета Российской Федерации законопроектов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих (изменяющих) полномочия регионов или устанавливающих (изменяющих) их расходные обязательства.
Федеральным законом также закрепляются новые подходы к оценке эффективности деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации, к участию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения, ужесточаются антикоррупционные требования.