Федеральный закон одобрен Государственной Думой и Советом Федерации 11 марта 2020 года, одобрен по состоянию на 14 марта 2020 года законодательными (представительными) органами 85 субъектов Российской Федерации.
Справка Государственно-правового управления
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон) предусматривает внесение изменений в главы 3–8 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) в целях совершенствования организации и функционирования публичной власти как инструмента достижения конституционно значимых целей, следующих из положений глав 1 и 2 Конституции.
Законом, в частности, предусматривается следующее.
В Российской Федерации гарантируются уважение и защита человека труда. Государством также гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.
Устанавливается, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Закрепляется обязательная индексация пенсий не реже одного раза в год.
В Российской Федерации гарантируется обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Приоритетом государственной политики России являются дети. В Российской Федерации обеспечивается приоритет семейного воспитания. В случае если воспитание детей в семье невозможно, государство берёт на себя обязанности родителей в отношении таких детей.
Государство берёт на себя обязанность по поддержке и охране культуры как уникального наследия многонационального народа России.
Провозглашается, что Российская Федерация обеспечивает защиту исторической правды, чтит подвиг защитников Отечества. Умаление подвига народа при защите Отечества не допускается.
Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечивает защиту их интересов и сохранение общероссийской культурной идентичности.
В соответствии с Законом к ведению Российской Федерации дополнительно отнесены: организация публичной власти; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития; информационные технологии, обеспечение безопасности личности, общества и государства при их применении; космическая деятельность; сельское хозяйство; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования; обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Устанавливается, что Российская Федерация является правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР, признаётся преемственность в развитии Российского государства и сложившееся на протяжении тысячелетней истории нашей страны государственное единство.
Всем лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, должности руководителей федеральных государственных органов, запрещается иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Законом устанавливается, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Изменения Конституции Российской Федерации затрагивают конституционный статус Президента Российской Федерации. Повышаются требования к кандидату на должность Президента Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Данное требование предлагается распространить на Президента Российской Федерации, занимающего эту должность на момент вступления в силу Закона, без учёта числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на тот момент.
Согласно Закону Президент Российской Федерации обязан назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, за исключением министров силового блока, в отношении которых предусматривается согласование с Советом Федерации.
За Президентом Российской Федерации закрепляется полномочие назначать на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождать от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров, а также назначать на должность и освобождать от должности иных прокуроров, если это установлено федеральным законом.
Предусматривается возможность внесения Президентом Российской Федерации в Совет Федерации представления о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.
Законом устанавливается право Президента Российской Федерации формировать Государственный Совет Российской Федерации, определяются цели его формирования, а также цели формирования Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации.
В Конституции закрепляются элементы статуса Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, ему устанавливаются конституционные гарантии, а также определяется порядок лишения его неприкосновенности.
Законом предлагается новый подход к формированию Совета Федерации. Так, Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В его состав входят представители от каждого субъекта Российской Федерации, представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, а также Президенты Российской Федерации, прекратившие исполнение своих полномочий, в случае их согласия.
В Конституции закрепляется право Совета Федерации, Государственной Думы осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления.
Закрепляется персональная ответственность Председателя Правительства Российской Федерации перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий. На Правительство Российской Федерации дополнительно возлагаются следующие полномочия: обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики; обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития России, сохранение и развитие её научного потенциала; обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, улучшение качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики; поддержка добровольческой (волонтёрской) деятельности; содействие развитию предпринимательства и частной инициативы; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Законом устанавливается количество судей Конституционного Суда Российской Федерации – 11 судей. Закрепляются полномочия Конституционного Суда Российской Федерации разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых законов до их подписания Президентом Российской Федерации; разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации; проверять конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования.
Органы местного самоуправления для наиболее эффективного решения задач в интересах населения во взаимодействии с органами государственной власти включаются в соответствии с Законом о поправке к Конституции Российской Федерации в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
Все указанные изменения вступают в силу в случае соблюдения двух условий. Законом о поправке к Конституции Российской Федерации предусматривается обязательное направление в Конституционный Суд Российской Федерации запроса для оценки соответствия предлагаемых изменений положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. В случае дачи Конституционным Судом заключения о соответствии Конституции Российской Федерации предлагаемых изменений проводится общероссийское голосование.
Если по результатам общероссийского голосования изменения в Конституции Российской Федерации поддержат более половины граждан, которые примут в нём участие, то изменения, предусмотренные Законом о поправке к Конституции Российской Федерации в главы 3–8 Конституции Российской Федерации, вступят в силу.